Главное меню
Архив новостей
О библиотеке
Документы
Отделы
Электронный каталог
Выбирай и Читай!
Краеведение
Конкурсы
Выставки
Большое чтение
Проекты
Для коллег
Спроси библиотекаря
Информ-страничка
О сайте
Контакты





"Триумфаторы"

выставка ТриумфаторыПервая в 2010 году, выставка "Триумфаторы", открытая к Дню защитника Отечества в рамках проекта "Вернисаж", посвящена монументальным памятникам выдающимся полководцам, составляющим гордость России.

Материалы выставки знакомят с историей создания и установки монументов, открывают новые интересные факты, связанные с творчеством выдающихся скульпторов, архитекторов, чьи произведения отразили главные события русской военной истории.

Одной из частей выставки являются крылатые выражения, принадлежащие перу Александра Васильевича Суворова.

КРЫЛАТЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ, ПРИНАДЛЕЖАЩИЕ А.В. СУВОРОВУ:

  • Русак не трусак.
  • Смерть бежит от сабли и штыка храброго.
  • Счастье венчает смелость и отвагу.
  • Напуган - наполовину побежден.
  • Смерть на постели - не солдатская смерть.
  • Надо бить уменьем, а не числом.
  • Идя вперед, знай, как воротиться.
  • Тяжело в ученье - легко в походе. Легко в ученье - тяжело в походе.
  • Сам погибай, а товарища выручай.
  • Мне солдат дорог!
  • Вся земля не стоит даже одной капли бесполезно пролитой крови.
  • Три воинских искусства: первое - глазомер, второе - быстрота, третье - натиск.
  • Одна минута решает исход баталии. Один час - успех всей кампании. Один день - судьбу империи. Я действую не часами, а минутами.
  • Вывеска дураков - гордость. Вывеска людей посредственных - подлость. Скромность - истинное достоинство.
  • С юных лет приучайся прощать проступки ближнего, но никогда не прощай своих собственных.
  • Я люблю правду без прикрас.
  • Надо спешить делать добро.

ПОЛКОВОДЦЫ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Александр Невский. 1985. Новгород. Скульптор Г. Г. Исаакович

Александр Невский.1967. Скульптор О. Комов

Дмитрий Донской. 1980. Музей на Куликовом поле. Скульптор О. Комов

Александр Невский. 1985. Новгород. Скульптор Г. Г. Исаакович

Александр Невский.1967. Скульптор О. Комов

Дмитрий Донской. 1980. Музей на Куликовом поле. Скульптор О. Комов

Памятник Дмитрию Донскому на Куликовом поле. 1850. Проект А. П. БрюлловаПамятник Дмитрию Донскому на Куликовом поле. 1850. Проект А. П. Брюллова

В 1380 году на Куликовом поле произошла знаменитая битва, в которой русское войско Дмитрия Донского победило татарскую орду хана Мамая. В кровопролитном сражении обе стороны понесли огромные потери. После этой битвы татаро-монгольское иго на Руси фактически закончилось.

До середины прошлого века поле Куликовской битвы не было ничем отмечено. Император Николай Павлович распорядился соорудить здесь достойный памятник. Его проект выполнил архитектор А. П. Брюллов. Он взял за основу тип военного монумента, разработанный А. У. Адамини в 1835 году. Средства на памятник собирались по всей империи. Отливка огромного чугунного монумента производилась в Петербурге. К месту установки он был доставлен в специально сконструированных для этого санях. Открытие памятника состоялось 8 сентября 1850 года на Красном холме Куликова поля.

Памятник представлял собой величественную 28-метровую чугунную колонну. Она была увенчана чешуйчатой церковной главкой с позолоченным крестом, попирающим луну. Колонна состояла из пяти ярусов, три средних были каннелированны. Нижний, самый высокий ярус был украшен восемью арками, разделенными чугунными выступами. Выступы украшались круглыми щитами и древнерусскими шлемами. С восточной стороны на памятнике помещалась икона Божьей Матери, надпись: "Победителю татар Великому Князю Дмитрию Донскому. Признательное потомство лета от Рождества Христова 1848 года" и библейское изречение. Памятник стоял на круглом ступенчатом основании и был окружен чугунными тумбами.

