Главное меню
Архив новостей
О библиотеке
Документы
Отделы
Электронный каталог
Выбирай и Читай!
Краеведение
Конкурсы
Выставки
Большое чтение
Проекты
Для коллег
Спроси библиотекаря
Информ-страничка
О сайте
Контакты





Из кейса методиста: Правовая среда библиотеки

Модельный стандарт деятельности публичной библиотеки (принят на VI Ежегодной сессии Конференцией РБА 24 мая 2001 года)
Окончание. Начало см. в № 1 – 2003 г.


IV. Ресурсы публичной библиотеки

1. Публичная библиотека обеспечивает доступ к широкому диапазону документов в самых разных форматах (книги, периодика, аудио- и видеодокументы, электронные документы, CD-ROMы, базы данных, в том числе базы данных Интернет, озвученные книги, издания шрифтом Брайля и др.), представленных в достаточном количестве.

Центральная библиотека имеет право на получение местного обязательного экземпляра, на основе которого формирует наиболее полный фонд документов на своей территории.

2. Документный фонд публичной библиотеки обязан отвечать сложившемуся в обществе многообразию мнений, точек зрения, исключать материалы, не отвечающие критериям качества отбора, а также связанные с пропагандой вражды, насилия, жестокости, порнографии.

3. Политика формирования фонда ориентирует библиотеку на стратегию доступа ко всей имеющейся информации, а не только к ее собственным ресурсам. Каждая библиотека становится участницей распределенного библиотечного фонда и получает к нему свободный доступ.

В этой связи основными характеристиками фонда публичной библиотеки являются:
- разумный объем;
- информативность: соответствие потребностям граждан;
- постоянная обновляемость.

4. Объем фонда публичной библиотеки в России ориентируется в настоящее время на среднюю книгообеспеченность одного жителя: 4-9 томов, в том числе в городе 5-7 томов; на селе – 7-9 томов.

Там, где имеются значительные социокультурные различия или иные особые обстоятельства, средний показатель может корректироваться (увеличиваться или сокращаться), так как величина фонда зависит практически от реальных потребностей местных жителей, места и роли конкретной библиотеки, близости других библиотек, доступа к внешним ресурсам, финансовых возможностей и др.

5. Центральная библиотека для обслуживания жителей всей территории (город, район), а в каких-то случаях и соседних территорий, должна располагать увеличенным объемом фонда: дополнительно из расчета от 0,5 до 2 томов на одного жителя.

6. В универсальном фонде публичной библиотеки, если в микрорайоне обслуживания нет специализированной детской библиотеки, литература жителей в возрасте до 15 лет должна составлять от 30 до 50% фонда библиотеки и включать документы на различных носителях, а также обучающие и развивающие программы, игры и т.п.

7. Величину собраний для этнических групп пользователей целесообразно определять с учетом международных принципов (например: при численности 500 жителей - 100 томов; при численности до 2000 жителей - из расчета: 1 том на 10 человек).

Ежегодные поступления соответствуют пропорции: 1 том на 50 человек для районов, где проживает более 2000 и 1 том на 25 человек для районов, где проживает до 2000 представителей национальных меньшинств.

8. Публичная библиотека любой территории должна иметь возможность получать местные газеты и журналы, в том числе не менее одного экземпляра региональной периодики (газеты, журналы); не менее двух общегосударственных ежедневных полноформатных газет; не менее одной общегосударственной воскресной полноформатной газеты.

Объем фонда периодических изданий определяется из расчета 10 изданий на 1000 жителей; базовая обеспеченность публичной библиотеки периодикой – не менее 150 названий.

В условиях финансовых ограничений на комплектование книг, наличие в фонде периодических изданий приобретает особое значение.

9. Показатели для фонда звукозаписей (речевых и музыкальных) и видеозаписей, в том числе снабженных субтитрами для людей с ослабленным слухом, должны быть не менее 10 единиц на 1000 жителей. Ежегодное пополнение – не менее 20 звукозаписей и 4 видеозаписей из расчета на 1000 жителей.

10. Публичная библиотека стремится обеспечить достаточную полноту фонда справочных и библиографических изданий (не менее 10% к общему фонду).

Должны быть представлены универсальные и отраслевые энциклопедии, толковые и языковые словари, краеведческие и туристические справочники, атласы, маршрутные карты, адресные книги, пособия, программы в помощь обучению, образованию и развитию, информационные издания для обеспечения разных сфер жизнедеятельности региона и данной местности, информационные бюллетени новых поступлений и др.

Необходимо предусмотреть особую потребность детей в справочных материалах.

Фонд справочных и библиографических изданий должен быть доступен любому пользователю в любое время, поэтому преимущественно должен использоваться в стенах библиотеки.

