Главное меню
Архив новостей
О библиотеке
Документы
Отделы
Электронный каталог
Выбирай и Читай!
Краеведение
Конкурсы
Выставки
Большое чтение
Проекты
Для коллег
Спроси библиотекаря
Информ-страничка
О сайте
Контакты





Родословная края: Чудесный уголок земли

к 80-летию города Кохмы

Есть в просторах России,
Средь лесов и полей,
Город с детства любимый,
Нет на свете милей.
Город тихий и скромный,
Земляки здесь – друзья.
Кохма, милая Кохма!
Дорогая моя!
В. Сараев

Город Кохма расположен на берегу реки Уводи. Его история уходит далеко в глубь веков. На древнее происхождение города указывает прежде всего его имя, которым Кохма обязана финно-угорским племенам, обитавшим здесь до славян.

По одной из легенд, местный князь Кох отличался храбростью, заботился о соплеменниках, постоянно укреплял городище. В память о нем, в один из языческих праздников, народ и назвал свой городок.

Красивая история, но в основе названия города, скорее всего, лежит словосочетание «Кох – ма», что переводится одними исследователями как «Вот земля», а другими – «Холмистая земля» или «Высокая земля». Последнее находит подтверждение не только в выразительном ландшафте города, расположенного на холмах, но и в сохранившейся топонимике. До сих пор существуют старинные названия: «Майская горка», «Монастырская гора», «Любимая горка». Интересно, что долгое время центральная часть города называлась «Чудской край».

Как бы там ни было, имя Кохма полюбилось славянам, пришедшим на берега Уводи в XI-XII веках из далекого Новгорода и с берегов Днепра. С приходом славян в крае появилась письменность, многие ремесла, православие, началось строительство храмов.

В период средневековья, уступая желанию церкви, власти пытались переименовать языческо-мерянское Кохма в село Рождественно. Однако сколько ни пытались сверху навязать ему новое имя, оно не прижилось.

Первая дошедшая до нас информация о Кохме относится к XVI веку, когда село упоминалось в источниках как владение князей Скопиных-Шуйских. Скорее всего, Кохомская волость стала вотчинным владением в результате дробления Суздальского княжества на уделы. От Василия Федоровича Скопина-Шуйского Кохма перешла во владение его жены – княгини Анны Петровны, урожденной Татевой, а также к сыну Михаилу Васильевичу Скопину-Шуйскому.

В 1630 году княгиня Анна (в иночестве Анисья) скончалась, отказав по «духовной» село Кохму Суздальскому Богородице-Рождественскому собору. Таким образом, Кохма стала церковной вотчиной.
К концу XVII века в Кохме был 81 двор. Главным занятием жителей стало ручное льноткачество на продажу. Именно развитие ткачества и определило дальнейшую судьбу Кохмы.

15 февраля 1719 года Кохма была выведена из ведения Монастырского приказа и передана в Коллегию экономии. «Определением Монастырского приказа, - читаем в документе, - волость Кохомская назначена, а оброк с нее собирали в Коллегию экономии, а из Коллегии экономии отдана была иноземцу Тамесу на содержание полотняной фабрики». Передача была произведена по просьбе самого И. Тамеса и его «компанейщиков», которые «желая обеспечить мануфактуру в Москве даровой пряжей, обратились с ходатайством о приписке села Кохмы с деревнями, где население издавна занимается производством полотна домашним способом». Они указывали, что «к тому мануфактурному строению оная волость весьма угодна… понеже той волости крестьяне с женами и с детьми к тому строению мастерством и пряжею весьма заобыкновенны». Голландец Тамес получил для своих фабрик Кохму с деревнями, всего 641 крестьянский двор. Однако попытки Тамеса использовать «даровую» рабочую силу на своей московской мануфактуре, перевозя туда из Кохмы «… судных девок и баб», натолкнулись на упорное сопротивление крестьян.

В 1724 году суздальский архиепископ возбудил ходатайство о возвращении Кохмы под свое начало, а в 1730 году правительствующий Сенат отдал село президенту Мануфактур-коллегии Василию Яковлевичу Новосильцеву и камергеру Даниилу Ивановичу Гевкину. Одновременно вывезенные из Кохмы в Москву ткачи были закреплены на мануфактурах Тамеса.

К середине XVIII века Кохма – довольно крупное село со слабо развитой торговлей, жители которого «… большей частью шерстобиты, коновалы и работники».

К началу XIX века в Кохме было три церкви: каменная (холодная), во имя Рождества Христова (освящена в 1765 году), каменная кладбищенская Казанской Божьей матери (построена в 1808 году, возобновлена в 1836 году). К этому времени Кохма была уже крупным торговым центром. В 1795 году в селе проживало 712 человек. В 1797 году в Кохме существовало не менее трех полотняных заведений. Крестьяне, как и прежде, находились на оброке.

