Продолжая разговор о мероприятиях паблик рилейшнз, начатый в вестнике «Волшебная шляпа» № 4 (17), 2003 г., мы остановимся на корпоративных праздниках. Общеизвестно, что внутренние корпоративные мероприятия, или, другими словами, праздники, поддерживают в коллективе атмосферу взаимной доброжелательности. В России это особенно важно, поскольку в нашей традиции очень большое значение придается неформальным отношениям между сотрудниками. Они, несомненно, очень сильно влияют и на такую тонкую материю, как общий климат в коллективе, и непосредственно на результативность работы организации. Зачем нужны праздники? Сотрудники работают лучше и эффективнее, если видят друг в друге не только штатную единицу, с которой необходимо общаться в силу пересечения функциональных обязанностей, но и живого, хорошо знакомого человека. Быстрее решаются многие вопросы, облегчается обратная связь между сотрудниками, возрастает уровень психологического комфорта. Создаются все условия для того, чтобы люди чувствовали себя единой командой. На праздничных мероприятиях могут решаться простые организационные задачи - знакомство сотрудников разных отделов, что особенно актуально для больших систем. Формирование из сотрудников слаженной команды единомышленников - это более сложная задача, решаемая, в том числе и на общих мероприятиях. Праздники содержат в себе и эмоциональную составляющую: отстранение от прошлых забот и трудностей, совместное планирование будущего.
Что отмечаем? Для облегчения творческой задачи приведем условную классификацию возможных праздников и мероприятий в коллективе. Календарные праздники - “красные дни календаря”, которые уместно отмечать в коллективе сотрудников: Новый Год; День защитника Отечества; 8 марта; профессиональный праздник. Несмотря на то, что календарные праздники проводились (и проводятся) каждый год и что-то новое в их сценарий добавить трудно, творческий подход к подготовке события может совершенно преобразить любое протокольное мероприятие. В проведении календарных праздников наиболее заинтересованной стороной является руководство библиотеки. Спортивные мероприятия, праздники и конкурсы способствуют формированию командного типа работы в организации, укрепляют межличностные неформальные отношения и помогают проявлению индивидуальных качеств сотрудников. В коллективе спортивные праздники и соревнования проходят всегда оживленно и почти всегда успешно, если вы сумели превратить их в праздник, в шоу с выходом на природу. Это могут быть не только соревнования в известном виде спорта, но и в придуманном или экзотическом виде (например, перетягивание каната, смысл «мы можем это сделать»). Также можно проводить соревнования и конкурсы в профессиональном мастерстве. Очень распространены в последнее время различные тестирования, анкетирования, рейтинги профессиональной тематики. Подведение итогов такого рода мини-исследований может стать настоящим праздником в коллективе. В ОБДЮ это проводилось следующим образом: прошел конкурс «Семь библиочудесниц», в рамках которого сотрудники определяли кого из коллег можно направить на международный симпозиум, кому доверить библиотечные фонды, с кем как читателю было бы интересно общаться, с кем отправились бы на необитаемый остров (Мисс Робинзонада), кто является «двигателем прогресса» в библиотеке и т.д. На празднике, посвященном Дню библиотек, помимо вручения грамот и благодарственных писем от администрации, подвели итог и наградили победивших в этих номинациях. В самые последние дни 2003 г. была предпринята попытка «послойного» описания итогов прошедшего рабочего года. Сотрудники ОБДЮ были приглашены к размышлению о работе библиотеки в уходящем году. В анкете предлагалось записать свои ассоциации по 12 номинациям: девиз года, читатель года, запрос года, услуга года, мероприятие года, проект года, поездка года, дар года, партнер года, библиотекарь года, покупка года, сюрприз года. В качестве примера назову лишь некоторые из ответов: «если рядом живут таланты, надо вовремя им аплодировать» (номинация «Девиз года»); «дайте «Сектор газа» послушать. Нет? Ну, тогда Чайковского!» (номинация «Запрос года»). Лидером номинации «Поездка года» стала поездка И.Л. Гореловой в США. Кафедра экономики и финансов ИГХТУ с ее руководителем В.А. Зайцевым, поддерживающая все наши проекты с детьми из социально уязвимых слоев населения стала победителем в номинации «Партнер года». Это ли не готовый сценарий для празднования Общероссийского дня библиотек, которое можно провести в форме церемонии присуждения премий по различным номинациям. Можно устроить конкурс граффити - рисунков на стене, заборе. Именно так вы можете красочно прорекламировать себя для жителей района, оживив серый забор вокруг вашей библиотеки и собрав при этом доброжелательные отзывы. Фольклорные праздники могут быть представлены в вашем календаре мероприятий как привычной Масленицей, так и более необычным Праздником урожая, на котором могут быть представлены плоды с собственных дачных участков (свежие овощи и фрукты, домашние заготовки). Программа праздника может включать: конкурс на самое оригинальное варенье, конкурс садовой экзотики, ландшафтного дизайна (фото). Одной из скрытых задач праздника является обмен впечатлениями после отпусков, настрой на будущий рабочий год, своего рода “корпоративная зарядка”. Развлекательные мероприятия - общее название для праздников, которые в основном выполняют функции по организации совместного времяпрепровождения и развлечения сотрудников (дискотеки, вечеринки). Подобные мероприятия наиболее популярны в небольших городах, где нет общей развлекательной инфраструктуры для молодежи. В больших городах сотрудники соответственно своим предпочтениям и вкусам выберут для своего посещения определенные клубы и дискотеки. Игры также могут сопутствовать любому серьезному мероприятию, при правильной подготовке атрибутики они вполне могут превратиться в полноценное зрелище. Мы привыкли, что игра это необходимый «энергетический кислород» для ребенка, но не менее важна она и во взрослой жизни. Игра помогает человеку регулировать собственное поведение и устанавливать взаимоотношения с другими людьми, развивает способность нестандартного подхода к решению житейских проблем, учит ориентироваться в явлениях культуры и многому другому. Наполнив форму новым содержанием, можно организовать и с блеском провести, например, КВН между отделами, филиалами по соответствующей тематике. Если Вы придумаете несколько новых конкурсов, успех обеспечен. Желаемый эффект вовлечения достигается за счет того, что большинство сотрудников являются не пассивными зрителями, а активными участниками игр. Специалисты говорят - никакие планерки, собрания, мозговые штурмы, тренинги и семинары не заменят того воздействия, которое может оказать на коллектив грамотно выстроенный корпоративный праздник. Постарайтесь использовать эту возможность, чтобы такими незначительными затратами достичь очень серьезных целей. Люди будут по-настоящему благодарны за возможность отдохнуть, узнать друг друга поближе, испытать гордость за то место, где они работают. Ведь чаще всего именно это выручает библиотеку в сложную минуту и приводит ее к успеху. Скоро очередные праздники. Дерзайте, фантазируйте. Все в ваших руках! (При подготовке статьи использованы материалы журналов «Со-общение» и «Праздник») И. Деткина, гл. библиотекарь отдела маркетинга и методического обеспечения ОБДЮ |