Главное меню
Архив новостей
О библиотеке
Документы
Отделы
Электронный каталог
Выбирай и Читай!
Краеведение
Конкурсы
Выставки
Большое чтение
Проекты
Для коллег
Спроси библиотекаря
Информ-страничка
О сайте
Контакты





«Быть русским…»: к 180-летию И.И. Шишкина

выставка Быть русским...В отделе «Искусство» 13 января 2012 года начала работу книжно-иллюстративная выставка «Быть русским…», посвященная 180-летию со дня рождения Ивана Ивановича Шишкина.

Искусство Ивана Шишкина удивительно ясно, просто, прозрачно. Его картины - гимн живой природе, гимн ее красоте. С чем сравнить его творчество, как не с тихой и привольной, задушевной и теплой русской песней?

Разве все мы не видим наши леса и поля, разве не видели и его современники середины XIX века все тех же сосновых лесов и спеющей в полях ржи? Конечно, видели.

Но именно он, Иван Шишкин, возвел эту обыденную простоту и привычную всем красоту на высокий пьедестал искусства. Он создал ландшафтное искусство с буйными хвойными зарослями, с неохватным раздольем, со всей простой красотой северного русского пейзажа. Чтобы писать эту кажущуюся простоту, от художника требовался как сильный темперамент, так и виртуозное владение техникой живописи. Но все, же главное в нем - умение быть певцом естественной любви человека к живому миру и родной природе.

Книги, представленные на нашей выставке, познакомят вас с интересными биографическими фактами из жизни И.И.Шишкина, с его письмами и воспоминаниями современников. Альбомы и репродукции картин помогут окунуться в знакомый с детства, но до конца непостижимый мир русской природы, нашедший свое отражение в творчестве великого русского художника.


…Шишкин. Это Россия -
с ног до головы.
Он прекрасно воспринимает
свою природу, свое солнце,
свой воздух, свое пространство…
Мартирос Сарьян

Прежде, чем начать свой рассказ о жизненном и творческом пути великого художника, хочется обратить ваше внимание на один портрет, написанный известным художником-передвижником И.Н. Крамским в 1873 году.

Перед вами портрет художника Ивана Ивановича Шишкина. Он остановился посреди поляны, заросшей высокой травой. За его спиной поднимается густой темный лес. Иван Иванович опирается на острую палку зонта. На ремне, перекинутом через плечо, у Шишкина этюдник - плоский ящик с принадлежностями для живописи. Художник внимательно оглядывает окрестности - выбирает подходящее место для работы.

Иван Николаевич Крамской не просто так изобразил своего приятеля на лесной поляне. «Лесной богатырь» - называли Шишкина зрители и товарищи-художники. На его холстах шумят темные боры, шелестят листвой дубовые рощи. Иван Иванович чаще всего писал лес.

Дом-музей И.И. Шишкина в ЕлабугеВ Елабуге, где родился Шишкин, есть его дом-музей. И посетивший его попадает сразу же в другой век, XIX.

Скрипят старые ступени, слышен звук мелодичного звона старых часов, а за прозрачными шторами - широкое приволье, Русь бескрайняя.

И вспоминается знаменитое полотно художника «Лесные дали», написанное Шишкиным в 1884 году.

И.И. Шишкин родился в семье небогатого купца. Но отец смог понять и поддержать странное для их среды желание сына - стать художником. Он отправляет сына в Москву, где тот с 1852 по 1856 год учится в Московском училище живописи и ваяния под руководством А.Н. Мокрицкого (бывшего ученика А.Г. Венецианова). Потом он поступает в Петербургскую Академию художеств, где продолжает обучение у пейзажиста С.М. Воробьева. Его успехи были стремительны, он получал одну награду за другой. Одна из них (самая главная) - золотая медаль за две картины одного названия - «Вид на острове Валааме. Местность Кукко» (1860).

В 1862 году Шишкин едет за границу в качестве пенсионера Академии и работает в Германии и Швейцарии до 1865 года. Но успевает посетить и Францию, и Чехию, и Бельгию и Голландию. Он отчасти разочаровывается в своих иноземных наставниках и в авторитетах швейцарских пейзажистов. Зато лучше начинает понимать себя, четко осознает свою силу и свой собственный творческий путь. Ему теперь страстно хочется домой, чтобы воплотить обдуманное и замысленное. Новее же перед отъездом из Дюссельдорфа Шишкин устраивает выставку своих рисунков пером.