11. Публичная библиотека отражает местную историю и сохраняет культурные традиции в контексте истории и культуры всей страны. В этой связи ценность ее фонда возрастает от наличия в нем краеведческих изданий, местных документов, документов на языках этнических групп, других уникальных коллекций.

12. Для сохранения значимости фонда публичной библиотеки необходимо его постоянное обновление. В составе фонда должно содержаться до 50% наименований новых изданий на различных носителях.
Обновление фонда любой библиотеки обеспечивается посредством каналов межбиблиотечной связи (ВСО, МБА, электронная доставка документов).

13. Библиотека является источником библиографических данных о собственном фонде и о внешних библиотечных ресурсах. В этой связи в справочно-библиографическом аппарате публичной библиотеки находит адекватное отражение не только фонд самой библиотеки, но и местонахождение документов или информации в других библиотеках и организациях.

Информация о всей поступающей в библиотеку литературе, о содержании и объеме поступлений, источниках приобретения в обязательном порядке доводится до сведения местных жителей.

Доступ к документам, которые отсутствуют в фонде библиотеки, но могут быть получены посредством каналов межбиблиотечной связи, осуществляется по предварительному заказу.

14. Сроки хранения отдельных частей фонда библиотеки зависят от существующих потребностей и востребованности со стороны пользователей, а также от состояния документов, степени их устарелости или износа. Документы, изъятые по той или иной причине из состава фонда, но еще пригодные к использованию, необходимо предложить другим библиотекам.

Документы, имеющие непреходящее значение для данной местности, должны оставаться в составе фонда библиотеки. Единственный экземпляр таких документов может храниться в традиционном виде (если имеются для этого условия) или быть преобразован в иной вид носителя (например, в электронную форму).

15. Библиотека обязана обеспечить сохранность фонда и нормальное физическое состояние документов в соответствии с установленными нормами размещения, освещения, состояния воздуха, температурного режима, пожарной сигнализации и др. Для обеспечения сохранности в процессе использования библиотечного фонда применяются превентивные средства защиты (копирование документов, перевод документов на новые носители и т.д.).

V. Помещения библиотеки. Организация библиотечного пространства

1. Помещения библиотеки предназначаются для размещения и передвижения пользователей, библиотечных ресурсов, персонала. Количество необходимых помещений, размеры площадей обусловлены их функциональным назначением в библиотеке и масштабами ее деятельности.

2. Размеры площадей определяются в соответствии с установленными нормативами. Так, например:
- площади для размещения абонемента с открытым доступом к фонду и кафедрами выдачи - не менее 100 кв.м. (при соответствующей вместимости полок); с закрытым доступом к фонду - 5,5 кв.м. на 1000 томов; с ограниченным доступом к фонду - 7 кв.м. на 1000 томов; площади для размещения читальных залов с открытым доступом к фонду – из расчета 10 кв.м. на 1000 томов;
- число посадочных мест в библиотеке определяется из расчета 2,5 кв.м. на 1 место (или 1,5 кв.м. на 1000 жителей);
- около 10% посадочных мест для читателей должны находиться в зоне «легкого» чтения или в зоне отдыха;
- число посадочных мест для просмотра периодики определяется из расчета 3 кв.м. на 1 место (или 1 место на каждые 2000-3000 жителей);
- площади для индивидуального использования аудио- и видеодокументов должны быть увеличены на 2,5 кв.м.;
- площади для пользователей в зоне справочной службы (места «быстрой справки») может составлять 10 кв.м. на 1000 томов, в крупных библиотеках 2,5 кв.м. на 1 человека;
- для размещения выставок, площадь одного из основных подразделений библиотеки (например, абонемент или читальный зал) требует увеличения до 10%;
- для проведения культурно-массовых мероприятий необходимо иметь отдельное помещение.

3. Размеры помещений, предназначенных для обслуживания детей, включают показатели размещения служб выдачи материалов, индивидуальной работы (просмотра, прослушивания), коллективных форм. Для детских мероприятий целесообразно выделить отдельное помещение размером – из расчета 1,5 кв.м. на 1 место. Помещение, предназначенное для творческой деятельности детей, может вмещать одновременно от 30 до 100 детей и требует увеличения площади до 3 кв.м. на 1 место.

4. Помещения библиотеки, обслуживающей инвалидов, как правило, требуют увеличения для обеспечения свободного передвижения и доступа в библиотеку, к фонду, к пунктам обслуживания.
Библиотека должна быть приспособлена и оборудована соответствующим образом: иметь пандусы при входе-выходе, при уровневых переходах, специальные держатели, ограждения, лифты, специальные кресла для работы в библиотеке и т.д.

