Главное меню
Архив новостей
О библиотеке
Документы
Отделы
Электронный каталог
Выбирай и Читай!
Краеведение
Конкурсы
Выставки
Большое чтение
Проекты
Для коллег
Спроси библиотекаря
Информ-страничка
О сайте
Контакты





Мастерская: Социокультурный потенциал игровой деятельности

«Человека создал труд», – привычно звучит для нас эта аксиома. Но современные ученые приходят к мысли, что и досуг, в том числе игру, надо поставить рядом с трудом с точки зрения их роли в формировании личности.

Конечно, если иметь в виду не пустое, бесцельное «убивание времени». В далеком средневековье один проповедник сетовал на своих прихожан: «Когда плясуны или музыканты, или какой игрец позовет на игрище или сборище идольское, то все бегут с удовольствием и весь день стоят там, глазеют, хотя и нет крыши, ни какой-либо защиты от дождя и вьюги».

Считалось, что нужно действовать по пословице «Делу – время, потехе – час». Ныне же игровая деятельность пристально исследуется, анализируется, прогнозируется социологами, психологами, педагогами, культурологами.

Многие скептики спрашивают: игровая деятельность и библиотеки – что может быть общего? Но пропагандировать и рекламировать книгу с использованием элементов игры библиотеки стали очень давно. Об этом мы и хотим рассказать на опыте детского отдела Кинешемской городской ЦБС.

Задача любого взрослого человека, которому по долгу службы приходится общаться с детской аудиторией, состоит в том, чтобы понять индивидуальность ребенка, направить его развитие по нужному пути. Не случайно девизом работы нашей библиотеки стали слова «Чтение. Общение. Игра».

Игра для ребенка – способ познать действительность, испытать себя. Период детских игр – время формирования жизненных установок, убеждений, а также и время, когда маленький человек учится организовывать свой досуг. Так что детские забавы – это очень важное и ответственное дело. В игре дети получают возможность проявить свои личные качества. Игры способствуют развитию у детей мышления, памяти, внимания, творческого воображения.

Игра в отличие от уроков всегда включает элементы импровизации, творчества. Кроме творческого инстинкта, присущего в той или иной степени каждому человеку, игра тренирует эмоции, волю. Более того – в игре вырабатываются качества, необходимые личности, так сказать, вне игрового поля. Она учит выигрывать, напрягая всю силу воли, все физические и умственные возможности, преодолевая конкуренцию, причем настоящий игрок воспринимает свой успех без чрезмерного ликования и злорадства над проигравшими. Игра учит и проигрывать, не впадая в панику, в уныние, не теряя веры в себя, – наоборот, проигрыш может стать хорошим стимулом для будущих успехов. Это очень важно в сложных жизненных ситуациях.

Игра занимает значительное место в работе с книгой. С помощью игры можно эту работу оживить, повысить эффективность. Игру мы проводим и как самостоятельное мероприятие, и используя ее как элемент других форм работы: обзоров, библиотечных уроков, литературных вечеров, утренников, устных журналов.

Содержание любой игры должно быть творческим, побуждающим ребят не только к выполнению установленных правил, но и к самостоятельным действиям. В игре важен не столько результат, сколько сам процесс переживания, связанного с игровыми действиями. Так, например, на вечере, посвященном творчеству К.И. Чуковского, отрывки из произведений писателя инсценировали не артисты, а сами читатели. Хотя ситуации, разыгрываемые ими, вымышлены, условны, чувства читателей при игре были реальными. Эта специфическая особенность игры несет в себе большие воспитательные возможности.

Кроме того, в процессе игры мы получаем гораздо больше сведений о читателях, чем при беседе с ними или анализе формуляров. Наблюдая за читателями в коллективной игре, можно понять, как они ведут себя в жизни, кому подражают, что сами могут дать другим, насколько самостоятельны и способны сопротивляться постороннему влиянию. И лидеры сами проявятся, их не нужно будет назначать в игре. И, что для библиотекаря самое важное, в игре выясняется степень проникновения читателя в содержание художественного произведения.

Мы проводим множество различных игр. К примеру, игра «Путешествие по книгам», в ходе которой читатели на определенное время становятся путешественниками, разрабатывают маршруты, ведут дневники, «встречаются» с героями книг. Цель такой игры – усилить интерес к книгам определенной отрасли знаний, тематики.

Познавательно-развлекательные игры мы включаем в библиотечные уроки, экскурсии, беседы, связанные с обучением пользованию справочным аппаратом или книжным фондом. Они служат разрядкой, облегчают общение детей.

Даже используя привычный вид игры – викторину, мы не просто задаем вопросы, что в конечном счете мало отличается от опроса на уроке, но и составляем несложные занимательные ребусы, загадки, шарады.

