Мне хотелось бы поделиться своими раздумьями, наблюдениями о библиотечной работе. Я в библиотечном деле уже 25 лет, долгие годы работала в универсальной библиотеке со взрослыми читателями. Но вот уже третий год я – в Ивановской областной библиотеке для детей и юношества. Сколько жизней, сколько судеб прошло передо мной! Взрослые читатели – очень мудрые, особенно старики, всегда поделятся своими мыслями, наблюдениями, впечатлениями, даже готовы поддержать, если тебе трудно. Очень много я видела одиноких стариков, для которых библиотека являлась и духовным центром, и местом общения, и своеобразным дискуссионным клубом. В библиотеке для детей и юношества – своя специфика работы. Здесь каждый день смотришь на юные лица, эти люди очень стремительны, энергичны, не заходят, а забегают, все делают буквально на бегу. Приходится учитывать психологические особенности подростков, потому что подростковый возраст – это остро протекающий переход от детства к «взрослости». Они уже не дети, не считают себя детьми, но еще и не взрослые люди.
Иногда в них вселяется дух противоречия. Просят помочь выбрать книги, приносишь, советуешь – но в итоге они все равно выбирают то, что нравится им самим. Нужно быть очень сдержанным, тактичным, чтобы не сорваться, не попрекнуть, не обидеть неосторожным словом. Потому что понимаешь: мир подростков – один из самых трудных. Они стремятся познать себя как личность, единственную и неповторимую. Но вместе с осознанием своей уникальности, непохожести на других приходит чувство одиночества, заброшенности в этом мире. Это чувство порождает острую потребность в общении. Сейчас очень часто можно услышать вопрос: «Нужна ли литература современному человеку?» Я думаю, что нельзя сделать человека счастливым, заботясь только о материальных благах. Ведь у каждого есть еще и душа. Слово несет в себе одухотворенную мысль, огромный нравственный потенциал. Подлинное искусство во все времена старалось одухотворить человека. Между Гомером и Сервантесом, Гете и Пушкиным, Блоком и Маркесом – целые эпохи и страны. Но их миссия была, по сути дела, одной и той же – сохранять нравственные устои, духовные богатства людей. Так, например, русская литература ХХ века была той силой, благодаря которой не прервалась духовная преемственность между поколениями. Выдающиеся писатели той эпохи помогли нам пережить тяжелые времена, благодаря их усилиям общество не забыло о том, что в мире существуют милосердие, справедливость, душевная красота, что это не старомодные понятия, а то, к чему в жизни стоит стремиться человеку. Поэтому, мне кажется, что миссия библиотекаря в наши дни чрезвычайно важна, несмотря на то, что социальный статус людей этой профессии низкий. Библиотекарь – это проводник в мир литературы, чтения. Да, чтение – это труд, труд души. Но вспомним слова Л.Н. Толстого: «Жизнь без нравственного усилия есть сон». Наше общество, оглушенное политической болтовней, воплями рекламы, пошлыми эстрадными песенками, проходит труднейшую науку – чувствовать и сострадать. Литература играет на этом пути важную роль. Сидя над страницей книги, подросток откроет для себя чудо – «Чудо образов, звуков и красок», как говорил В.Г. Белинский. Наша задача – заинтересовать, помочь сориентироваться в огромном мире литературы. Если на книжной полке у юных будут стоять произведения А.С. Пушкина, А.П.Чехова, Л.Н. Толстого, И.А. Бунина, А.А. Блока, Б.Л. Пастернака, А.А. Ахматовой, А.М. Фадеева, В.В. Набокова, М.А. Шолохова, К.Г. Паустовского – у нас будет надежда, что молодежь не нарушит кодекс человечности: любить ближнего и все живое на Земле, чутко относиться к человеку независимо от его возраста, социального положения, национальности и вероисповедания, накормить голодного, напоить жаждущего, посетить больного и немощного, оказать им помощь, не обижать сирот, вдов, стариков, бояться наносить другому душевную боль, избегать лжи, лени, злословия. А что же читают наши дети? Вот, например, результаты наблюдений и исследований библиотекарей ОГУ «Ивановская областная библиотека для детей и юношества». Книги, спрашиваемые чаще всего Средний школьный возраст: - Дефо Д. «Робинзон Крузо»; - Булычев К. серия «Девочка с Земли»; - Кэрролл Л. «Алиса в Стране Чудес», «Алиса в Зазеркалье»; - Твен М. «Приключения Тома Сойера»; - Роулинг Д. серия «Гарри Поттер»; - Успенский Э. серия «Все о Простоквашино»; - Верн Ж. «Двадцать тысяч лье под водой»; - Емец Д. «Таня Гроттер»; - Фулер А. «Белый Ягуар - вождь араваков» и др. Старший школьный возраст: - Верн Ж. «Таинственный остров»; - Дюма А. «Три мушкетера»; - Дефо Д. «Робинзон Крузо»; - Горький М. «Детство»; - Конан Дойл А. «Записки о Шерлоке Холмсе»; - Толкиен Д. «Властелин колец»; - Белянин А. «Моя жена - ведьма»; - Коэльо П. «Алхимик», «Одиннадцать минут»; - Кундера М. «Смешные любови»; - Мураками Х. «Охота на овец», «Дэнс, дэнс, дэнс», «Страна Чудес без тормозов и Конец Света»; - Никитин Ю. серия «Трое из леса»; - Семенова М. серия «Волкодав»; - Пулман Ф. «Темные начала»; - Говард Р. Конан, серия «Секретные материалы»; - Стивен Кинг «Омон Ра»; - Пелевин В. «Чапаев и пустота»; - Веллер М. «Легенды Невского проспекта» и др. В завершение хотелось бы высказать предположение, что наш труд все же не напрасен, что благодаря подвижнической работе библиотекарей будут сохраняться и культура чтения, и уважение к книге, а библиотека останется центром культуры и воспитания нравственности. А. Леснова, вед. библиотекарь Абонемента «Отрочество. Юность» ОБДЮ |