Главное меню
Архив новостей
О библиотеке
Документы
Отделы
Электронный каталог
Выбирай и Читай!
Краеведение
Конкурсы
Выставки
Большое чтение
Проекты
Для коллег
Спроси библиотекаря
Информ-страничка
О сайте
Контакты





"Кони привередливые"

"Эх, тройка! Птица-тройка, кто тебя выдумал?
Знать, у бойкого народа ты могла только родиться...
И вон она понеслась, понеслась, понеслась!..
И что за неведомая сила заключена
в сих неведомых светом конях?
Эх, кони, кони, что за кони?!".
Н.В. Гоголь 

Ворошилов С.Тройка московского бегового общества

Ворошилов С. Тройка московского бегового общества

Выставка "Кони привередливые", открытая в рамках проекта "Вернисаж", посвящена теме коня в отечественном искусстве.

На протяжении тысячелетий конь верно служит человеку и его образ прочно вошел в русскую культуру (живопись, ваяние, художественную литературу). Тема коня в искусстве России раскрывается в великолепных живописных и графических конных портретах знатных особ, в сценах охот, турниров, сражений, а также в изображениях на самых разнообразных предметах прикладного искусства, в скульптурных композициях.

Ворошилов С. Тройка зимой

Чудо Георгия о Змие

Ворошилов С. Тройка зимой

Чудо Георгия о Змие

Конь - одно из первых животных, прирученных человеком. Согласно верованиям древних славян, конь - символ добра и счастья; мудрость богов являлась людям через это животное. Поэтому культ коня лежит в основе различных оберегов с его изображением - от коньков на крышах домов до ювелирных украшений. Поясные пряжки и ожерелья, украшенные головками или фигурками лошадей, имели охранительную функцию.

Конек на крыше северной избы

Конец полотенца. Вышивка

Всадник-свистулька

Конек на крыше северной избы

Конец полотенца. Вышивка

Всадник-свистулька

Оберегали себя таким образом крестьяне, горожане, воины - былинные герои, защищавшие границы земли Русской от нашествия бесчисленных врагов. Для них конь являлся не просто оберегом, это был их верный друг, предупреждающий своего хозяина об опасности, - ржет "во всю голову", бьет копытами, чтобы разбудить богатыря. Поэтому читаем в былинах, что сели богатыри на "добрых коней".

Васнецов В. - Богатыри

Васнецов В. Богатыри

Лошади - самые миролюбивые и безотказные животные, готовые до последнего вздоха служить хозяину. Лошадей холили, любили, их ценили очень дорого (в начале XVIII века за боярскую лошадь давали около 20 руб., простая стоила 4 руб., а лучшие "аргамаки" - 100 руб.; ни за одного крепостного не дали бы такую сумму). Лошадь была кормилицей в доме простого мужика и предметом гордости в доме знатного.

Венецианов А. На пашне. Весна

Брюллов К. Возвращение римского пастуха домой

Венецианов А. На пашне. Весна

Брюллов К. Возвращение римского пастуха домой

Брюллов К. Всадница

Серов В.  Купание лошади

Брюллов К. Всадница

Серов В. Купание лошади


В наши дни лошадь уже не играет такой большой роли в жизни человека; ее вытеснила могучая техника. Еще в начале XX века Сергей Есенин писал:

Милый, милый, смешной дуралей,
Ну куда он, куда он гонится?
Неужель он не знает, что живых коней
Победила стальная конница?

Но люди по-прежнему продолжают любить лошадей и не устают восхищаются их силой, стремительностью, благородством, преданностью и верностью.

Кустодиев Б. Морозный день

Кустодиев Б. Морозный день


Величайшие художники мира писали коней на своих  полотнах, ваятели высекали из мрамора, отливали в бронзе. Едва ли найдется еще город, где было бы так много изваяний коней, как в Санкт-Петербурге.

Клодт П.К. Конь с водничим Скульптурная группа на Аничковом мосту в Санкт-Петербурге

Растрелли Б.К. Памятник Петру I Фрагмент

Клодт П.К. Конь с водничим. Скульптурная группа на Аничковом мосту в Санкт-Петербурге

Растрелли Б.К. Памятник Петру I Фрагмент

Конные памятники Петру I - перед Инженерным замком, "Медный всадник" - на площади Декабристов, Николаю I - на Исаакиевской площади, Александру III - во дворе Государственного русского музея. Скульптурные группы: Колесница Славы украшает в Петербурге триумфальные ворота на площади Стачек, Колесница Победы над зданием Главного штаба на Дворцовой площади, Колесница Аполлона на здании Александринского театра, 4-е бронзовые группы  "Укротители коней" на Аничковом мосту. Барельеф "Служение лошади человеку" на служебном корпусе Мраморного дворца и многие другие.

Петров-Водкин К. Купание красного коня

Петров-Водкин К. Купание красного коня


"Купание красного коня" - одна из самых впечатляющих работа К.С. Петрова-Водкина. Вначале конь мыслился рыжим, но потом рыжий цвет, доведенный до предела и очищенный от какого-либо взаимодействия с другими цветами, становится красным. Вы скажите: "Таких коней не бывает". Художник обратился к традициям древнерусской иконописи, где красный цвет выражает красоту, торжество и славу. Так на иконе "Чудо архангела Михаила" конь изображен совершенно красным.

 
Rambler's Top100 Цитируемость ресурса Рейтинг@Mail.ru Портал Library.Ru 1-я Виртуальная справка

Ивановская областная библиотека для детей и юношества © 2007-2024
Яндекс.Метрика