Главное меню
Архив новостей
О библиотеке
Документы
Отделы
Электронный каталог
Выбирай и Читай!
Краеведение
Конкурсы
Выставки
Большое чтение
Проекты
Для коллег
Спроси библиотекаря
Информ-страничка
О сайте
Контакты





Мастерская: «Фэнтези - не экстази», или «книгочиты», «книгочеты» и другие действующие лица

В Ивановской области стало хорошей традицией проводить детские творческие смены в оздоровительном лагере «Березовая роща».

Каких только среди них не было! И творческая смена любителей цирка - «фантиков» («фантики» – это маленькие фанаты цирка) – «Леопольдия», и творческая смена защитников леса – «Леспублика», и творческие смены любителей животных, музыки, танцев, и…

И почему было не состояться библиотечной смене? И она состоялась!

По инициативе Управления культуры и искусства Ивановской области в октябре-ноябре 2004 года несколько сотен ребятишек – любителей библиотечной книги собрались в «Березовой роще», чтобы отдохнуть, оздоровиться и проявить свои творческие способности.

Сегодня не все дети обращаются к библиотечной книге, пытаясь заменить ее массовой культурой и Интернетом. Однако по-настоящему образованным, культурным человеком без библиотеки все-таки не станешь.

Поэтому решено было оказать поддержку читающим детям, сделать для них библиотеку и библиотекаря еще ближе, чтобы не угас в них огонек любви к чтению, а для кого-нибудь библиотека стала и профессиональным выбором.

Было решено, каламбурно выражаясь, провести библиотечную смену для библиотечной смены. Приглашение принять участие в ее работе получили лучшие читатели непосредственно в детских библиотеках области. Библиотечная смена насчитывала 18 детских отрядов.

Руководители детского оздоровительного лагеря: директор Сергей Михайлович Щеголев, старший воспитатель Михаил Борисович Куликов, старшая вожатая Галина Ивановна Николаева сделали все возможное, чтобы творческая библиотечная смена была интересной, наполненной событиями. А приехавшие в лагерь в качестве воспитателей сотрудники детских библиотек области Т.А. Агапова, М.В. Смирнова, И. В. Ульшина, О.В. Чункина, Т.В. Бедяева, Т.М. Шелест, Е.А. Баранова и другие во главе со своим руководителем – автором данных воспоминаний, постарались наполнить ее необычными и запоминающимися занятиями.

Но, начнем по порядку. Еще до начала смены состоялось предварительное согласование ее программы между руководителями лагеря и представителями Областной библиотеки для детей и юношества. «Книжкин дом» - такое название получила программа (по мотивам сказки «Кошкин дом», где главные герои, выстроив новый дом взамен сгоревшего, решили сделать в нем библиотеку). Открытие смены в театрализованной форме талантливо провели сотрудники лагеря. Ее участники-дети стали «книгочитами», а воспитатели, соответственно, «книгочетами». Свои особые имена получили и другие действующие лица: директор – «Василий Иванович», старший воспитатель - «Басилий», старшая вожатая – «Муслина», физрук – «Лялюся».

Программа разделялась на две части. Первую часть – общелагерные мероприятия проводили сотрудники лагеря. Вторую часть – групповые занятия с книгочитами – осуществляли книгочеты.

Первое, что должны были сделать книгочиты с книгочетами – это придумать, какими отделами библиотеки будут их отряды в Книжкином доме. И это оказалось совсем не просто. По крайней мере, не все отряды справились с этим с первого раза. Однако, постепенно, в Книжкином доме стали открываться отделы: «Сказка», «Фэнтези», «Фантадром», «Звездочеты», «Переплетчики», «Космолит», «Ваще», «Муза-лира», «Классика», «Книжный беспредел», «Алфавит», «Музтивисты», «Буквоежки», «Алый парус» и другие. Как видим, в основу деления лег не столько функциональный признак, сколько жанрово-тематический, позволивший выразить приоритеты возраста: музыка, фантастика. На этом муки творчества далеко еще не закончились. Надо было придумать «неплоский» символ отдела и оформить его. Об отделе надо было еще и рассказать: представить «кричалкой» на каждодневной утренней линейке, а также показать его презентацию.

Порой получалось совсем неплохо. Вот некоторые «кричалки»:

  • «Сказка – ложь, да в ней науки от невежества и скуки»,
  • «Фэнтези – не экстази, нагрузился и вези!»,
  • «Мы с вопросом «почему» и во сне и наяву»,
  • «Коль прочтешь все эти книги, будешь бегать в высшей лиге»,
  • «Про солнце, звезды и кометы мы расскажем всей планете»,
  • «Много интересных дел подарит «Книжный беспредел»»,
  • «Переплетчиков отряд – словно атомный заряд! Все отделы обойдем, книги все переплетем»,
  • «Мы читаем все ваще, с нас за это не взыще».