Игровые моменты необычайно оживляют библиотечные мероприятия, а игрушки, удачно вписанные в интерьер, не только украшают его, но и помогают обратить внимание юных читателей на самые интересные и полезные издания. Так, на выставке «Бьет из земли родник» рядом с книгами о русских народных промыслах расположились расписные фигурки диковинных птиц и зверей.

Пробудить интерес ребенка к книге помогают и литературные конкурсы. Подбирая вопросы, мы стараемся сформулировать их так, чтобы ребятам для ответа понадобилась не одна книга, а несколько. В каждом конкурсе всегда есть что-либо особенное, чего не было в предыдущих.

Например, в литературно-познавательной игре «По сказочному лабиринту» действует форма «вопрос-ответ». Это монолог взрослого перед слушателями-детьми, которые чувствуют себя игроками. Вопросы составлены на основе опыта и откорректированы таким образом, что ни один из них не остается у играющих без ответа – это или достаточно точный ответ, или размышление, или догадка. В результате ведущий, обобщая и дополняя ответы, дает не только большой познавательный материал, но и рекомендации к чтению.

К примеру, вопрос: «Почему в русских сказках змей носит прозвище Горыныч?» Ответ: «Потому что живет в горах».

Рекомендации: «В сказках об этом говорится так: «Синеют-виднеются горы высокие, то земля змея лютого». Бывает, что змей возводит свои чертоги даже на чудесных хрустальных горах. А если хотите узнать, почему он это делает, прочитайте сказку «Хрустальная гора». Эта сказка не самая известная, но очень интересная и увлекательная. Найдите ее в сборниках русских народных сказок».

Уже 9 лет в нашей библиотеке существует игровая комната. Она создана как центр эмоциональной разгрузки наших маленьких пользователей. Каждый, кто заглядывает в игровую, оказывается в атмосфере сказки, добра и комфорта. Любую игрушку можно взять с полки и поиграть с ней в комнате на ковре или сидя за столиками. Мы стараемся приобретать разнообразные игрушки для мальчиков и девочек разных возрастов. Особое внимание мы уделяем игрушкам и играм, которые учат логически размышлять, тренируют память, сообразительность, внимание, развивают воображение и любознательность. Это различные мозаики, лото, конструкторы, головоломки.

В игровой комнате ребенок может не только играть, но и проявить свои творческие способности: построить из картона и бумаги дворец для птиц, составить рассказ о говорящей собаке, придумать и нарисовать костюм Бабы-Яги, вылепить из пластилина необычное животное – «кубохвостиуса» или «шваброшерстиуса», нарисовать растение, которого никогда не было, и придумать ему название. Кроме того, ребенок может почитать журналы, комиксы, разгадать кроссворды, вырезать забавные фигурки из бумаги, создать вместе с друзьями самодельную настольную игру, принять участие в выпуске очередного номера рукописного журнала «В гостях у кота Мурзика». Дети могут поставить настоящий кукольный спектакль: «Репка», «Три поросенка», «Волк и семеро козлят», «Лиса и заяц», а поможет им настольный кукольный театр и игрушки – «актеры».

Меняются времена, условия жизни, меняется сам человек, меняется природа и общество вокруг него. Соответственно, изменяются игры, в которые он играет, их условия и правила. Современная техника все прочнее обосновывается в нашем быту. Во многих домах есть персональные компьютеры. Но в нашей библиотеке мы об этом лишь мечтаем. Сейчас у нас есть только цветной телевизор и игровая приставка «Денди», очень любимая нашими читателями. Мы очень надеемся, что со временем в нашей игровой появится и компьютер.

Нам очень отрадно наблюдать за малышами, когда они приходят в игровую вместе с родителями, бабушками и дедушками, старшими сестрами и братьями, вместе играют, рисуют, читают. Многие родители приводят детей сюда, когда их не с кем оставить, потому что знают, что ребенку будет комфортно в библиотеке, что он может и обменять книги, и почитать журналы в читальном зале, и поиграть в игровой комнате. В планах библиотеки – создать на базе игровой комнаты музей самодельной детской игрушки.

Большое внимание к детям, такт, терпение, душевное тепло – это основные требования к поведению взрослых, решивших взяться за организацию детского досуга. И мы стараемся быть именно такими, а читатели в ответ платят нам любовью и пониманием.

Т. Луковицина, зав. детским отделом Кинешемской городской ЦБС

 
Rambler's Top100 Цитируемость ресурса Рейтинг@Mail.ru Портал Library.Ru 1-я Виртуальная справка

Ивановская областная библиотека для детей и юношества © 2007-2024
Яндекс.Метрика