Главное меню
Архив новостей
О библиотеке
Документы
Отделы
Электронный каталог
Выбирай и Читай!
Краеведение
Конкурсы
Выставки
Большое чтение
Проекты
Для коллег
Спроси библиотекаря
Информ-страничка
О сайте
Контакты





Из кейса методиста: Чтение как составляющая культурного и духовного развития личности

С 15 по 18 марта 2005 года проходили курсы повышения квалификации сотрудников детских отделов ЦБС области. Тема курсов - «Совместная деятельность семьи и библиотеки в читательском развитии детей». Слушателями были также сотрудники детских библиотек и семейных филиалов г. Иваново.

Как известно, роль семьи в развитии ребенка является определяющей.

Что такое современная семья, как она влияет на ребенка? На этот вопрос постаралась ответить О.А. Кузнецова, кандидат исторических наук, доцент кафедры психологии и философии ИГХТА. Ее лекция «Тенденции развития современной семьи провинциальных городов» вызвала большой интерес слушателей. Автор подтвердила мысль ряда исследователей, что духовная жизнь России во многом зависит от жизни в провинции, которая сейчас в большей степени, чем крупные города, является хранителем семейных традиций. Они, в свою очередь, складываются в традиции народные. Но семья в провинциальных городах находится в более трудном положении, прежде всего по причине низкого материального достатка. Нехватка рабочих мест, отъезд одного или обоих родителей на заработки в крупные города, неуверенность в завтрашнем дне, пристрастие к алкоголю влекут за собой сложности нравственного состояния семьи и общества в целом. Все чаще торжествует прагматизм, все измеряется полезностью, а человек рассматривается только как рабочая сила. Вследствие этого российский народ может лишиться духовных ценностей, потерять веками складывавшийся нравственный облик.

Учитывая задачу, стоящую перед курсами – познакомить слушателей с методикой привлечения детей и семьи к чтению, выбор основного лектора по этой проблеме пал на кандидата педагогических наук, доцента кафедры детской литературы Санкт-Петербургского университета культуры и искусства Ирину Ивановну Тихомирову.

Основная мысль лекций И.И. Тихомировой заключалась в том, что чтение – это формирование духовного мира человека. Лектор познакомила слушателей с некоторыми разногласиями среди специалистов библиотечного дела по вопросам необходимости руководства детским чтением, как со стороны родителей, так и со стороны библиотекарей. Если исходить из постулата, что библиотеки - это центры чтения, то библиотеки, работающие с детьми, являются одной из составляющих в нравственном, духовном, интеллектуальном становлении ребенка. И.И. Тихомирова коснулась вопроса о необходимости продолжения работы по воспитанию детей, а не подменой его обучением и образованием. По мнению лектора, если немедленно не взяться за воспитание подрастающего поколения на гуманистических, духовных, толерантных началах, то Россию ждет катастрофа. На примерах русской и зарубежной литературы Ирина Ивановна раскрыла методику индивидуальной и массовой работы с детьми по развитию любви к чтению, воспитанию нравственной личности.

Рекомендуем познакомиться с работами И.И. Тихомировой, список которых приведен в конце статьи, все они имеются в отделе «Мастер-класс» ОБДЮ.

На курсах поднимался вопрос об организации летнего чтения и отдыха детей в библиотеке. Консультацию на эту тему слушателям курсов предложила зав. отделом маркетинга и методического обеспечения ОБДЮ Е.Ф. Мужикова. В летний период у библиотекарей есть больше возможностей для привлечения детей к свободному чтению, чтению для души. Учитывая, что летом дети должны больше находиться на свежем воздухе, Елена Федоровна рекомендовала большую часть массовых мероприятий, если позволяет обстановка, проводить в парках, садах и во дворе библиотеки.