«Кричалка» исполнялись с притопыванием, прихлопыванием и массовыми движениями в стиле современной двигательной лексики. Каждый отряд исполнял ежедневно свою на утренней линейке, чтобы на последней, завершающей вечерней линейке всем вместе прокричать все.

Презентации отделов были подготовлены в разных жанрах: песни, сценки, театрализованные страницы детских книг.

Вот небольшая презентация отдела «Фэнтези».

Звучит таинственная и загадочная музыка (из кинофильма «Гарри Поттер»). На сцену выбегает фея Фэнтези в легком белом наряде из тюлевой шторы, с диадемой на голове и волшебной палочкой. Сделав два круга по сцене, фея делает знак книгочитам, и они поднимаются на сцену. Далее следует декламация стихов, сопровождаемая движениями:
«Мы «Фэнтези» зовемся,
Давайте разберемся.
Фэнтези – не экстази,
Нагрузился и вези!
Феей Фэнтези ведомы,
Мы в стране волшебной - дома!
«Две твердыни», Гарри Поттер,
Порри Гаттер, Таня Гроттер,
Властелины, хоббиты –
Знаем я, и мы, и ты!»

Взяв за руки фею Фэнтези, дети под музыку спускаются со сцены.

Был у смены и свой гимн, сочиненный специально для нее на мотив песни «Дорогой длинною» (автор гимна – старший воспитатель М. Б. Куликов).

Гимн смены «Книжкин дом»
Все, что сочиняет, открывает,
Создает и помнит человек,
Бережно и тщательно хранится
В мудрой тишине библиотек.
Припев:
Читают, не спеша, глазенки малыша,
Читает дедушка, газетою шурша.
Читаем ты и я, читает вся Земля,
Читая, трудится и учится душа!
Читают, не спеша, глазенки малыша,
Читая, трудится и учится душа!
Что кино – главнейшее искусство.
Нам трубят с экранов там и тут.
А идеи фильмов сценаристы
В книгах у писателей берут!
Без книги, как на лодочке без весел,
Вряд ли кто до цели доплывет.
Снова у того, кто не читает,
Обезьяний хвостик отрастет.

Общелагерные мероприятия проводились в стиле соревнований между отрядами. Это были и чисто спортивные состязания (по футболу, теннису, пионерболу), и эстафеты, наполненные разнообразными заданиями библиотечной тематики: застелить постель, представив постельные принадлежности элементами книги, издать сказку «Колобок», изобразив героев, пронумеровав страницы и сделав ее переплет, ответить на многочисленные «книжные» вопросы различных викторин.

Для занятий в группах была разработана специальная программа, состоящая из 3-х блоков. Логика ее построения: от общего к частному, от «книги как явления культуры» к «книге и библиотеке в моей жизни». С приходом в нашу жизнь компьютеров и массовой визуализации культуры, из детской речи почти совсем исчезло слово о книге. Целью групповых занятий с детьми было – акцентировать в детском сознании явление «книга», вернуть в детскую речь слово о книге, показать, что многое, связанное с книгой и библиотекой, может быть веселым и интересным.

Перед каждым блоком занятий для мотивации дети получали творческое задание. Одновременно шел творческий и познавательный процесс: для выполнения задания книгочитам необходимо было обсудить, обговорить его, в ходе бесед с книгочетами получить дополнительную информацию.

Первый блок занятий «Ай, да книжка!»
Творческое задание: подготовить наглядную рекламу любимой книги (плакат, открытку, фигуру героя и т.п.)
При выполнении задания рекомендовано было говорить с детьми на темы: Книга как явление культуры; История книги; Виды изданий; Структура книги; Библиотечная обработка книги; Правила обращения с книгой, Любимая книга, Реклама книги, ее виды. В ходе бесед с детьми возвращалось слово о книге в их речь, выявлялись пробелы в знаниях о книге. Очень активно шло обсуждение книг при выборе объекта рекламы. Все заинтересованно вспоминали прочитанные произведения, оценивая их плюсы и минусы.

Второй блок занятий «А ну-ка, отгадай!»
Творческое задание: составить кроссворд о книге и библиотеке.
В ходе выполнения творческого задания книгочитам и книгочетам «пришлось» разбирать темы: Библиотека, ее цели и задачи; Структура библиотеки, ее отделы и справочный аппарат. Другими словами был «пройден» весь понятийный аппарат библиотеки. А также дети учились составлять кроссворды.

Третий блок занятий «Сочинялки».
Творческое задание: написать стихи, рассказы, сказки, сочинения о своей библиотеке, о роли книги и библиотеки в жизни, описать интересные жизненные истории, связанные с библиотекой, встречи с интересными библиотекарями, описать свои представления о библиотеке будущего.
При реализации этого творческого задания мы и подошли к «частному», к роли книги и библиотеки в жизни каждого конкретного ребенка.