В последнюю войну памятник сильно пострадал от обстрела и реставрировался тульскими литейщиками в 1954 и 1978 годах.

Памятник Минину и Пожарскому. 1804-1818. Москва. Скульптор И.П. МартосПамятник Минину и Пожарскому. 1804-1818. Москва. Скульптор И.П. Мартос

В разгар Смутного времени, когда большая часть России была во власти поляков, в Нижнем Новгороде начался сбор средств на народное ополчение. Инициатором его был земский староста Кузьма Минин. Начальником ополчения был выбран князь Д.М. Пожарский. Весной 1612 года ополчение выступило в поход. Став под Москвой, русское войско отбило удар польского гетмана Ходкевича, а в октябре овладело городом. Этим фактически закончилось Смутное время.

Впервые мысль соорудить памятник Минину и Пожарскому была высказана в 1803 году. Поддержавший это предложение скульптор И. П. Мартос уже в следующем году представил на выставке свой эскиз памятника. Однако тогда развития эта идея не получила. Только в 1808 году, по инициативе жителей Нижнего Новгорода был объявлен конкурс проектов памятника. Победила на нем несколько измененная работа Мартоса. Однако, решено было памятник Мартоса установить в Москве, а для Нижнего Новгорода изготовить обелиск. В конце 1808 проект был утвержден императором. Из-за Отечественной войны работа над памятником затянулась. Отливка скульптур в бронзе была выполнена мастером Якимовым лишь в августе 1816. Гранит для постамента был доставлен из Финляндии. Летом 1817 фигуры памятника и части постамента были отправлены из Петербурга в Москву по системе каналов. Памятник был собран и установлен в центре Красной площади. Он обошелся в 150 тысяч рублей. Открытие монумента состоялось 20 февраля 1818 года.

Памятник выполнен в принятой тогда классической манере. Минин и Пожарский одеты в русские рубахи, напоминающие античные одежды. Стоящий Минин правой рукой указывает на кремль, левой подает Пожарскому меч в ножнах. Сидящий в задумчивости князь правой рукой принимает меч, левой придерживает крутлый щит с изображением Спасителя. Позади него лежит шлем. Фигуры установлены на постаменте красного полированного гранита. В верхней части его передней грани бронзовыми буквами сделана надпись: "Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия. Лета 1818". Ниже помещен барельеф, посвященный Минину. На нем изображен сбор денег и добра на ополчение на Нижегородской площади. Слева изображен мужчина, отправляющий в войско двух сыновей. Ему Мартос придал свои черты лица. Дело в том, что один сын скульптора воевал с французами, а другой был арестован в 1812 году во Франции и погиб. Барельеф на задней стороне постамента посвящен Пожарскому и изображает его во главе войска во время битвы с поляками. Высота памятника - 8.6 метра.

В 1920-х памятник отодвинули к зданию верхних торговых рядов, а в 1930 году перенесли в ограду собора Василия Блаженного, где он стоит и поныне.

Александр Невский. Статуя в нише Казанского собора. 1807-1811. Скульптор С. Пименов

Александр Невский. Статуя в нише Казанского собора. 1807-1811. Скульптор С. Пименов

Памятник Минину и Пожарскому. Модель. 1913. Скульптор В.Л. Симонов

Памятник Александру Невскому В Усть-Ижоре

Памятник Александру Невскому в Пскове

Памятник Александру Невскому В Усть-Ижоре

Памятник Александру Невскому в Пскове


ПОЛКОВОДЦЫ НОВОГО ВРЕМЕНИ


Памятник Петру I. Памятник Петру I. "Медный всадник". 1782. Санкт-Петербург. Скульптор Э. М. Фальконе

