Экологический турнир для учащихся 5-7 классов Цель игры: формирование у детей понятия об экологии, воспитание бережного отношения к природе. Оборудование: круг с вращающейся стрелкой; конверты с вопросами; «черный ящик»; семена овса, пшеницы, гречки, фасоли, ржи; рисунки растений; вырезанные из бумаги листья с изображениями следов животных; аудиозаписи; плакаты по экологии. Звучит песня о бережном отношении к природе, напр. «Не дразните собак» в исп. С. Парамонова, «Живи, Земля» в исп. В. Леонтьева, «Не рвите цветы, не рвите» в исп. Ю. Антонова и т.д. Под музыку дети входят в зал, команды занимают места за столом. Каждая команда должна придумать себе название, которое ассоциировалось бы с природой, с ее охраной (например, «Глобус» и «Капля»).
Девизы команд: «Глобус»: Нам жить в одной семье, Идти в одном строю, Лететь в одном полете… Давайте сохраним Ромашки на лугу, Кувшинку на реке И клюкву на болоте. «Капля»: Чистая вода – Наша спутница всегда. Без нее нам не умыться, Не наесться, не напиться. Смею я вам доложить: Без воды нам не прожить! Домашнее задание: Команды представляют сделанные своими руками плакаты о защите природы и рассказывают о них. Оцениваются оригинальность выполнения плаката и рассказа о нем, а также объем самостоятельной работы, затраченной командами на изготовление плаката, знания, которые усвоили ребята во время подготовки домашнего задания. Помощник ведущего вращает стрелку. В зависимости от того, какой выпадет сектор, команды выполняют разнообразные задания. 1) Блиц-вопросы ценой по 1 баллу. Времени на обсуждение не дается, ответ должен быть готов практически сразу же. При выпадении соответствующего сектора ведущий раскрывает конверт и по одному зачитывает вопросы. Очко получает команда, которая ответит не только быстрее другой, но и правильно. Если команда отвечает неверно, право ответа предоставляется их соперникам. В случае верного ответа очко переходит к ним. Если ни одна команда не дала правильного ответа, или ответа вообще не прозвучало, баллы не получает никто. Ведущий же сам дает ответ на вопрос. Вопросы: а) Что такое экология? (Наука об охране природы). б) Что такое «кислотные дожди»? (Дожди, отравленные химическими веществами). в) Кого называют браконьерами? (Тех, кто охотится не по лицензии, ради «теневого бизнеса»). г) Назвать любое лекарственное растение. д) Какой зверь летает как птица? (Летучая мышь). е) Растут ли на березе леденцы, а если растут, то что это такое? (Это березовые сережки, наполненные семенами). ж) Назвать любой ядовитый гриб. з) Какую птицу называют лесным доктором? (Дятла). и) Почему весной нельзя кричать в лесу? (Чтобы не пугать птиц, которые высиживают и растят птенцов). к) Что такое экологическая катастрофа? (Гибель природных богатств, среды обитания). 2) Вопросы для обсуждения (1 мин). а) Дается иллюстрация. Нужно определить, какое растение на ней изображено. Это растение не должно быть широко известным и сразу узнаваемым (детям надо дать возможность подумать, вспомнить), но и не уникальным видом, который редко увидишь в обыденной жизни и о котором трудно достать информацию в книгах. Желательно, чтобы это было растение той географической зоны, где живут дети. В ходе игры таких иллюстраций используется несколько. б) Какая птица возвращается весной первой и почему? (Грач; у этих птиц раньше всех наступает время вить гнезда, выводить птенцов). в) Почему желтеют листья? (Осенью из-за недостатка солнца листья теряют хлорофилл, придающий им зеленый цвет). г) Чьи это следы? Узнайте по рисунку. Рисунков в ходе игры используется несколько. 3) «Черный ящик». Внутри лежит пакетик с семенами растения. После минутного обсуждения нужно назвать растение. 4) Домашнее задание. Команды представляют сценки из жизни животных и людей (можно взять сказки В.В. Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой», «Котик Петрик и мышка»). Оценивается живость, оригинальность исполнения. Подводятся итоги, награждаются победители, дети под музыку покидают зал. Литература: 1. Голованов, Т. Защищай, береги, умножай / Т. Голованов. – М.: Мол. гвардия, 1989. 2. Ликум А. Все обо всем: попул. энцикл. для детей: в 9 т. Т. 5 / А. Ликум, сост. Г. Шалаева. - М.: Слово, 1995. 3. Онегов, А. Тропинка полевая / А. Онегов. – М.: Малыш, 1986. 4. Сладков, Н. В лес по загадки / Н. Сладков. – Л.: Дет. лит., 1983.
А. Халдеева, заведующая детским отделом Кинешемской районной ЦБС |