В целях обмена опытом по проблеме совместной деятельности семьи и библиотеки, по привлечению детей к чтению был организован круглый стол на тему: «Семья и библиотека – грани взаимодействия». Тема заседания сформулирована так не случайно. Далеко не всегда влияние семьи на чтение ребенка положительно. Порой родителям все равно, что читают их дети, или в силу своих читательских пристрастий взрослые навязывают детям книги, не учитывая, что ребята имеют право на свободу выбора. К тому же, родители не всегда могут воспитать культуру чтения, т.е. развить художественный вкус детей. Определить пути взаимодействия семьи и библиотеки в важнейшем деле - воспитании читающего ребенка – задача, стоявшая перед участниками круглого стола.

Заседание круглого стола началось с анализа результатов социологических опросов и исследований семейного чтения, отношения детей и родителей к чтению. По этому вопросу выступили зам. директора ЦГБ им. Я.П. Гарелина Елена Витальевна Липина и гл. библиотекарь ОБДЮ Ольга Юрьевна Касаткина. По многим позициям итоги социологических опросов, проведенных в разных библиотеках, совпадают.

Как правило, читатель начинает со знакомства с детскими книгами в семье. Большинство родителей читают детям книги, хотя есть семьи, в которых этого не делается вообще. К сожалению, даже в читающих семьях часто отсутствуют творческие занятия по мотивам произведений (лепка, рисунки, шитье и т.д.). При выборе книг дети дошкольного и младшего школьного возраста, как правило, прислушиваются к мнению родителей, а рекомендации библиотекарей или просмотр книжных выставок мало влияют на их выбор. Родители тоже редко обращаются за советом к библиотекарям. Тем не менее, взрослые отмечают, что их дети должны посещать библиотеки, что чтение необходимо для духовного и культурного развития детей и большие надежды возлагают на библиотеки как центры чтения. Большинство опрошенных детей любят читать и посещают библиотеку не только с целью получения информации для учебы, но и для того, чтобы взять почитать домой что-нибудь интересное.

Актуальным остается вопрос о комплектовании библиотек нужной, достойной литературой, чтобы помочь родителям в читательском развитии детей. Дело в том, что далеко не все родители могут позволить себе покупать новые издания для детей, только четверть опрошенных покупают новые книги, остальные вынуждены пользоваться изданиями прошлых лет.

Заведующая Шуйской районной ЦБС Светлана Анатольевна Галкова, рассказывая о библиотеке семейного чтения микрорайона Филино, поделилась опытом привлечения не только детей, но и их родителей к чтению. Созданы картотеки семей, проживающих в этом районе, по мере возможности формируется книжный фонд, организуются совместные с родителями массовые мероприятия. В библиотеке был создан живой уголок, где поселили хомячков, морских свинок, черепаху, рыбок. Этот уголок радости привлекает детей, которые ведут за собой в библиотеку родителей.

Опытом организации работы с семьями дошкольников в рамках гостиной «Зайка-Знайка» поделилась зав. сектором «Дошкольник» ОБДЮ Тамара Сергеевна Синохина. Успех в значительной степени определяется совместной творческой работой с детским поэтом Светланой Леонидовной Сон, издавшей несколько сборников стихов для малышей. Т.С. Синохина отметила, что С.Л. Сон – энтузиаст своего дела. По договоренности она может выехать в детские библиотеки области на творческие встречи с маленькими читателями и их родителями.

Заинтересовала участников круглого стола содержательная работа с детьми двух-четырех лет в Центральной городской детской библиотеке г. Иванова. С сообщением выступила ведущий библиотекарь младшего абонемента Людмила Анатольевна Иванова. Дошкольники приходят в библиотеку только в сопровождении взрослых, поэтому перед библиотекарями стоит задача обслуживания и детей, и родителей. Соответственно формируется книжный фонд, организуются книжные выставки, создан уголок родителей. Со взрослыми работа ведется по четырем направлениям: здоровье, воспитание, образование и обучение детей. Но главное в деятельности Людмилы Анатольевны – индивидуальная работа, умение вести беседы о книгах как с детьми, так и с родителями. Чтобы к совету библиотекаря прислушивались, нужно не только прекрасно знать фонд библиотеки, но и быть педагогом, психологом.

