В самые последние дни 2003 г. с целью стимулирования в коллективе размышлений о деятельности ОБДЮ была предпринята попытка совместного «послойного» описания итогов рабочего года. Сотрудникам библиотеки было предложено записать в анкете свои ассоциации с символически выделенными 12 номинациями РЕЙТИНГА ГОДА. В опросе приняли участие представители отделов обслуживания и внутренних служб, заведующие отделами и рядовые сотрудники. Представление полученных данных проводилось ежедневно по одной из номинаций. В каждой номинации РЕЙТИНГА выявлялись лидеры. 12 дней января 2004 г. сотрудники библиотеки могли знакомиться с мнениями коллег и комментариями на специально оформленных листах. Вашему вниманию предлагаем размышления над итогами исследования «РЕЙТИНГ ГОДА, или ОБДЮ-2003».
Итак, номинация №1, или ДЕВИЗ ГОДА. Здесь сотрудники библиотеки записали самые разнообразные девизы, под которыми работали они, или, по их мнению, вся библиотека в 2003 году. Назовем здесь лишь некоторые: «Только вперед!», «Покой нам только снится!», «Работать! Работать! Работать!», «Цель творчества - самоотдача», «Если рядом живут таланты, надо вовремя им аплодировать!», «Принимай то, что изменить не можешь, изменяй то, что можешь, и умей отличить одно от другого», «Читателю - достойную информацию, а библиотекарю - достойную зарплату!». Один из девизов звучал так: «Все для читателя». Именно для него и работает библиотека, поэтому следующей позицией РЕЙТИНГА стала номинация № 2, или ЧИТАТЕЛЬ ГОДА. Некоторые из библиотекарей указали здесь конкретных читателей. (Заметим, что эти ответы сотрудников библиотеки сами по себе очень показательны. Так, одни библиотекари дали лишь фамилии читателей, другие назвали имя или имя-отчество и привели обоснование своего мнения. Согласитесь, что такие ответы было приятно читать и самим сотрудникам библиотеки, не говоря уже о том, что, вероятнее всего, и в общении с читателями эти библиотекари обращаются к ним подобным образом…). Другие библиотекари в этой номинации указали читательскую категорию (например, не заметить в ОБДЮ студенчество просто невозможно!). Третьи - попытались создать описательный образ читателя года. Интересен ответ одной из наших коллег, содержащий анализ читательской аудитории и, как нельзя более точно, выражающий состояние информационной культуры пользователей библиотеки: «Очень разный: один умеет искать, оценивать, использовать информацию и создавать новую, другой, не..., не..., не...». Далее - следующая позиция РЕЙТИНГА - номинация № 3, или ЗАПРОС ГОДА. Запросы, зафиксированные библиотекарями в анкетах, были разнообразны - это и самые популярные книги, и самые актуальные темы, и вопросы, потребовавшие углубленных библиографических разысканий, и, конечно же, запросы-«перлы»… В номинации № 4, или УСЛУГА ГОДА чаще всего было названо ксерокопирование. Сотрудники библиотеки также высоко оценили «возможность свободного пользования Интернет и электронной почтой» и записали эту услугу с восклицанием: «Интернет!». Лидером номинации № 5, или МЕРОПРИЯТИЕ ГОДА стал «Областной фестиваль творчества детей-инвалидов», сюда же попали «Неделя детской и юношеской книги» и еще несколько наиболее ярких мероприятий года. Жизнь современной библиотеки трудно представить без проектного развития. Именно поэтому следующей позицией РЕЙТИНГА стала номинация № 6, или ПРОЕКТ ГОДА. Лидерами здесь стали: проект «Дебют» (направлен на поддержку юных талантов и осуществляется Отделом искусств), а также проект «С чего начинается Родина?» (направлен на продвижение идей толерантности среди детей и юношества). Лидером номинации № 7, или ПОЕЗДКА ГОДА стало ошеломляющее деловое путешествие И.Л. Гореловой: «Поездка Ирины Леонидовны в США» и просто: «В Америку!»