19 октября 2017 года в Музее детской книги гостеприимного Дома на Крутицкой вновь приветствовали гостей – в этот день здесь прошел очный этап профессионального творческого конкурса «Детский библиотекарь года – 2017». Конкурс, объявленный методическим отделом Ивановской областной библиотеки для детей и юношества при поддержке Департамента культуры и туризма Ивановской области, проводился для библиотекарей региона, работающих с детьми, уже в четвертый раз. Три предшествующих года – это 26 конкурсантов, шесть лауреатов и три победителя (библиотекари из Родников, Кинешмы и Вичуги уже имеют звание «Детский библиотекарь года в Ивановской области»). В очередной «Ярмарке библиотечной работы» соревновались четыре библиотекаря из городов Иваново и Южа, с. Филисово Родниковского района и с. Чернореченский Ивановского района. Структура конкурса «Детский библиотекарь года» уже стала традиционной. Первый (заочный) этап, предполагал предоставление в организационный комитет пакета документов, и завершился в июле 2017 года. Мы внимательно посмотрели творческие работы: замечательные портфолио «Моя профессия – библиотекарь» и авторские сценарии библиотечных уроков в «Практикуме библиотечной инфо-навигации». Конкурсанты хорошо потрудились и постарались, даже заочно было понятно, что каждая участница – это творческая личность и хороший профессионал. К сожалению, не все поняли задачу положения: библиотечный урок подразумевает прежде всего пропаганду библиотечно-библиографических знаний и формирование информационной культуры школьников, поэтому не все баллы были высокими. По решению организационного комитета все участники были допущены к очному этапу, после подведения первых итогов в зале прозвучали пожелания удачи и… ни пуха – ни пера. Начать очный этап конкурса «Детский библиотекарь года - 2017» мы решили традиционно – со знакомства, ведь кто лучше расскажет об участнике конкурса, чем он сам. Карточки-интервью для конкурсантов были не одинаковы, содержали общие и индивидуальные вопросы. Необходимо было сравнить какое-то качество личности и характера (по сути, себя самих) с литературным персонажем, героем фильма или даже животным. Такие несложные задания было трудно выполнить без сообразительности, находчивости и чувства юмора. Но наши коллеги успешно справились с волнением и постарались максимально раскрыться за минимальное время. А помогло им живое участие библиотекарей, собравшихся в зале, и внимательное жюри.
Ведущими конкурса «Детский библиотекарь года – 2017» стали актеры театра книги «Корноватка» – Ирина Алексеевна Смирнова и Ольга Леонардовна Шишкина. Они сделали мероприятие по-настоящему праздничным и интеллектуально-насыщенным. Как известно, в этом году программа «Большое чтение» в Ивановской области посвящена поэзии Серебряного века. Организаторы и ведущие конкурса решили этой теме посвятить короткие паузы библиотечного соревнования. В начале мероприятия погрузиться в атмосферу поэзии всем присутствующим помогли мини-фильмы просветительского образовательного проекта «Кинопоэзия», который придумал актер, заслуженный артист России Анатолий Белый. Чтобы пробудить любовь к поэзии, научить слышать ее, видеть и чувствовать авторы «Кинопоэзии» используют язык кино. Актеры театра «Корноватка» представили вниманию аудитории фрагменты литературно-музыкальной композиции «Как возникает стих певучий…». В ходе конкурса прозвучали стихотворения Константина Бальмонта и Марины Цветаевой, живое исполнение романсов, короткие информационно-насыщенные отрывки в сопровождении слайдов. Такое эмоционально насыщенное прочтение поэзии Серебряного века подарило библиотекарям возможность побывать в мире фантазий и грез, метафор и образов, ассоциаций и смыслов…
С библиотечным делом тесно связана наука библиография, эмблемой которой является золотой ключ. Точный перевод этого термина – книгоописание. Русский книговед, библиограф, популяризатор науки и писатель Николай Александрович Рубакин говорил: «Выбирать книги для своего и чужого чтения – не только наука, но и искусство, развитию же его нет предела…». Итак, продолжением нашей «Ярмарки библиотечной работы» стал библиографический тур. Участницы получили задания для его выполнения и с азартом взялись за дело. В этом туре им пришлось вспомнить определения, ответить на тестовые вопросы и проставить знаки предписанной пунктуации в библиографическом описании. После успешного решения библиографических задачек, конкурсанты перешли к следующему туру нашего конкурса, который носил название «Позитивный». И это неспроста: организаторы постарались внести в соревнование нотку необычности и хорошего настроения. Кто-то интересуется национальными кухнями, кто-то – необычными способами приготовления, а кто-то, кому близки книги и чтение, подходит к еде со стороны… литературы. Упоминания блюд, намеки на какие-то блюда, описания процесса их приготовления и приема пищи, зачастую являются спусковым крючком, который срабатывает при чтении книги, ведь еда – это одна из наших базовых потребностей. Если мы читаем о еде, то в голове что-то щелкает: просыпается желание как-то приобщиться к тому, что едят герои той