Надо отдать должное руководству лагеря, они обеспечили отряды всем необходимым для работы: бумага, краски, карандаши, ножницы и т.д. – все это было в достаточном количестве и надлежащего качества. Однако были и трудности: не хватало места и времени для занятий, ведь дети должны были еще учиться, лечиться и иметь личное время для отдыха и любимых дел.

Срок выполнения каждого творческого задания – 1 неделя. Творческие работы вывешивались для всеобщего обозрения и вызывали большой интерес.

Рекламные работы были интересны и выбором рекламируемой книги, и художественным исполнением рекламы. Какие же книги оказались в числе любимых и рекламируемых? Здесь не оказалось сенсаций, да они, собственно, и не ожидались. Это и современная детская литература, и детская классика: «Гарри Поттер» (Ролинг, Дж. К.), «Ночной дозор» (Лукьяненко, С.В.), «Таня Гроттер» (Емец, Д.), «Золотой ключик, или приключения Буратино» (Толстой, А. Н.), «Тимур и его команда» (Гайдар, А.), «Муму» (Тургенев, И. С.) и др. Сделана реклама любовным романам сестер Воробей, серии энциклопедических изданий «Я познаю мир», жанру «ужастиков». Красочные изображения на рекламных плакатах иногда сопровождались интересными надписями:
«Герасим утопил Муму.
Прочти - узнаешь, почему».
Или:
«Там, где воюют свет и мгла,
Затеяв спор,
Встает в защиту против зла
Ночной дозор.
Чтоб мир не треснул пополам,
Неся раздор,
Ты обязательно прочти
«Ночной дозор».
А если кто-то не прочтет,
Грядет позор.
Ведь без тебя мир не спасет
Ночной дозор!»

Кроссворды, как общего характера («Читоворд», «Кроссворд» и др.), так и тематические («Классика», «Волшебный мир», «Литературный кроссворд» и др.) были тоже красочно оформлены. Они оказались хороши еще и тем, что, сделав свой, можно было получить удовольствие, разгадывая соседский. Толпы детей с карандашами собирались вдоль стен с кроссвордами, чтобы воспользоваться имеющимися и полученными в ходе выполнения творческих работ знаниями о книге и библиотеке. Дети, довольные своими успехами, на разгаданных кроссвордах оставляли надписи типа «разгадал 7 отряд», а то и просто свои фамилии.

Детские «сочинялки» также представлялись на обозрение. Их было выполнено не как уж и много, но они интересно и красочно оформлены. Это, в основном, стихи о библиотеке и сочинения о библиотеке будущего. Наиболее часто употребляемое слово в них – «добрый». Добрый, теплый дом, добрые библиотекари. Библиотека обязательно автоматизирована - дети сами работают за компьютерами. Книжки – разные. В библиотеке можно рисовать, лепить, играть на сцене, «рассуждать о книгах», самим их сочинять. Дети хотят видеть в библиотеках «живые уголки», чтобы пообщаться с животными. А библиотекарь должен быть психологом, чтобы помочь детям в их разнообразных проблемах. Все в библиотеке должно быть бесплатным!

Оценить детские работы было не просто. Глаза разбегались от красочного зрелища. Во многих из них видно было наличие художественных и литературных способностей детей. Поэтому жюри пошло на компромисс - было решено поощрить каждый отряд награждением хотя бы в одной номинации.

Участвуя в творческой смене детского оздоровительного лагеря, практически все библиотекари впервые для себя выступили в роли воспитателей детей, организаторов их повседневной жизни, учебы и досуга. Это было порой не просто, ведь приходилось заниматься непривычным, а порой и делать для себя открытия. Вот они какие разные, наши современные дети: есть и умные, и ответственные, есть и вредные, и избалованные. Одни легко находят место в коллективе, другие – с трудом. Вероятно, каждый человек, работающий с детьми, должен быть еще и психологом.

Отряды, заработавшие по итогам смены наибольшее число «книгоболок», были награждены склеенными из шоколадок (по числу детей) большими заглавными буквами, с которых начинались названия отделов. А книгочеты показали своим книгочитам прощальный концерт. Но на этом мы не прощались с нашими детьми.

«Маленькие дети,
Ни за что на свете,
Не ходите дети
В Африку гулять».
Приходите дети
К нам в библиотеки,
Там в библиотеках
Мы встретимся опять.

Детские работы были привезены в Областную библиотеку для детей и юношества и представлены на выставке. Отдельные рекламные плакаты использованы в отделах обслуживания. Планируется передавать работы для просмотра в районные ЦБС Ивановской области.

Вот так прошла у нас библиотечная осень.

А как ваше библиотечное лето?

И. Горелова,
главный библиотекарь Ивановской ОБДЮ

 
Rambler's Top100 Цитируемость ресурса Рейтинг@Mail.ru Портал Library.Ru 1-я Виртуальная справка

Ивановская областная библиотека для детей и юношества © 2007-2024
Яндекс.Метрика