Сразу после восшествия на престол Екатерины II Сенат предложил соорудить памятник новой императрице. С присущим ей умом и тактом, Екатерина отвергла эту идею и повелела создать памятник "Отцу Отечества", Петру I. Первоначально царица хотела поставить на пьедестал уже готовую статую Петра работы Растрелли, но осмотрев ее, нашла скульптуру не соответствующей величию императора и духу времени. Не устроили Екатерину и работы петербургских академиков Штелина и Шумахера. Решено было специально для работы над статуей пригласить в Россию известного французского скульптора Этьена Мориса Фальконе. Он прибыл в Петербург в 1766 году, уже имея предварительный проект будущего памятника (впервые Фальконе нарисовал всадника, перескакивающего через скалу, в Париже, в доме философа Дидро). Скульптору сразу была выделена мастерская и уже к 1767 году он вылепил малую модель памятника, одобренную императрицей. В следующем году было утверждено место для монумента - им стала небольшая площадь между Адмиралтейством и Сенатом, выходящая к Неве. Полтора года Фальконе занимался лепкой в глине большой модели памятника. Насколько серьезно он относился к делу, показывает следующий факт. По указанию скульптора был построен деревянный помост в форме постамента памятника, на который берейторы из царской конюшни по несколько сотен раз взлетали на лошадях, чтобы Фальконе мог лучше запечатлеть их движение. В работе скульптору помогала его молодая ученица, Мари-Анн Колло, вылепившая важнейшую часть памятника - голову Петра. В мае 1770 года статуя, переведенная в гипс, была выставлена для всеобщего обсуждения. Подготовка статуи к отливке заняла несколько лет. Руководил ею сам Фальконе, помогал ему русский литейщик Е. Хайлов. Одна часть статуи была отлита в августе 1775, вторая - в июле 1777 года. Их соединили швом и обработали при помощи чеканки.

Постамент памятника первоначально хотели сложить из шести крупных камней размером до 8 метров. На их поиски по Новгородской, Петербургской и Выборгской губерниям была отправлена специальная экспедиция, окончившаяся, однако, неудачей. Тогда объявление о розыске крупных камней было помещено в столичных газетах. На него откликнулся крестьянин-каменотес Семен Вишняков, сообщивший о гранитной скале, находящейся близ Конной Лахты, в 12 верстах от Петербурга. Этот огромный валун, длиной в 13, а высотой в 8 метров, назывался "гром-камнем", так как был расколот молнией. Его очистили от земли и вчерне обтесали. Осенью 1769 года камень начали передвигать к морю по двойным желобам, переложенным бронзовыми шарами. В день его удавалось сдвинуть на несколько десятков, а то и сотен метров. Посмотреть на удивительный процесс приезжали многие петербуржцы, однажды побывала здесь и сама Екатерина. В марте 1770 года камень был доставлен к берегу Финского залива, откуда на специально изготовленной барже перевезен в центр Петербурга. В честь уникальной операции по передвижению тысячетонной скалы была даже отчеканена памятная медаль с надписью: "Дерзновению подобно".

В 1778 году Фальконе покидает Россию, и работы по доделке памятника поручаются архитектору Ю.Фельтену. 7 августа 1782 года, в день столетия вступления на престол Петра I, происходит торжественное открытие монумента. На нем присутствует императрица, 15 тысяч войск, масса народа. Открытие сопровождалось парадом и салютом с судов, вечером столица была иллюминирована. Собравшиеся увидели Петра, спокойно сидящего на вздыбленном коне. Правой рукой император указывал на место будущего города. Он был одет в драпировки наподобие античных, с лавровым венком на голове и мечом на поясе. Седлом царю служила медвежья шкура. Под копытом коня находилась раздавленная змея. Постаменту была придана форма дикой скалы. По ее бокам накладными буквами была сделана надпись: "Петру Первому - Екатерина Вторая. Лета 1782" и ее латинский перевод: "Petro Primo Catharina Secunda. MDCCLXXXII".

Памятник Петру сразу был признан выдающимся художественным произведением. И все же, у него всегда хватало врагов. Уже через 6 лет после его открытия, шведский король Густав III, объявляя войну России, говорит о грядущем уничтожении бронзового Петра. Весной 1917 года некоторые ретивые журналисты требуют снятия "монархического" памятника. Во время блокады Петра закрывают от фашистских бомб деревянными щитами и мешками с песком. Но, несмотря на все невзгоды, вот уже третье столетие озирает свой город прославленный Пушкиным "Медный всадник", символ Петербурга и красивейший памятник России.

