Главное меню
Архив новостей
О библиотеке
Документы
Отделы
Электронный каталог
Выбирай и Читай!
Краеведение
Конкурсы
Выставки
Большое чтение
Проекты
Для коллег
Спроси библиотекаря
Информ-страничка
О сайте
Контакты





Из кейса методиста: Посеяли поле идей

Продолжаем публикацию материалов публичной защиты библиотечных инноваций, состоявшейся на курсах заведующих детскими библиотеками области в апреле 1999 г. Начало - в первом номере нашего вестника.

«Реверанс тинейджеру» - так необычно назвали свою идею сотрудники зала для подростков «Тинейджер» Областной библиотеки для детей и юношества. С защитой идеи выступила заведующая залом Г.Ю. Малышева.
«Реверанс»- это поклон в знак приветствия и благодарности. Тинейджер - человек в возрасте ТИН, подросток от 13 до 19 лет. Реверансом тинейджеру явилось открытие в библиотеке специального зала.
Идея создания «ниши» для этой особой категории читателей, со своей субкультурой, манерой поведения, родилась давно, но реализовать ее удалось не сразу. В год открытия ОБДЮ (1995г.), объединившей Областную детскую и Областную юношескую библиотеки, такой структуры в библиотеке не было. Подростки пользовались абонементом и читальным залом «Отрочество. Юность» вместе с читателями юношеского возраста, но комфортно себя не чувствовали: они словно «потерялись», растворились в огромном библиотечном пространстве. Это показало и специальное социологическое исследование, проведенное методистами библиотеки. С результатами исследования была ознакомлена администрация. Подростки получили собственную территорию - небольшой зал, который первоначально был назван Залом интеллектуального досуга.
Современный дизайн, уют и комфорт, отбор литературы и игр, атмосфера доброжелательности и доверия - все это притягивало как магнит. Подростки пошли в зал «лавиной».
Очень скоро обнаружилось, что зал нужен подросткам не только для досугового, но и для делового чтения: они приходили за учебником, литературой к докладу, реферату, сочинению. Зал был востребован его посетителями как многофункциональный. Число его завсегдатаев росло не по дням, а по часам: зал не вмещал всех желающих. Оценив ситуацию, администрация библиотеки пошла навстречу тинейджерам, переселив их в более просторное помещение. Подростки сами назвали свой зал «Тинейджер». Зал стал местом, куда они «постоянно спешат», где они «классно проводят время», где их ждут и бывают им рады. Любимый праздник тинейджеров, отмечаемый в библиотеке, - это День рождения Зала.
Так шаг за шагом в библиотеке была реализована идея реверанса тинейджеру.

Редко бывает, чтобы материал для литературного вечера собирали дети - читатели библиотеки. В Палехской детской библиотеке такой сценарий родился. Он посвящен истории села-академии и называется тепло и поэтично - «Сказки с речки Палешки».
Палех. Сказочное Лукоморье. Край талантливых художников - мастеров лаковой миниатюры. В декабре 1999 года исполнилось 75 лет этому удивительному искусству. Чтобы рассказать о нем, нужно по-настоящему любить свое село, родиться в нем.
Сотрудники библиотеки заметили, что в последнее время все больше маленьких палешан проявляют интерес к истории Палеха, от них поступает много запросов о происхождении названий «улочек старинных, улочек былинных». Вместе с учителем истории было решено организовать для школьников историко-краеведческую экспедицию.
Участники экспедиции перелистали множество книг, газетно-журнальных статей, архивных материалов не только в библиотеке, но и в музее лаковой миниатюры. Они встретились со старожилами села и молодыми художниками. Собранный материал был систематизирован заведующей Палехской детской библиотекой И.И.Филюшкиной.

В 1999 году в Центральной городской детской библиотеке г. Иванова была осуществлена реорганизация структуры отдела обслуживания читателей. До последнего времени в отделе было единое книгохранилище для читателей всех возрастных групп, единый читальный зал для детей от 5 до 15 лет, зал свободного чтения, а также две кафедры выдачи литературы на дом по возрастам (при каждой кафедре - свои платные мини-абонементы).
Однако практика показала, что такая структура отдела имела свои минусы. Единый для всех возрастов читальный зал был явно перегружен. А самое главное, «забытыми» оказались малыши, у них не было своей «ниши»: ребенку негде было почитать, поиграть, посидеть с родителями в окружении книг, игрушек, рисунков...
Проанализировав все «за» и «против» такой структуры, сотрудники пришли к мысли о ее изменении. Это коснулось и расстановки кадров, и организации фондов.
В результате проведенной отделом большой работы структура его стала следующей:
зал делового чтения;
зал свободного чтения;
отдельный абонемент для малышей - детей от 5 до 10 лет, в котором выделена кафедра выдачи литературы на дом и уголок семейного чтения, где с удовольствием проводят свое свободное время малыши и их родители;
единый платный абонемент.
На прежнем библиотечном пространстве удалось создать совсем иные - более комфортные условия для читателей.