или иной книги… Библиотекари талантливы во всем! И потому мы предложили участницам конкурса выразительно прочитать фрагменты литературных произведений и оригинально представить кулинарные блюда, описания которых содержатся в них. Для этого тура были выбраны книги: «Манюня» Наринэ Абгарян, «Мэри Поппинс на кухне» Памелы Трэверс, «Приключения Эмиля из Лeннеберги» Астрид Линдгрен и «Незнайка на Луне» Николая Носова. Конкурсанты очень старались, стремились дать аудитории возможность приобщиться и к кулинарному, и к литературному произведению, и выступали очень позитивно! Четвертый тур «Ярмарки библиотечной работы» потребовал от библиотекарей знаний фольклора, который весьма разнообразен. Крылатые слова, пословицы, поговорки, загадки… их у русского народа сотни и даже тысячи. Мы слышим их с детства, они помогают нам выражать свои мысли и чувства, проще общаться с окружающими. Фольклор незаменим в работе детского библиотекаря, ведь он делает речь ярче и образнее, благодаря фольклору наши читатели становятся немножечко мудрее. Справиться с непростыми задачками удавалось не всем и не сразу, но теплота ведущей, искренняя поддержка зрителей и болельщиков, внимание и доброта жюри помогли участницам. Они искали замену слов крылатыми выражениями, продолжали поговорки, переводили известные пословицы с шершавого канцелярского языка, составляли известные пословицу и поговорки из предложенных слов и отгадывали загадки. Конечно, было непросто справиться с волнением, быстро сосредоточиться и найти в своей памяти нужный ответ, но конкурсанты выдержали это испытание и показали свой профессионализм и креативность (именно она иногда помогала справиться с заданием). После фольклорного блица наши конкурсанты смогли немного отдохнуть, ведь внимание ведущей переключилось на зрителей. Мы предложили шестерым смелым, веселым и находчивым помощникам немного поиграть. Все вместе они инсценировали русскую народную сказку «Репка»: слова для персонажей были предложены, а действия героям пришлось обыгрывать самостоятельно, как подсказывала фантазия. Несколько минут пролетели незаметно: актеры были удивительными и очень старались, собравшиеся в зале – их тепло поддерживали, всем было весело. Очный этап конкурса завершил литературный тур. Участницы прослушали аннотации к известным детским книгам и отгадали имена персонажей, в роли которых им предстояло выступать. При помощи нехитрых атрибутов и элементов костюмов конкурсанты перевоплотились в литературных героев: Гассана Абдуррахмана ибн Хоттаба, Карлсона, Буратино и Бабу Ягу. Ярко и артистично, с задором и фантазией представляли они своих персонажей, рассказывали их автобиографии, чтобы устроиться на работу, на должность… библиотекаря! Образы получились колоритными и запоминающимися, и это не удивительно. Ведь работа детского библиотекаря многогранна: актерские способности, мастерство, творчество и желание раскрыть богатый мир книги и чтения, помогают коллегам проводить для юных читателей множество мероприятий. На такой позитивной ноте завершилась «Ярмарка библиотечной работы».
Со словами благодарности за праздник души и профессионального мастерства обратилась к конкурсантам Татьяна Дмитриевна Столбова – председатель предметно-цикловой комиссии библиотечных дисциплин Ивановского колледжа культуры, которая выполняла роль председателя жюри. Конечно, мы не могли наградить всех, но проигравших в этом соревновании нет. Не все конкурсанты смогли сразу раскрыться, мешало волнение и чувство ответственности, но все были достойны и стремились к победе. Церемонию награждения провели директор Ивановской областной библиотеки для детей и юношества А.Н. Верещагина и зав. Методическим отделом И.А. Чернышова. Дипломы лауреатов конкурса и традиционные сувенирные кружки с логотипом получили сельские библиотекари: Скурыдинова Наталья Борисовна (заведующая Чернореченской сельской библиотекой-филиалом МУ «Районная централизованная библиотечная система» Ивановского муниципального района) и Макарова Марина Николаевна (библиотекарь 1 категории Филисовского сельского филиала № 20 МУК «Родниковская районная централизованная библиотечная система»). Почетное звание «Детский библиотекарь года – 2017 в Ивановской области», авторский знак и денежная премия были вручены Ирине Юрьевне Архиповой, главному библиотекарю организационно-массового отдела Центральной городской детской библиотеки МБУК «Централизованная библиотечная система города Иванова». От имени организационного комитета конкурса мы от всей души поздравляем коллег с заслуженными наградами и желаем им творческих полетов и новых профессиональных достижений! Итак, позади четвертый профессиональный конкурс детских библиотекарей Ивановской области. Мы постарались сделать его интересным и насыщенным (что-то получилось хорошо, что-то не очень, но конкурс – состоялся). Участие в таком творческом состязании – это уже доказательство успешности и победы, это большая ответственность и работа над собой, и это уже результативность и признание. Каким будет пятый конкурс мы пока не знаем, возможно, он трансформируется и станет немного другим. Но мы уверены, что он будет… |