Петр I. Модель фигуры для памятника, установленного в Таганроге в 1903 г. Скульптор М. Антокольский

Памятник Петру I. 1910. Ревель, Эстония

Петр I. Модель фигуры для памятника, установленного в Таганроге в 1903 г. Скульптор М. Антокольский

Памятник Петру I. 1910. Ревель, Эстония


Памятник А. В. Суворову. Санкт-Петербург. Скульптор М. И. КозловскийПамятник А. В. Суворову. Санкт-Петербург. Скульптор М. И. Козловский

В 1799 году, после возвращения Суворова из знаменитого Итальянского похода, Павел I повелел воздвигнуть в столице памятник полководцу. К сожалению, Суворов не увидел его открытия - он скончался во время изготовления монумента. Торжественное освящение памятника состоялось 5 мая 1801 года в центре Марсова поля, близ канавки Летнего сада. На нем присутствовали Александр I, великий князь Константин Павлович, сын Суворова. Открытие сопровождалось салютом и двухчасовым парадом войск гвардии.

Фигуру Суворова высотой 3.4 метра выполнил скульптор М. И. Козловский. Согласно классической манере, он изобразил полководца в шлеме с плюмажем и античных доспехах, на которые накинут плащ. В приподнятой правой руке Суворов держит меч, в левой - щит с российским гербовым орлом. Рядом с полководцем стоит жертвенник, который он защищает своим щитом. На жертвеннике лежат неаполитанская и сардинская короны и папская тиара. Постамент памятника высотой 4.5 метра имеет форму цилиндра. Он выполнен из гранита по проекту архитектора А. Н. Воронихина. Спереди на нем укреплена бронзовая композиция работы скульптора Ф. Г. Гордеева. На ней изображены два крылатых гения - Мира и Славы, осеняющие пальмовой и лавровой ветвями щит с надписью: "Князь Италийский граф Суворов Рымникский. 1801". Под щитом находятся склоненные знамена. Все бронзовые части памятника отливал литейщик В. П. Якимов.

В 1818 году по проекту архитектора К. И. Росси была проведена перепланировка Марсова поля. Памятник Суворову был перенесен на место, занимаемое до этого обелиском Румянцеву - на край поля, к началу Троицкого моста. Вокруг памятника была сооружена невысокая ограда из 12 вкопанных в землю орудий с фанатами, соединенных цепями.

Этот красивый памятник, один из первых в Петербурге, благополучно сохранился.

Памятник А. В. Суворову. 1982. Москва. Скульптор О. К. Комов

Памятник  П.А. Румянцеву-Задунайскому. 1793. Скульптор Ж.-Д. Рашетт

Памятник фельдмаршалу М. Барклай-де-Толли. Санкт-Петербург. Скульптор Б. Орловский

Памятник А. В. Суворову. 1982. Москва. Скульптор О. К. Комов

Памятник  П.А. Румянцеву-Задунайскому. 1793. Скульптор Ж.-Д. Рашетт

Памятник фельдмаршалу М. Барклай-де-Толли. Санкт-Петербург. Скульптор Б. Орловский

Памятник М.И. Кутузову. Санкт-Петербург. Скульптур Б. ОрловскийПамятник М.И. Кутузову. Санкт-Петербург. Скульптур Б. Орловский

Памятники M. И. Кутузову и M. Б. Барклаю-де-Толли - это первые произведения русской монументальной скульптуры, выразившие глубокий патриотизм не через аллегорию (как было принято), а через реалистический портрет. Торжественное их открытие состоялось 25 декабря 1837 г., в 25-ю годовщину полного разгрома наполеоновской армии, - хотя решение об установке монументов на площади у Казанского собора было принято ещё в 1819 г.

Модели статуй выполнены скульптором Б. И. Орловским, фигуры отлиты в бронзе В. П. Екимовым, а пьедесталы сделаны по проекту В. П. Стасова из гранита, который добыл и вытесал знаменитый мастер-каменотёс С. Суханов. Оба фельдмаршала изображены в рост; они стоят на прямоугольных в плане постаментах, обнесённых цепной оградой на чугунных столбах, и отражают 2 этапа войны 1812 г.: Барклай-де-Толли представлен как "зачинатель", командующий русскими армиями в период отступления, а Кутузов - как "совершитель", разгромивший наполеоновскую армию.