«Чтение - игра - творчество - вот ступени развития личности ребенка в библиотеке». Такова концепция идеи, с защитой которой выступила Т.В.Соловьева, директор муниципальной организации культуры «Детская библиотека» г. Комсомольска. Автор идеи - весь коллектив библиотеки.
Все началось с пушкинского Лукоморья... К 200-летию со дня рождения А.С.Пушкина сотрудник библиотеки С.Сорокина подготовила для детей 6-10 лет сценарий игры-путешествия по сказкам. Необычность сценария была в том, что он приглашал не только к путешествию, но и к самовыражению, творчеству.
Путешествуя по «карте» волшебного Лукоморья, где «лес и дол видений полны», дети вместе с Ведущим вспоминали знакомые строки поэта, декламируя их хором, разгадывали кроссворд, отвечали на вопросы. Во время игры дети инсценировали фрагменты из сказок, рисовали: кто автора, кто - полюбившихся героев. Иллюстрации выставлялись на «Вернисаже у Кота Ученого». Рисунков оказалось так много, что сотрудники библиотеки решили оформить их в виде книжки-картинки «Сказки Пушкина в детских рисунках».
А потом появилась идея провести презентацию этой книжки. Картинки «ожили» в День рождения поэта.
Чтение - игра - творчество... Удачно совмещаются эти виды деятельности читателей в детских хобби-клубах, которые созданы при библиотеке, - «Почемучка» и «Клуб веселых и начитанных». Громкие чтения, беседы, обзоры библиотекарей побуждают клубовцев к самовыражению: они охотно пишут сценарии, составляют кроссворды, иллюстрируют и инсценируют любимые литературные произведения, шьют костюмы и делают декорации.
А что если отослать лучшие работы (кроссворды, стихи, рисунки) в центральные детские журналы?! Сначала это сделали библиотекари, а вскоре - и сами клубовцы. Посетители «Клуба веселых и начитанных» самостоятельно написали письмо в «Детскую роман-газету», рассказали о своем клубе, представили свои «опусы». Материалы были опубликованы.

В 1999-ом году в детской библиотеке-филиале № 5 Кинешемской городской ЦБС вышло в свет юбилейное издание рукописной книги «История библиотеки глазами читателей». Состоялась ее презентация. (За плечами библиотеки - 80-летняя история, сложившиеся традиции. Редко кто из кинешемцев не посещал ее в детстве. Библиотека может похвастаться своими читательскими династиями.)
Идея создания такой уникальной книги появилась в 1998-ом году. Тогда же начали и сбор материалов для нее.
Об этой интересной идее рассказала присутствующим заведующая библиотекой Т.И. Луковицына.
В книге альбомного формата уже более сорока страниц. Она - в толстом переплете, на обороте яркой, красивой обложки - зарисовка художника: фасад здания, в котором располагается библиотека. Материал книги систематизирован в трех главах. Главу первую «Что за чудо этот дом!», представляющую историю библиотеки в документах, написали ее сотрудники-библиотекари. Авторы второй главы «Летопись воспоминаний» - читатели разных поколений, начиная с 30-х годов. Читатели бывшие и настоящие. Это правдивая повесть о библиотеке разных лет. Читатели с удовольствием вспоминают о своем первом посещении библиотеки, о первой взятой в библиотеке книге, о любимом библиотекаре. В третьей главе книги «Я люблю тебя, моя библиотека!» собраны рисунки, стихи, рассказы читателей, детей и взрослых, создающие образ любимой библиотеки.

Идея создания в библиотеке семейного читательского клуба не нова, но пути, ведущие к его созданию, могут быть разными... С идеей такого клуба выступила сотрудник Гаврилово-Посадской детской библиотеки С.В. Степанова.
Мысль о клубе родилась неслучайно. Общаясь с учителями начальных классов школ поселка, сотрудники детской библиотеки узнали горькую истину: идущие в первый класс шестилетки далеки от Маршака, Барто, Чуковского; известные сюжеты из их книг они знают лишь по мультфильмам.
Любовь к книге, первое прикосновение к ней начинается в семье. Но в сегодняшней проблематичной жизни родителям не до детской литературы. А что если попытаться помочь родителям возродить давнюю российскую традицию семейных чтений?!
Началась кропотливая работа. Библиотека отказалась от прежней традиционной записи маленьких детей в библиотеку. Теперь каждый ребенок должен был прийти для записи с папой или мамой. Библиотекари знакомились с семьями. Назначен был день презентации библиотеки для приглашенных семей. Многие родители впервые перешагнули порог детской библиотеки, узнали, что она может дать ребенку, выбрали первую книгу для совместного чтения. А потом... стали приходить в библиотеку постоянно, делясь с библиотекарями впечатлениями о прочитанном. Многие по-настоящему увлеклись детской литературой, открыли для себя новых писателей, которых не смогли прочитать в своем детстве... Интересно прошли и первый семейный праздник в библиотеке - КВН по популярным детским книгам, и литературные встречи, посвященные юбилеям детских писателей, к которым с большим желанием готовились и родители, и дети.
Так, исподволь, в библиотеке шла подготовка к созданию семейного читательского клуба.
Когда библиотека объявила об открытии клуба, родители выступили с инициативой сочинить девиз, гимн, создать эмблему. На презентации клуба был полный аншлаг: многие семьи пришли в полном составе!
Создавая клуб, коллектив детской библиотеки не ставил задачу читать родителям лекции о проблемах воспитания детей литературой. Главное, считают сотрудники библиотеки, - привлечь родителей в библиотеку, показать, как богат этот мир и как много может он дать ребенку и всей семье.
Книга, прочитанная вместе с детьми, объединяет души, помогает наладить взаимоотношения в семье.