Его работы вызывают восторги у публики, а потом о них еще долго вспоминают и начинают, рассказывать необыкновенные легенды о русском мастере. Люди же торгующие вмиг все поняли и стали как нечто особо ценное хранить у себя его рисунки.

Шишкин И.И. Полдень. В окрестностях МосквыВернувшись в Петербург, Иван Шишкин вступает в дружеские творческие отношения с Артелью художников. Эта дружба оказалась крепкой, связавшей их на всю жизнь. В Товариществе передвижных художественных выставок (существовало с 1871 по 1923 год) он особо ценил мнение И.Н. Крамского.

Теперь всю свою тоску по родине, испытанную за границей, он бросит щедро в краски, на холст. Он пишет жадно и с наслаждением. Его первый шедевр стал таким гимном радости - «Полдень. В окрестностях Москвы» (1869).

И, несмотря на то, что его личная жизнь сложилась печально (он дважды женился по любви, и дважды любимых уносила смерть, умирали и его сыновья), Шишкин остался в живописи настоящим поэтом, не позволившим себе свои страдания перенести на холст. Чем больше он боролся со своим горем - тем ярче возгоралось в нем ощущение красоты жизни.

Его называли «царем леса». И он действительно был царствен в своей любви к русскому лесу. Он умел его писать, улавливая тончайшие нюансы света, тени и цвета. Это была ювелирная работа. Это было редчайшее чувство световоздушной среды. Он пел свои полотна. Пел на одном дыхании. Так писались и «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии» (1872), и «Рожь» (1878), и «Лесные дали», и многие другие.

Шишкин И.И. Рожь«Рожь»... День тихий, погожий. И нива спеющих хлебов главного русского богатства - раскинулась просторно и мощно. И словно стражи стоят сосны-великаны, поднимаясь к самому небу.

Художник добился невероятного - реального ощущения тишины. Но толпятся у горизонта кучевые облака, парит. И пока еще не колышется ни один колосок, пока еще замерли в торжественной тишине сосны - мы чувствуем, что быть грозе. Некоторая минорная нота звучит в этом пейзаже. Но именно она-то и дает нам почувствовать эту глубину «простоты и наивности», что всегда была присуща художнику.

Он казался чересчур прозаичным. Но разве, глядя на его полотно «Рожь», не вспоминали они строки Фета и Никитина, Некрасова и Кольцова? Разве это только «прозаизм» вот так пропеть гимн благоухающему царству хлеба?! Разве не радует, что Шишкин умеет передать смотрящему запах дорожной пыли и аромат цветов?

Шишкин И.И. Лесные дали«Лесные дали»... Эту картину часто называли символом самой России, с ее панорамами лесов, тонущих в сизоватой дымке. Ее композицию полагали просто совершенной: одинокая сосна стоит справа, словно начиная рассказ и уводя взгляд все дальше и дальше. Рядом с ней - две каменные глыбы (некоторые знатоки его творчества видели в глыбах два каменных надгробия и одинокого художника рядом с ними). Некоторая грусть «начала» тут же переходит в другое настроение - взор движется к солнечной поляне, следует к девственному бору. А в высоком небе - непременные облака, в которых отражаются и лес, и река. Художник не спеша чередует планы, словно на плечи сказочного великана опирается на русское приволье. Такой простор не знает начала и не ведает о конце. В таком просторе - наше богатство, наше душевное здоровье, наше величие. Конечно же, картина такая доступна только любящему сердцу. А Шишкин и не скрывает своей любви.

Шишкин И.И. Утро в сосновом лесуОдним из самых популярных произведений русской живописи является картина Шишкина «Утро в сосновом лесу» (1889). Замысел этой картины был подсказан Шишкину его приятелем, художником-передвижником К.А. Савицким, который написал в картине медведей.

В этой картине Шишкин словно вводит зрителя в лесную чащу, где под присмотром медведицы резвятся медвежата, карабкаясь на вырванную бурей с корнем могучую сосну. Перед нами жизнь природы в местах, где еще не ступала нога человека. Ощущение красоты девственной лесной чащи усиливается поэтическим мотивом раннего утра. Голубоватый туман еще окутывает стволы сосен, и только вершины их освещены лучами восходящего солнца.