Оба полководца обращены лицом к Невскому проспекту, головы их обнажены, мундиры с эполетами задрапированы плащами с пелеринами. Образ Барклая-де-Толли трагичен; Пушкин писал о нём: "Его отступление, которое ныне является ясным и необходимым действием, казалось вовсе не таковым: не только роптал народ, ожесточённый и негодующий, но даже опытные воины горько упрекали его и почти в глаза называли изменником". Лицо Барклая озабоченно и печально, поза нерешительна; он не призывает к активным наступательным действиям - сабля в ножнах и фельдмаршальский жезл в левой руке опущен, хотя и ощущается его нерешительное движение вперёд. У ног полководца французское знамя с переломленным древком, которое увенчано одноглавым наполеоновским орлом: знамя это полураспущено, а орёл приподнял крылья, готовый ринуться в бой.

Образ Кутузова, напротив, пронизан энергией и уверенностью в победе. В левой, простёртой вперёд руке он держит жезл, указывая им путь наступления; в правой руке - обнажённая сабля. Знамя под ногами Кутузова свёрнуто, орёл повержен, - перед нами победитель наполеоновских полчищ, ученик и сподвижник великого Суворова.

Эти монументы установлены перед собором так удачно, что служат плавным переходом от здания к проспекту; с одной стороны, они замыкают строй идущих от центра колонн и шире раскрывают полукружие колоннады, а с другой - головы полководцев слегка повёрнуты к центру площади: это собирает колоннаду, замыкая её в композиционном центре ансамбля Казанской площади, где некогда стоял деревянный обелиск.


Памятник адмиралу П. С. Нахимову. 1959. Севастополь. Скульптор Н. ТомскийПамятник адмиралу П. С. Нахимову. 1959. Севастополь. Скульптор Н. Томский

В сорок пятую годовщину Синопской битвы, 18 ноября 1898 года, на главной площади города - площади Нахимова, в присутствии Николая II был открыт памятник адмиралу. Его создали художник А. А. Бильдерлинг и скульптор И. Н. Шредер. Сутуловатая бронзовая фигура Нахимова в фуражке и парадной форме с георгиевской звездой была обращена лицом к рейду, спиной к зданию морского собрания. В правой руке адмирала находилась подзорная труба, на боку - сабля Осман-паши, взятая после Синопского боя. На уступе пьедестала из красного гранита с передней стороны был помещен бронзовый кормовой флаг, прислоненный к якорю, сзади - пирамиды из ядер. Из-под флага свисал бронзовый свиток со словами приказа Нахимова перед боем: "Уведомляю г.г. командиров, что в случае встречи с неприятелем, превышающим нас в силах, я атакую его, будучи совершенно уверен, что каждый из нас сделает свое дело". Внизу лицевой стороны пьедестала находился барельеф с изображением Синопского боя, сделанный по картине художника Боголюбова. С задней стороны пьедестала помещался бронзовый венок с надписью: "Смертельно ранен на Корниловском бастионе 28-го июня, умер 30-го июня 1855 г.". На боковых сторонах пьедестала также помещались надписи. Высота фигуры адмирала составляла 4.3 метра, постамента - 6.4 метра.

В 1928 году памятник адмиралу решили переделать в памятник Ленину. С постамента была снята фигура Нахимова, сбиты флаг, барельеф и надписи. В 1932 году новый памятник был открыт. Статуя Ленина была обращена лицом к городу, постамент украсили революционными барельефами, а у его основания усадили бронзовые фигуры матроса, красноармейца, рабочего и крестьянина.

Во время оккупации города немцы отправили все статуи и барельефы ленинского монумента на переплавку. После освобождения Севастополя памятник Ленину решено было соорудить на новом месте, а на старый пьедестал вернуть Нахимова. Открытие возрожденного памятника адмиралу состоялось 5 ноября 1959 года. Скульптор Н. В. Томский и архитектор А. В. Арефьев создали достаточно вольное повторение произведения Шредера. Пьедестал надстроен, на нем появились новые барельефы. Фигура Нахимова была увеличена в размере, развернута лицом к городу, получила несвойственные адмиралу строевую выправку и парадность, а саблю Осман-паши заменил непонятный палаш.

ПОЛКОВОДЦЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ


Памятник  маршалу Г. К. Жукову в деревне Стрелковка, Калужская область. 1988. Скульптор В. Х. ДуманянПамятник  маршалу Г. К. Жукову в деревне Стрелковка, Калужская область. 1988. Скульптор В. Х. Думанян

Г. К. Жуков родился в деревне Стрелковка Калужской области, недалеко от Угодского Завода (ныне это город Жукове). Здесь, по Постановлению Совета Министров СССР, было решено соорудить первый мемориал в честь прославленного полководца. Эта неприметная русская деревенька дала миру выдающегося государственного деятеля; здесь он рос обыкновенным крестьянским мальчишкой, сюда пришел всемирно известным, но все тем же крестьянским сыном. Пришел поклониться своему дому и всей земле русской. Деревенька Стрелковка не только родина полководца - это символ для любого русского человека, символ гражданственности, истинности, непреложности.

Скульпторы Виктор Думанян и Андрей Дмитриев, архитекторы Александр Степанов и Евгений Киреев попытались осмыслить и воплотить в мемориале именно эту идею.

Мемориал располагается на площадке 250 на 300 м2  по диагонали с северо-запада на юго-восток. Здесь же расположена восстановленная изба семьи Жуковых. В противоположном углу - фигура маршала. Он повернут вполоборота и к дороге, и к деревне. Вокруг постамента противотанковые надолбы-вехи высотой 1 м 75 см: пять основных вех его военной биографии (Халхин-Гол, Москва Сталинград, Курская дуга и Берлин). Пять бетонных надолбов, пять вех людской незаживающей памяти. Красный гранит и белый бетон - вот цветовое и материальное решение мемориала. Фигура маршала-солдата и подиум из красного гранита, пересекающий по диагонали площадку мемориала, - едины. За фигурой маршала возвышается композиция "Дерево"  как символ произрастания из  этой земли величия духа.

Памятник маршалу Г.К. Жукову. Москва. Скульптор В.М. Клыков

Дважды Герой Советского Союза генерал армии И.Д. Черняховский. 1945 г. Скульптор Е.В. Вучетич

Памятник генералу-лейтенанту М.Г. Ефремову, сооруженный в Вязьме. 1946. Скульптор Е.В. Вучетич

Памятник маршалу Г.К. Жукову. Москва. Скульптор В.М. Клыков

Дважды Герой Советского Союза генерал армии И.Д. Черняховский. 1945 г. Скульптор Е.В. Вучетич

Памятник генералу-лейтенанту М.Г. Ефремову, сооруженный в Вязьме. 1946. Скульптор Е.В. Вучетич

Памятник генералу Н.Ф. Ватутину в Киеве. 1948. Скульптор Е. В. Вучетич

Памятник генералу Д. М. Карбышеву. 1963. Австрия.  Скульптор В. Цигаль

Памятник Ф. И. Толбухину. Москва. Скульптор Л. Кербель

Памятник генералу Н.Ф. Ватутину в Киеве. 1948. Скульптор Е. В. Вучетич

Памятник генералу Д. М. Карбышеву. 1963. Австрия.  Скульптор В. Цигаль

Памятник Ф. И. Толбухину. Москва. Скульптор Л. Кербель


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК К ВЫСТАВКЕ

Бродский Б.И. Века, скульпторы, памятники

Бродский, Б.И. Века, скульпторы, памятники / Борис Ионович Бродский, Анатолий Семенович Варшавский. - М. : Сов. художник, 1962. - 232 с. : ил.

Воронов Н.В. Олег Константинович Комов

Воронов, Н.В. Олег Константинович Комов / Никита Васильевич Воронов. – Л. : Художник РСФСР, 1982. – 100 с. : ил.

Воронов Н.В. Люди, события, памятники

Воронов, Н.В. Люди, события, памятники : рассказы о памятниках и мемориалах : книга для уч-ся ст. классов / Никита Васильевич Воронов. - М. : Просвещение, 1984. - 208 с. : ил.