5. Количество служебных помещений зависит от числа штатных сотрудников и выполняемых ими функций, но не менее 20 % площади читательской зоны. Служебные помещения должны иметь удобную функциональную связь, как между собой, так и с подразделениями обслуживания читателей.
Площади основных производственных участков определяются в соответствии с их назначением и с установленными нормативами.
Например:
- площадь 1 рабочего места для персонала, занятого в процессах комплектования и обработки фондов – 9-12 кв.м.;
- для персонала и научно-методической службы – 9 кв.м.;
- для административного персонала - 5-6 кв.м.; для директора (заместителя) - от 15 до 40 кв. м.

6. Планировка и размещение подразделений и служб должны обеспечивать удобство пользования библиотекой и работы в ней.

Небольшие библиотеки стремятся размещать подразделения с разным функциональным назначением с помощью съемных, сборно-разборных, раздвижных перегородок (застекленных, прозрачных) или используя для этих целей предметы мебели.

7. Для организации обслуживания пользователей библиотека использует принцип гибкой планировки помещений, позволяющей варьировать соотношение помещений и площадей с учетом изменения потребностей и библиотечной технологии. Комфортное пребывание в библиотеке, пользование ее услугами достигается и с помощью таких компонентов, как:
- свободная ориентация пользователей в соответствии с их целями: оперативного удовлетворения запроса и быстрого получения необходимой услуги; углубленной работы над темой или с документами; участия в мероприятиях, и др.;
- доступность различных видов и типов документов (книги, периодика, электронные документы, изо-, аудио- и видеоматериалы, фильмы и др.), средств информации и телекоммуникации;
- наличие оборудования, мебели, технических средств, отвечающих соображениям функциональности, простоты и удобства в эксплуатации;
- современный дизайн, комфортность общения и отдыха;
- профессиональная этика персонала, соблюдение прав пользователей.

8. Всеобщим стандартом обслуживания в публичной библиотеке является максимально доступный фонд документов. Библиотека использует различные элементы его раскрытия и оформления: расположение стеллажей; тематические полки; выставочные композиции; показ «крупным планом»; приемы цитирования и аннотирования; сопровождение библиографическими изданиями, буклетами; ссылки-отсылки; цветовые приемы, и др.

Ценные или редкие издания, которыми гордится и которые особенно бережет библиотека, могут быть представлены для всеобщего обозрения в застекленных шкафах, стеллажах, на специальных выставках.

В закрытых помещениях целесообразно размещать лишь те документы, которые пользуются крайне редким спросом, а также дублетные или устаревшие.

9. Современные публичные библиотеки являются важным элементом информационных систем, значительно увеличивающих возможности каждой библиотеки. С этой целью модернизируются все основные библиотечные процессы: комплектование и обработка, справочно-библиографический аппарат, обслуживание читателей, управление библиотекой (библиотечной системой).

10. Рабочие места для производственных целей и для обслуживания пользователей должны быть размещены в приспособленных помещениях, специально оборудованы, обеспечены защитными средствами эксплуатации.

VI. Персонал публичной библиотеки

1. Все сотрудники библиотеки обязаны ясно представлять цели и задачи, проблемы и перспективы развития своей организации. Каждый сотрудник должен иметь возможность участвовать в разработке стратегии своей библиотеки, выступать с инициативными предложениями по улучшению библиотечного обслуживания. Все должны быть знакомы со своими служебными обязанностями и правами.

В профессиональной деятельности сотрудники руководствуются Кодексом профессиональной этики российского библиотекаря.

2. Сотрудник публичной библиотеки должен обладать профессиональными знаниями, умениями и навыками, повышать свой профессиональный уровень, развивать способность к творческой и созидательной деятельности.

3. Администрация библиотеки и ее учредитель должны обеспечить достаточное число сотрудников. Существуют различные варианты определения численности штатных работников библиотеки.

Вариант 1. Нормативная потребность в штатных работниках, исходя из количества населения:
- в городах с числом жителей до 50000: из расчета 1 работник на 2000жителей;
- в городах с числом жителей от 50000 и более: из расчета 1 работник на 2500 жителей; а также - 1 работник на 1500 жителей в возрасте до 15 лет;
- в сельской местности: из расчета 1 работник на 500 - 1000 жителей; а также - 1 работник на 500 жителей в возрасте до 15 лет.

Вариант 2. Нормативная потребность в штатных работниках, исходя из необходимости обеспечения основных библиотечных процессов, в том числе:
- комплектование и обработка документов – из расчета 0,7-1 человек на 1000 томов;
- организация фонда - из расчета 1-1,2 человек на 100 тыс. томов;
- обслуживание пользователей – из расчета 3-3,5 человек на 1000 жителей;
- информационная, библиографическая деятельность - из расчета 1-1,5 человек на 1000 жителей.