Если с дошкольниками и младшими школьниками родители занимаются, то подросткам внимания уделяется меньше. О работе по воспитанию культуры чтения подростков увлеченно говорила Татьяна Сергеевна Соболева, зав. филиалом № 8 Кинешемской городской ЦБС. Микрорайон, в котором расположен филиал, в основном фабричный, много неблагополучных семей с низким материальным достатком, неполных семей, семей, в которых родители мало обращают внимания на воспитание детей. Поэтому не случайно в непосредственном контакте с библиотекой активно работает трудовой отряд МПДС «Подросток». Организуются совместные массовые мероприятия с библиотечным семейным клубом «Берегиня». «Изюминкой» такой работы являются ежегодные конкурсы на лучшую читающую семью с организацией выставки любимых книг семьи, поделок, рисунков.

Выступление Т.С. Соболевой дополнила Тамара Александровна Кулагина, сотрудник детского отдела Фурмановской ЦБС, отметив, что в Фурманове тоже не забывают о подростках. В рамках работы краеведческого клуба «Соприкосновение» подростки знакомятся с творчеством писателей Ивановского края, что способствует воспитанию художественного вкуса у подрастающего поколения.

В детских отделах, семейных филиалах ЦБС области и города Иванова организовано немало семейных клубов. Об их работе, особенностях рассказывали: Людмила Викторовна Наумова, зав. сектором досуга ЦГБ им. Гарелина г. Иваново (клуб «Встреча»); Надежда Павловна Терехова, сотрудник детского отдела Лухской ЦБС (клуб «Ступени»); Наталья Геннадьевна Саврасова, сотрудник филиала № 1 ЦБС детских библиотек г. Иваново (клуб «Теплый дом» - работа с детьми с ограниченными возможностями).

Библиотекари, работающие с детьми, семьями, любят проводить семейные праздники, и неважно какой теме посвящен праздник: фольклору, литературе, музыке, искусству, истории, пропаганде здорового образа жизни – важно, что книга всегда здесь играет главную роль и дети участвуют в мероприятии вместе с родителями. Об этом говорили Галина Александровна Буторина, сотрудник детского отдела Вичугской районной ЦБС, Татьяна Борисовна Гришина, зав. филиалом № 26 ЦБС г. Иваново. Проведение семейных праздников способствует единению семьи и вовлекает детей в процесс чтения. Важность духовного единства поколений подтвердила в своем выступлении зав. семейным филиалом № 1 Вичугской городской ЦБС Татьяна Александровна Жаворонкова. Она рассказала о создании программы «Библиотека – центр духовного сближения поколений», само название которой говорит о стремлении библиотекарей помочь подрастающему поколению стать нравственным, духовно богатым, образованным, следовать лучшим традициям русского народа.

Большой интерес вызвало выступление сотрудника МОК «Детская библиотека» г. Комсомольска Марины Петровны Моновой. Педагог по образованию, она освоила методику «пальчиковых игр», описания которых даны в журналах издательского дома «Карапуз». Движение пальцев рук тесно связаны с речевой функцией, и есть основания считать пальцы рук своеобразным «органом речи». Дети вместе с педагогом-библиотекарем играют в стихи, рассказывают их руками, «переводят» стихотворения на язык жестов, проводят игры, упражнения и др.

Это выступление послужило толчком к дискуссии о нетрадиционных методах работы с детьми дошкольного возраста для их речевого развития и возникновения интереса к чтению. Работа по этой методике не является библиотечной формой, имеет другие задачи. Участники круглого стола усомнились: способствует ли такая работа развитию у детей любви к чтению? Но если работа идет на пользу читателям, привлекает их в библиотеку, повышает имидж библиотеки и авторитет ее специалистов, подчеркивает общественную значимость библиотеки, то есть смысл эту работу проводить.