Музы Аполлона, «врачевательницы сердца», вдохновили сотрудников двух детских библиотек области - Родниковской и Фурмановской.

Детский отдел Родниковской публичной библиотеки задумал организовать в своих «пенатах» творческое объединение одаренных детей, назвав его «Клуб семи муз». Идея его создания принадлежит заведующей ДО Н.А.Крыловой.
Клуб уже состоялся. Сегодня он объединяет детей с самыми разными талантами: кто-то пишет стихи, музыку, кто-то рисует, танцует, изобретает...
В клубе талантливые ребятишки получили возможность общаться друг с другом, делиться своими творческими замыслами. Уже есть разработанные детьми рекламные буклеты клуба, при создании которых авторы проявили незаурядную фантазию. Создается мини-музей ребячьих поделок, готовится к изданию сборник литературных произведений клубовцев с авторскими иллюстрациями.

В детском отделе Фурмановской городской ЦБС родилась идея «уголка трех муз» - необычной формы раскрытия фонда литературы по искусству. Автор идеи - библиотекарь абонемента И.Г. Пазухина.
«Уголок трех муз» - это выставка-спектакль. В Уголке - не только книги и журналы, но и макет театральной сцены. Три «ожившие» музы - Эвтерпа, Мельпомена и Терпсихора, в тогах греческих богинь, приглашают читателей на «свой Олимп», в Уголок трех муз. Тихо, чуть слышно, звучит мелодия Р. Паулса. Дети слушают рассказ трех муз: Эвтерпы - о жанре лирической поэзии, ведь она ее покровительница; Мельпомены - о волшебстве сцены; Терпсихоры - об искусстве танца. Рассказы муз сопровождаются показом: на маленькой сцене разыгрывается кукольный спектакль по мотивам венгерской сказки «Два жадных медвежонка», под музыку Чайковского муза балета Терпсихора вальсирует с приглашенными. Эвтерпа сообщает, что среди читателей библиотеки у нее есть друзья - юные поэты. Их стихи представлены в Уголке муз в сборнике «Библиотечка молодых поэтов г. Фурманова». Чтение стихов продолжает презентацию Уголка.

Новую форму перерегистрации читателей предложила вниманию слушателей-экспертов заведующая Южской детской библиотекой Л.П. Шустова. Сотрудники библиотеки подхватили и претворили в жизнь идею библиотекаря Емельяновского сельского филиала Южской ЦБС И.Д.Беловой.
Обычная процедура перерегистрации читателей, начинающаяся с первых дней нового года, необходимая больше библиотекарю, нежели читателю, была превращена в игру-лотерею «Счастливый номер».
За месяц до перерегистрации в библиотеке появилось объявление: «Ребята! Перерегистрация читателей в этом году будет проходить не совсем обычно. Те 100 читателей, которые придут в библиотеку с 3 по 8 января, смогут сами выбрать свой читательский номер, участвуя в игре-лотерее «Счастливый номер». Приходите! Вас ждут необычные розыгрыши и сюрпризы!»
Для игры было заготовлено 100 красочных лотерейных билетов с номерами и заданиями типа «отгадай загадку», «из какого произведения этот отрывок», «ответь на вопрос-шутку» и др. Читатель должен был выбрать лотерейный билет, номер его становился номером читательского билета. Если ребенок верно выполнял задание, то получал еще и приз. Лотерея была задумана как беспроигрышная.
И каковы результаты? «Новинка» сразу же привлекла массу детей. Регистрация
первых ста читателей была завершена в два дня!

Интересную библиотечную программу для дошкольников разработала сотрудник Центральной городской детской библиотеки г. Иванова Н.В. Анисимова. Название программы необычное - «Большой секрет для маленькой компании».
Пристрастие к поэзии - отличительная особенность детей 5 - 6 лет. Они любят стихи, заучивают их наизусть. В поэтическую программу вошли имена известнейших детских поэтов - А. Барто, С. Маршака, С. Михалкова и К. Чуковского. Образность и наглядность, изобретательность в подаче материала делают занятия очень привлекательными. Дети играют, рисуют, читают стихи, постигая секреты поэтического слова.

 
Rambler's Top100 Цитируемость ресурса Рейтинг@Mail.ru Портал Library.Ru 1-я Виртуальная справка

Ивановская областная библиотека для детей и юношества © 2007-2024
Яндекс.Метрика