2003-2012 годы решением ЮНЕСКО объявлены десятилетием грамотности. Кроме этого, российская общественность обеспокоена уровнем знаний школьников по русскому языку. В связи с этим усилия видных деятелей России в области науки, образования и культуры направлены на то, чтобы поднять престиж русского языка, на разработку мероприятий и проведение акций по воспитанию культуры речи и культуры чтения, очищение русского языка и распространение грамотности среди населения. Известно, что грамотность прививается с детства. Основная нагрузка в решении этого вопроса ложится на школы. Но в решении поставленных задач большую роль могут сыграть и детские библиотеки, которые призваны приобщать детей к чтению и воспитывать культуру речи и культуру чтения, что в свою очередь способствует повышению грамотности.
Практически в каждой детской библиотеке проводятся систематические занятия по изучению библиотечно-библиографической грамотности и по воспитанию культуры чтения. Определенное место в программе подобных занятий может быть уделено вопросам изучения тенденций развития русского языка и русской литературы. Для детей младшего возраста необходимо проводить занятия по изучению истоков русского языка, познакомить с происхождением наиболее значимых слов и выражений в русском языке, показать преемственность поколений в передаче информации посредством языка. Рекомендуется проводить циклы занятий по теме «Язык родной, дружи со мной», а также по литературному развитию детей, на которых знакомить с различными жанрами литературы и произведениями лучших авторов детских книг. С детьми подросткового возраста необходимо говорить об уважении к родному языку, искореняя распространившиеся в последнее время тенденции преклонения перед иностранными языками и увлечения различными сленгами. Систематические занятия по теме «Муза изящного слова» помогут подросткам постичь величие русского языка через лучшие произведения знаменитых русских писателей. В работе с юношеством рекомендуется использовать лекционные формы работы с приглашением учителей русского языка и преподавателей филологических факультетов ВУЗов. Для них необходимо организовывать дискуссионные клубы, на которых они смогли бы высказать свои мнения и поспорить. Рекомендуется шире проводить мероприятия, посвященные Дню славянской письменности и культуры (24 мая), Дню знаний (1 сентября), Дням российской культуры (октябрь), а также юбилеям писателей-классиков, чьи произведения раскрывают глубину и красоту русского языка, являясь примером изящества русского слова, и авторов словарей русского языка (В. Даля, С. Ожегова и т.д.). Очень эффективной формой пропаганды грамотности и повышения престижа русского языка является проведение тематических радио- и телепередач на местном радио и телевидении. Чтобы привлечь общественность к решению этих задач целесообразно проводить акции в защиту русского языка (уроки грамотности, конкурсы плакатов, сочинений на тему «Я русский бы выучил только за то, что…», открытые дискуссии, праздники), публиковать тематические статьи в печати, призывать подрастающее поколение к участию в повышении авторитета русского языка. Е. Мужикова, главный библиотекарь отдела маркетинга и методического обеспечения ОБДЮ |