… Далее отмечены: поездки в города Вичугу, Кинешму и Шую, совершенные слушателями «Школы молодого краеведа» с «замечательным экскурсоводом» и «чудесным лектором» Н.С. Ильиной. На 1 место в номинации № 8, или ДАР ГОДА вышло повышение заработной платы в октябре. Сюда же попали дары для конкретных отделов, укрепивших свою материально-техническую базу и, конечно же, книги. Для эффективной деятельности любой библиотеки крайне необходимы тесные контакты с общественностью. Именно поэтому следующей в РЕЙТИНГЕ стала номинация № 9, или ПАРТНЕР ГОДА. Чаще опрошенные сотрудники библиотеки назвали 2 партнеров: В.А. Зайцева (ИГХТУ, Кафедра экономики и финансов) и Н.А. Кустову (Общество любителей книги). Наиболее высокие оценки в номинация № 10, или БИБЛИОТЕКАРЬ ГОДА получили профессиональные и личные качества Н.Н. Фищук и Е.А. Зарубиной. Здесь же были отмечены: Г.А. Шаройко, Н.С. Ильина, И.Л. Горелова и другие сотрудники ОБДЮ. Работа библиотеки затрудняется без соответствующей материально-технической базы, постоянного обновления оборудования, техники, поэтому в РЕЙТИНГ была включена номинация № 11, или ПОКУПКА ГОДА. Именно здесь библиотекари выделили покрытие линолеумом полов в читальных залах, приобретение множества новых изданий, покупку компьютерного оборудования и бытовой техники. Самой полной по количеству высказанных ответов оказалась номинация № 12, или СЮРПРИЗ ГОДА. Видимо, действительно, права одна из наших коллег, записав в анкете: «Наша работа полна сюрпризов»… На 1 место в номинации попало приятное событие из жизни ОБДЮ - обновление читального зала «Юность». К сожалению, в РЕЙТИНГ угодил и другой «сюрприз» - авария в помещении абонемента Отдела иностранной литературы, говоря языком анкет – «наводнение в «Медиатеке». Таковы были первые результаты РЕЙТИНГА… Но это далеко не вся информация, полученная в ходе исследования. Когда номинации закончились, по каждой были выявлены лидеры и все познакомились с ними, сотрудникам ОБДЮ было предложено еще немного информации к размышлению… Свою оценку получили «ответы-лидеры номинаций» - был проведен анализ того, каким процентом сотрудников библиотеки указаны лидеры номинаций «РЕЙТИНГА ГОДА», т. е. оценено восприятие сотрудниками деятельности библиотеки в целом, умение выделить важное, главное, значимое. Далее были оценены и «неответы» - проанализировано, по каким из предлагаемых номинаций «РЕЙТИНГА ГОДА» и какие именно группы сотрудников в большей степени затруднились описать свои ассоциации, т.е. оценена степень информированности коллектива библиотеки. Этот взгляд на «РЕЙТИНГ ГОДА» позволил оценить уровень корпоративной культуры и, в частности, состояние системы (горизонтальных и вертикальных каналов) внутренней коммуникации, от четкости и отлаженности которой во многом зависит эффективность работы библиотеки в целом. Таким образом, использованная в ходе исследования «РЕЙТИНГ ГОДА, или ОБДЮ - 2003» методика, позволила получить колоссальную информацию. Заметим, что предложенные номинации РЕЙТИНГА ГОДА и полученные результаты затронули многих и стимулировали обмен мнениями и деловые споры о работе библиотеки как внутри отделов, так и между конкретными сотрудниками. Каждый сотрудник библиотеки, познакомившийся с результатами, увидел здесь много интересного и полезного… Кто-то при этом испытал положительные эмоции, кому-то удалось подметить отрицательные моменты. Использование элементов методики РЕЙТИНГА при подведении итогов года позволило каждому сотруднику оценить собственную деятельность в контексте общебиблиотечной, а это, в свою очередь, способно дать лишь позитивные результаты в последующей работе ОБДЮ в целом. Согласитесь - это здорово! О. Касаткина, гл. библиотекарь ОБДЮ |