Шишкин работал много, ежедневно и тщательно. Сам он приводил в пример Золя, который писал ежедневно и не ждал «пресловутого вдохновения». Он не прятался от дождя и грозы - выходил под дождь и вбирал в себя все впечатления - запоминал свет, цвет и линии грозной природы. Он часто писал с натуры - сидел на лугу и писал дубы, под вечер его можно было застать у пруда пишущим ивы, а утром ни свет, ни заря он уходил в деревню и по дороге делал зарисовки полей. Все минуты в природе он воспринимал как неповторимые, всегда разные, изменчивые.

Во второй половине 1880-х годов в работах Шишкина стали появляться новые оттенки. «Тон почуял», - говорил о нем И. Крамской. Он больше уделяет внимания общей атмосфере картины, ищет то, что объединяло бы все предметы некоей общей световоздушной средой. В этот период написаны «Сосны, освещенные, солнцем», «Дубы», «Мордвиновские дубы», «Осень» и другие.Шишкин И.И. Дождь в дубовом лесу

Особенно прекрасно полотно «Дождь в дубовом лесу» (1891) - в этом атмосферном пейзаже явлена дивная красота природы.

В этом же году состоялась персональная выставка Ивана Шишкина из 600 этюдов, рисунков и гравюр.

В 1894 году увидел свет альбом «60 офортов И.И. Шишкина». И в этой технике Шишкин не знал в ту пору равных и изучал ее, будучи преподавателем Академии художеств (он использовал фотографию для более детального «изучения природных форм»).

«Зимних» картин у Шишкина немного. Хотя зима всегда красива и необыкновенна - она заботливая и опрятная хозяйка, укрывающая снегом всю непривлекательность неухоженной земли.

Шишкин И.И. ЗимаИнтересной задачей показалось художнику передать зимнее оцепенение природы - картина «Зима».

В этом хвойном лесу все (и деревья, и снег) погружено в легкую тень быстро уходящего дня. Следы давнего бурелома занесены снегом.

В картине царит особая тишина, сквозь которую с трудом пробивается слабый розоватый свет низкого солнца.

Художником было сделано несколько вариантов этой картины, на которых изображены заснеженные корни, пни и коряги.

Шишкин И.И. Корабельная рощаПоследняя картина художника - «Корабельная роща». Ее иногда называют картиной-завещанием. В ней Шишкин выразил все, что чувствовал, что умел, о чем думал. Снова он пишет русский лес, который великолепной колоннадой вздымается к лазурному небу. Он соединил могущество сосен, стоящих стеной величественной и несокрушимой, с благостным летним светилом. Блики солнца играют в теплых водах ручья. Светом, именно светом жизни пронизано все полотно. Можно сказать, что в холсте присутствует даже и некоторая скульптурность - и в самих деревьях, в их мощных корнях, и в сколах дикого камня, что лежат тут тысячи лет. Волшебство бликов завораживает. Кажется, что пахнет хвоей и смолой. Аромат вечной юности смешивается с ароматом вечной древности. Жарко. И мы устремляемся в чащу, пронизанную световыми дорожками. Лесной пейзаж кажется необъятным. Шишкин создал роскошные цветовые композиции, не нарушив, однако, ни меры, ни гармонии подлинного. Шишкин сдержан и величественен. Его картина поет.

И все же его современники как бы даже и стеснялись своей любви к его полотнам. Даже Н. Крамской, который считал Шишкина гением, иногда словно бы и оправдывался за свою страсть к его столь простому творчеству. Шишкин казался бесхитростным и очень простодушным среди страстей, что несло в себе его время. А он все же имел мужество оставаться верным себе, не менять своей провинциальной умиротворенности. Он не отвечал на уколы и упреки и писал, упрямо писал «однообразные и скучноватые» для кого-то дожди и закаты, радуги и лунные ночи. Недаром Крамской же назвал его, «верстовым столбом» в развитии русского пейзажа. Ведь без него, теперь мы это понимаем, не было бы очень важной страницы в русском изобразительном искусстве. Его новаторство - в устойчивости, в постоянстве, в верности однажды выбранному пути.