Гофман И.М. Иван Петрович Мартос

Гофман, И.М. Иван Петрович Мартос / Ида Марковна Гофман. - Л. : Художник РСФСР, 1970. - 48 с. : ил. - (Нар. б-чка  по искусству).

Евстратова Е.Н. Скульптура

Евстратова, Е.Н. Скульптура / Елена Николаевна Евстратова. - М. : Слово, 2001. – 47 с. : ил. - (Что есть что в искусстве).

Имя твое бессмертно : краткий иллюстрированный справочник

Имя твое бессмертно : краткий иллюстрированный справочник / сост. А. Г. Халтурин ; под ред. Ю. В. Плотникова. - СПб. : Политическая литература, 1976. – 143 с. : ил.

Кожевников Р.Ф. Скульптурные памятники Москвы

Кожевников, Р.Ф. Скульптурные памятники Москвы / Роальд Федорович Кожевников . - 2-е изд., доп. - М. : Моск. рабочий, 1983. - 320 с. : ил.

Криворучко М.Г. Москва - героям Великой Отечественной

Криворучко, М.Г. Москва - героям Великой Отечественной : путеводитель / Михаил Григорьевич Криворучко, Петр Иванович Мишин, Иосиф Георгиевич Смирнов. - 2-е изд., доп. - М. : Моск. рабочий, 1981. - 448 с. : ил.

Крюковских А.П. Скульптура Санкт-Петербурга

Крюковских, А.П. Скульптура Санкт-Петербурга : художественно-исторический очерк. / Андрей Павлович Крюковских. - СПб. : Лениздат. СПб отделение, 2004. –  383 с. : ил. - (Петербургская коллекция).

Кузнецова Э.В. Марк Матвеевич Антокольский

Кузнецова, Э.В. Марк Матвеевич Антокольский / Эра Васильевна Кузнецова. - Л. : Художник РСФСР, 1986. - 96 с. : ил. - (Массовая б-ка по искусству).

Петинова Е.Ф. Б.К. Растрелли

Петинова, Е.Ф. Б.К. Растрелли / Елена Фоминична Петинова. - Л. : Художник РСФСР, 1979. - 40 с. : ил. - (Массовая б-ка по искусству).

Петров В.Н. Михаил Иванович Козловский

Петров, В.Н. Михаил Иванович Козловский / Всеволод Николаевич Петров. - 2-е изд. - Л. : Художник РСФСР, 1983. - 64 с. : ил. - (Массовая б-ка по искусству).

Подвиг народа : памятники Великой Отечественной войны 1941-1945

Подвиг народа : памятники Великой Отечественной войны 1941-1945 / сост. В. А. Голиков. - СПб. : Политическая литература, 1984. – 341 с. : ил.

Рязанцев, И.В. Скульптура в России XVIII - начало XIX века

Рязанцев, И.В. Скульптура в России XVIII - начало XIX века : очерки / Игорь Васильевич Рязанцев. - М. : Жираф, 2003. – 544 с. : ил.

Самин Д.К. Cто великих памятников

Самин, Д.К. Cто великих памятников / Д.К. Самин. - М. : Вече, 2001. – 479 с. : ил. - (100 великих).

Смирнов В.Г. Россия в бронзе. Памятник Тысячелетию России и его герои

Смирнов, В.Г. Россия в бронзе. Памятник Тысячелетию России и его герои / Виктор Григорьевич Смирнов. - Новгород : Русская провинция, 1993. - 224 с. : ил.

Сокол К.Г. Монументы империи

Сокол, К.Г. Монументы империи / Кирилл Гелиевич Сокол. - М. : Грантъ, 2001. – 455 с. : ил.

Томский Н.В. В бронзе и граните

Томский, Н.В. В бронзе и граните / Николай Васильевич Томский. - М. : Молодая гвардия, 1977. – 143 с. : ил. - (Мастера искусств - молодежи).

 
Rambler's Top100 Цитируемость ресурса Рейтинг@Mail.ru Портал Library.Ru 1-я Виртуальная справка

Ивановская областная библиотека для детей и юношества © 2007-2019
Яндекс.Метрика