XIX век – особый период в истории Кохмы. В связи с бурным развитием промышленности она к середине столетия превратилась в фабричное село, а к концу века приобрела вид типичного русского промышленного города. В начале XIX века Кохма являлась вотчинным владением Дмитрия Андреевича Новосильцева, затем (с 1830 года) – известного писателя Михаила Николаевича Загоскина. Со сменой владельца связана следующая история. Дочь бригадира Новосильцева, Анна Дмитриевна, в 1816 году познакомилась с молодым человеком и без родительского благословения вышла за него замуж. Отец лишил дочь наследства и в течение более чем десяти лет не поддерживал с ней никаких отношений. Однако «скромный молодой человек», ставший за это время известным писателем, был приближен ко двору и вскоре получил чин камергера. Видимо, это смягчило гнев Д.А. Новосильцева, и в 1830 году супруги Загоскины получили запоздалый свадебный подарок – село Кохму.

Крупнейшим предприятием Кохмы было заведение Ясюнинских, основанное в 1822 году и преобразованное в 1869 году в «Торговый дом В., Е. и А. Ясюнинских», а в 1887 году – в Товарищество мануфактур. После строительства прядильной фабрики предприятие Ясюнинских превратилось в комбинат с полным промышленным циклом, соединявшим в одном производстве все операции: прядение, ткачество и отделку. К этому времени на фабриках Ясюнинских работало 3356 человек.

Немалую роль в развитии села сыграло строительство железных дорог, особенно соединение веток Москва – Нижний Новгород и Москва – Шуя – Кохма – Иваново-Вознесенск – Кинешма.

С ростом производства росло и село. В 1802 году в нем было 273 дома, в том числе 45 каменных. Настоящим украшением села являлись два храмовых ансамбля: на главной площади Кохмы (Христорождественская и Михаилоархангельская церкви с колокольней) и в конце улицы Новой (три храма с часовней). В 1893 году при храме Михаила Архангела была открыта церковно-приходская школа.

После революционных событий в 1919 году фабрики были остановлены и возобновили работу к середине 20-х годов.

В 1925 году Кохма получила статус города. Ее население в это время насчитывало около 13 тысяч жителей (за счет присоединения близлежащих деревень). Большие дома фабрикантов, купцов и священнослужителей были национализированы. Разрушались церкви и часовни.

В 20-е годы открывались школы для местной молодежи. В 1924 году осуществила первый набор средняя школа ФЗУ, в 1927 – средняя школа № 6, а в 1936 – школа № 7.

Великая Отечественная война страшной бедой ворвалась в мирную жизнь. Более семисот юношей и девушек района в первые же дни войны ушли на фронт добровольцами, не дожидаясь повесток. Кохомчане записывались в отряды народного ополчения; некоторые из них, пройдя обучение уходили на фронт, в кадровые части. А тыл помогал фронту всем, чем мог. В кратчайшие сроки самое крупное промышленное предприятие – Кохомский хлопчатобумажный комбинат - перешло на выпуск тканей для армии. Особую заботу проявляли о раненых и эвакуированных детях. В Кохме был организован госпиталь. В годы войны в Кохомский район прибывали и эвакуированные семьи. Их встречали, размещали, обеспечивали жильем и питанием, взрослым подыскивали работу. Три уроженца района – Р.П. Куклев, И.И. Швецов и С.Н. Соколов – стали героями Советского Союза. А потом пришла долгожданная весть о Победе. Радости не было границ. Пусть боль сжимала сердце и разрывалась душа от потери близких, люди знали, что самое страшное позади: не будет больше похоронок, вернутся с фронта уцелевшие мужья и сыновья, что снова начнется мирная жизнь.

Послевоенные годы для Кохмы, как, впрочем, и для всей страны, были нелегкими. Но время шло, и Кохма продолжала развиваться. В первую очередь это коснулось предприятий, связанных с выпуском товаров народного потребления. В городе их было три: Хлопчатобумажный комбинат, Льнофабрика, завод «Эмальпосуда». Во второй половине 50-х годов на окраине города был возведен современный многоцеховой завод «Строммашина» на 5 тыс. рабочих мест.

В период недавних реформ Кохма переживала не лучшие времена. Сейчас же, с получением статуса самостоятельного города, она заметно ожила. Восстанавливаются производства, предприятия пытаются выйти из затяжного кризиса, успешно работают новые, развивается малый бизнес.

Действует церковный Свято-Благовещенский приход, по соседству со строящимся храмом открыта часовня в честь иконы Божьей Матери «Утоли моя печали».

Теперь у современного города с населением ок. 30 тыс. человек есть свои флаг и герб. Эти государственные знаки подчеркивают самобытность Кохмы в ранге малых городов России.

Список литературы:
Антонов, И. Кохма: альбом / Игорь Павлович Антонов, Василий Иванович Баделин. – Иваново: Новая Ивановская газета, 2005. – 248 с.: ил.
Кохма-Рождественно: сб. материалов науч.-практ. конференции. – Иваново, 1995. – 64 с.

Н. Круглова,
зав. детским отделом
Кохомской городской ЦБС

 
Rambler's Top100 Цитируемость ресурса Рейтинг@Mail.ru Портал Library.Ru 1-я Виртуальная справка

Ивановская областная библиотека для детей и юношества © 2007-2024
Яндекс.Метрика