Вариант 3. Нормативная потребность в штатных работниках, исходя из основных показателей деятельности конкретной библиотеки (число читателей, диапазон услуг, количество структурных подразделений, филиалов и нестационарных форм обслуживания, интенсивность посещений, др.), на основе конкретных расчетов.

4. Администрация библиотеки обязана заботиться о наличии в штате библиотеки специалистов, обладающих специальными знаниями, необходимыми для выполнения различных функциональных обязанностей, в том числе:
- для обслуживания особых групп пользователей (дети, молодежь, этнические группы, инвалиды, пожилые люди с ограниченными возможностями передвижения и т.д.);
- для работы с определенными видами документов (электронные документы, нотная литература, литература по искусству, на иностранных языках, др.);
- для работы по определенному направлению (местные исследования, местная информация, обучение взрослого населения, распространение грамотности, деловая информация, музейное дело, др.);
- для внедрения и использования информационных технологий, создания информационных продуктов и услуг.

5. Администрация библиотеки и ее учредитель обеспечивают реализацию программы непрерывного образования всего персонала, ориентируясь на разнообразные формы обучения (организационно-деятельные игры, курсы, семинары, практикумы, стажировки, телеконференции, др.). Важен и полезен обмен профессиональными знаниями с библиотекарями внутри региона, внутри страны, с зарубежными коллегами.

Каждый работник библиотеки должен хотя бы один раз в 5 лет обновить знания по установленной программе. Крайне необходимо систематическое обучение работников информационным технологиям.
Сумма, предназначенная для целей обучения персонала библиотеки, должна быть не менее 0,5% от статей бюджета, выделяемых на персонал, и включать все расходы на обучение персонала, исключая зарплату.

6. Администрация библиотеки и ее учредитель обеспечивают социальную и профессиональную защиту работников публичной библиотеки.

Администрация обязана уважать и соблюдать профессиональные интересы работников, создавать условия для их реализации и самореализации, заботиться о возможностях служебного роста.

7. Администрация библиотеки и ее учредитель обязаны заботиться о создании удовлетворительных условий труда для работников. Рабочие места должны быть оснащены и оборудованы соответствующим образом. Уровень оплаты труда должен соответствовать уровню выполняемой работы. В библиотеке должна применяться система стимулирования работников.

VII. Связи публичной библиотеки с общественностью

1. Опора на местных жителей, привлечение их внимания к проблемам библиотеки является обязанностью публичной библиотеки.

Местные жители способны обеспечить поддержку библиотеки в решении многих возникающих у нее проблем: при отсутствии средств на комплектование, при переводе в худшее по условиям или неудобное по расположению помещение, при закрытии (ликвидации) библиотеки и др. Но они поддерживают такую библиотеку, которая отражает их интересы и удовлетворяет их запросы.

2. Значительную поддержку библиотека может найти у волонтеров из числа местного населения, используя добровольный труд на благо библиотеки и библиотечного обслуживания, а также создав общество друзей библиотеки или попечительский совет.

3. Библиотека формирует свой положительный образ, привлекает на свою сторону общественное мнение, демонстрирует свою специфику и свои преимущества. Для этого библиотека и ее сотрудники:
- оповещают широкую общественность о целях и задачах своей деятельности;
- открыто информируют население о режиме работы библиотеки, о ее услугах;
- рекламируют ценность своих ресурсов, услуг и возможностей;
- своевременно оповещают обо всех существенных изменениях в своей деятельности;
- сообщают о кризисных ситуациях, их причинах и о действиях по устранению;
- участвуют в социальных, культурных, образовательных проектах, способствующих приобщению различных групп населения к общечеловеческим ценностям и к активной деятельности;
- учреждают премии и призы для организаций и граждан, поддерживающих библиотеку.

4. Библиотека участвует в мониторингах мнений, взглядов, предпочтений, ожиданий местных жителей, постоянно анализирует качество предоставляемых ею услуг, их соответствие потребностям пользователей.

Систематически библиотека выявляет и учитывает претензии в свой адрес, предложения и замечания читателей, информирует их о результатах работы с неудовлетворенными запросами, объясняет причины отказов.

5. Библиотека отчитывается перед местными жителями о своей работе, особо подчеркивая участие конкретных людей в том или ином содействии библиотеке. Библиотека издает ежегодный отчет о своей деятельности, распространяемый среди местного населения и местной администрации.

 
Rambler's Top100 Цитируемость ресурса Рейтинг@Mail.ru Портал Library.Ru 1-я Виртуальная справка

Ивановская областная библиотека для детей и юношества © 2007-2024
Яндекс.Метрика