Главное меню
Архив новостей
О библиотеке
Документы
Отделы
Электронный каталог
Выбирай и Читай!
Краеведение
Конкурсы
Выставки
Большое чтение
Проекты
Для коллег
Спроси библиотекаря
Информ-страничка
О сайте
Контакты





Из кейса методиста: К вопросу о планировании

Печатается по источнику: Нет села без библиотеки: сб. материалов / сост. Н.В. Бубекина. - М.: БМЦ, 2001. - с. 61-63. - (Прил. к журн. «Школьная библиотека»).

Очень важное средство организации деятельности любой библиотеки - планирование. Что такое план, планирование с экономической точки зрения?

План - это, во-первых, намеченная на определенный период работа с указанием ее целей, содержания, объема, методов, последовательности, сроков выполнения; во- вторых, замысел, предусматривающий ход, развитие чего-либо.

Планирование - один из экономических методов управления, выступающий как основное средство использования экономических законов в процессе хозяйствования.

Таким образом, хорошо составленный план не догма и не документ, нужный кому-то там «наверху», а инструмент, прежде всего помогающий самим библиотекам более рационально и эффективно управлять производственными и хозяйственными процессами.

Различают стратегическое (перспективное), текущее (оперативно-производственное) и целевое планирование.

Стратегическое планирование - это управленческий процесс создания и поддержания стратегического соответствия между целями организации, ее потенциальными возможностями и шансами в социально-экономической и общественной жизни страны, региона. Оно опирается на четко сформулированное программное заявление, изложение вспомогательных целей и задач, формулировку хозяйственного портфеля, то есть на анализ финансовых, ресурсных возможностей, стратегии роста. Стратегическое планирование определяет развитие организации на достаточно длительный срок: как правило, от трех до пяти лет, но может быть рассчитано и на более длительный промежуток времени. Детализация стратегических планов закладывается в текущем планировании.

Текущее планирование, или планирование оперативно-производственное, - это конкретизация задач и целей, определение сроков их выполнения в течение года, система расчетов по текущему регулированию хода производства в целях обеспечения равномерной и ритмичной работы организации. Каждый текущий план - ступенька к выполнению плана стратегического.

Целевое планирование - процесс, состоящий из четырех независимых этапов: выработка ясной сжатой формулировки целей; разработка реальных планов их достижения; систематический контроль и измерение качества работы и результатов; принятие корректирующих мер для достижения планируемых результатов.

Элементы целевого планирования обязательны с разной степенью конкретизации для любого вида планов, но наиболее полное свое развитие они находят в программах, недаром этот вид планирования иногда еще называют программно-целевым. Этот метод уже довольно успешно освоен библиотеками, а для некоторых из них он стал основным. Получили также широкое распространение так называемые творческие планы, отражающие социальный заказ органов власти или иных организаций и учреждений.
В любом случае для каждого из видов планирования важнейшим моментом является формулировка целей и задач. Необходимо отметить, что для библиотек, как показывает анализ планов и отчетов, это довольно затруднительное дело, поскольку цели и задачи определяются достаточно расплывчато и трудно поддаются измерению, что для экономической эффективности как раз и наиболее важно. Очень часто термины «цели» и «задачи» употребляются как синонимы, однако это не всегда верно. Слово «цель» лучше использовать для описания результата, или конечного продукта, обслуживания, «задачи» же - это последовательные уровни достижения поставленных целей, то есть, другими словами, цель - это «зачем?», а «задача» - «как достигнуть? Что для этого надо сделать?». Если библиотека формулирует свою общую цель как содействие специфическими для этого института методами и формами нравственному развитию определенной группы пользователей, например детей, то в текущих планах должны предусматриваться конкретные задачи: приобщить столько-то юных читателей к чтению художественной, научно-популярной литературы этой тематики, повысить обращаемость и раскрываемость определенного раздела фонда и т.д., а затем наметить опять же конкретные, поддающиеся учету и измерению меры и проследить эффективность с точки зрения конечного результата, сколько и каких средств для этого нужно.

Таким образом, каждая библиотека формулирует свои конкретные цели, как долгосрочные, так и текущие. Детализация этих целей осуществляется в тех задачах, которые ставит она перед собой для их реализации. Как прояснить цели и задачи, что для этого нужно, какой информацией должна обладать библиотека для правильного планирования и эффективного использования ресурсов, подробно изложено в книге «Концепция маркетинга для публичных библиотек» (М.,1993), хорошо известной библиотекарям. Важно выделить приоритеты в деятельности и сосредоточить концентрацию имеющихся скудных средств на обеспечении именно этих приоритетных направлений, ибо, как известно, нельзя объять необъятное. Преобладающим в этих приоритетах должны стать потребности и запросы пользователей, мероприятия по привлечению в библиотеку потенциальных читателей, а не только узкие корпоративные интересы самой библиотеки.

 
Rambler's Top100 Цитируемость ресурса Рейтинг@Mail.ru Портал Library.Ru 1-я Виртуальная справка

Ивановская областная библиотека для детей и юношества © 2007-2024
Яндекс.Метрика