8 марта 1898 года художника не стало. А мы? Мы по-прежнему преображаемся, подходя в Третьяковке к его полотнам. Все бесконечно родное, что заключено в его полотнах, нас лечит своей чудесной силой. Силой природы, в которой есть и тепло, и доброта, и тишина, столь необходимая человеку городскому. Шишкин нарисовал душу русской природы, а значит, и нашу тоже, отраженную в ней.


Список изданий, представленных на выставке:

  • Бойко, Н.П. Истории знаменитых полотен / Нина Павловна Бойко. - Ростов н/Д : Феникс, 2006. - С. 65-78.
  • Бялик, В. Пейзаж / Валентина Бялик. - М. : Белый город, 2001. - С. 8-9.
  • Иван Иванович Шишкин : Переписка. Дневник. Современники о художнике / вступ. ст. и сост. Ирина Николаевна Шувалова. - 2-е изд., доп. - Л. : Искусство, 1984. - 478 с. : ил. - (Мир художника).
  • Иван Иванович Шишкин [Изоматериал] : комплект из 16 открыток / ред. Л. Брыленко ; худож. Е. Киселев. - Л. : Аврора, 1982. - 1 обл. (16 отд. л.) : цв. офсет ; 15x10.
  • Иван Шишкин : альбом / авт. текста Виталий Минин ; ред. Н. Борисовская. - М : Белый город, 2000. - 63 с. : ил.
  • Иван Шишкин [подборка публикаций о творчестве] // Искусство. - 2011. - № 15(октябрь). - С. 7-22.
  • Иван Шишкин [Электронный ресурс] : Картины. Биография. Музыкальное сопровождение в формате MP3. - М. : Навигатор, [2000?]. - 1 эл. опт. диск (CD-ROM). - (Знаменитые русские художники).
  • Кокшенева, К.А. Самые знаменитые живописцы России / Капитолина Антоновна Кокшенева. - М. : Вече, 2002. - С. 126-130.
  • Крамской об искусстве / вступ. ст. и сост. Т. М. Коваленская. - 2-е изд., доп. - М. : Изобразительное искусство, 1988. - С. 144-145.
  • Кузин, В.С. Изобразительное искусство : 1-2 классы : учеб. для общеобразоват. учеб. заведений / Владимир Сергеевич Кузин, Эмма Ивановна Кубышкина. - М. : Дрофа, 1995. - С. 60-63, 88-90, 100-103, 108-110.
  • Пистунова, А.М. Родник в лесу : повесть о художнике И.И. Шишкине / Александра Михайловна Пистунова. - М. : Дет. лит., 1987. - 87 с. : ил.
  • Прогулки по Третьяковской галерее с поэтом Андреем Усачевым : стихи / авт. текста Андрей Алексеевич Усачев. - М. : Дрофа-Плюс, 2008. - С. 74-77.
  • Рисунки И.И. Шишкина / вступ. ст. А. Н. Савинова. - М. : Академия художеств СССР, 1960. - 17 с., 47 л. ил.
  • Рогинская, Ф.С. Товарищество передвижных художественных выставок : исторические очерки /Ф.С. Рогинская. - М. : Искусство, 1989. - С. 279-289.
  • Савинов, А. Рисунки Шишкина // Изобразительное искусство в школе. - 2007. - № 4. - С. 11-17.
  • Сергеев, А.А. Русские живописцы / Анатолий Анатольевич Сергеев. - М. : Белый город, 2002. - С. 20-21.
  • Сто великих художников / Д. К. Самин. - М. : Вече, 2004. - С. 270-275.
  • Чинякова, Е. Поэт русского леса // Юный художник. - 2007. - № 9. - С. 27-31.
  • Шишкин. Сказка о лесном художнике / Галина Ветрова. - М. : Белый город, 2001. - 11 с. : ил.
  • Шувалова, И. Н. Иван Шишкин / И.Н. Шувалова. - Изд. 2-е. - М. : АРТ-Родник, 2008. - 72 с. : ил. - (Золотая галерея русской живописи).
 
Rambler's Top100 Цитируемость ресурса Рейтинг@Mail.ru Портал Library.Ru 1-я Виртуальная справка

Ивановская областная библиотека для детей и юношества © 2007-2019
Яндекс.Метрика