Участники круглого стола пришли к выводу, что на современном этапе главной задачей библиотеки является привлечение детей к чтению и сохранение литературы как источника духовного роста подрастающего поколения. И здесь главенствующая роль принадлежит семье. Библиотекам важно оставить за собой рекомендательную и воспитательную функции, сохранив свободу выбора ребенка в чтении. Формы работы могут быть различными. Мы, библиотекари, участвуем в руководстве чтением детей путем организации картотек, каталогов, выставок, массовых мероприятий, создания любительских объединений и клубов, проведения индивидуальных бесед. В работе с детьми необходимо владеть педагогическими навыками, знать основы психологии и уметь общаться со своими читателями. Задача сохранить читающего ребенка в современных условиях сложна, но в союзе с семьей и обществом - выполнима.

Список работ И.И. Тихомировой, имеющихся в «Мастер-классе» ОБДЮ

  1. Тихомирова, И.И. «В них есть добро, любовь и счастье» (творческое чтение сказок) // Начальная школа плюс до и после. - 2003. - № 8. - С. 34-39.
  2. Тихомирова, И.И. Витаминки доброты // Домашняя школьная библиотека. - 2003. - № 2. - С. 15-18.
  3. Тихомирова, И.И. Городской центр поддержки детского чтения: от идеи к созданию концепции // Детская библиотека. - 2000. - № 4. - С. 57-61.
  4. Тихомирова, И.И. За что дети любят Золушку? : материал для диалога с младшими школьниками // Начальная школа. - 2000. - № 3. - С. 17-19.
  5. Тихомирова, И.И. Листать - не кнопки нажимать // Чтение. Общество. Государство: материалы к Всероссийскому Конгрессу в поддержку чтения, 7 сентября 2001 г. / Сост. Е.А. Базанова. - СПб.: СИРПП, 2001 - С. 26-29
  6. Тихомирова, И.И. Осчастливить малыша чтением: методико-библиогр. материал для родителей, имеющих детей до 3-х лет по начальному приобщению ребенка к чтению // Домашняя школьная библиотека. - 2003. - № 1.- С. 5-14.
  7. Тихомирова, И.И. Психология детского чтения от А до Я: метод. словарь-справочник для библиотекарей - М.: Школ. б-ка, 2004. – 248 с.
  8. Тихомирова, И.И. Сказки, способные потрясать: материал для обсуждения // Школьная библиотека. - 2003. - № 1. - С. 40-44.
  9. Тихомирова И.И. Чтение детей и творчество библиотекарей // Творчество как основа деятельности детской библиотеки: Материалы Всероссийской научно-практической конференции 20-23 ноября 2001 г. - Пермь, 2001. – С. 83-86.
  10. Тихомирова, И.И. Тесты, игры, конкурсы по чтению для детей и родителей // Домашняя школьная библиотека. - 2004. - № 3 (вкладыш).
  11. Тихомирова И.И. Читать – значит творить // Начальная школа: плюс-минус. - 2001. - № 5. - С. 56-60.
  12. Тихомирова, И.И. Чтение как вид творчества: программа для самообразования руководителей детского чтения // Я вхожу в мир искусств. - 2003. - № 6. - С. 138-146.
  13. Тихомирова, И.И. Что такое библиотерапия и могут ли книги врачевать // Домашняя школьная библиотека. - 2003. - № 1. - С. 15-16.
  14. Тихомирова, И.И. Чудо чтения // Начальная школа: плюс-минус. - 1999. - № 6. – С. 61-65.
  15. Тихомирова, И.И. Школа развивающего чтения. - Н. Новгород, 1996. - 75 с.
  16. Тихомирова, И.И. Учиться языку чувств // Библиотека. - 1997. - № 11. - С. 58-60.

Г. Муравьева,
гл. библиотекарь отдела маркетинга
и методического обеспечения ОБДЮ

 
Rambler's Top100 Цитируемость ресурса Рейтинг@Mail.ru Портал Library.Ru 1-я Виртуальная справка

Ивановская областная библиотека для детей и юношества © 2007-2019
Яндекс.Метрика