Главное меню
Архив новостей
О библиотеке
Документы
Отделы
Электронный каталог
Выбирай и Читай!
Краеведение
Конкурсы
Выставки
Большое чтение
Проекты
Для коллег
Спроси библиотекаря
Информ-страничка
О сайте
Контакты





Выставка «Судьбы мистические звуки»

выставка Судьбы мистические звукиКнижно-иллюстративная выставка «Судьбы мистические звуки» продолжает проект «Тайны. Легенды. Открытия» отдела «Искусство» Ивановской областной библиотеки для детей и юношества. Материалы выставки раскрывают очевидные и невероятные события и факты из жизни величайших композиторов прошлого и настоящего, чье творчество оказало огромное влияние не только на современников, но и на будущие поколения. В числе представленных материалов использованы малознакомые читателям аудиовизуальные источники информации.

выставка Судьбы мистические звуки«Эффект Моцарта», «В поединке с судьбой», «Секрет Николо Паганини», «Тайное оружие» Ленинграда», «Музыка в зеркале литературы и кинематографа» - таковы разделы выставки.

Воздействие музыки воистину уникально. Она может вызвать бурную радость и наслаждение или, наоборот, ввергнуть в сильное душевное переживание. Музыка может побудить слушателя к серьезным размышлениям, открыть неизвестные ранее стороны жизни. Она зовет не только размышлять, но и сопереживать. Часто слушатель с удивлением обнаруживает, что произведение, написанное много лет назад, рассказывает о его собственных чувствах и надеждах, словно композитор смог заглянуть в душу человека, которого никогда не видел.

Эффект Моцарта

Вольфганг Амадей МоцартВольфганг Амадей Моцарт - один из уникальных композиторов прошлого, настоящего и будущего. С его жизнью творчеством и даже смертью связано множество тайн и загадок. Одна из них о влияние его музыки на здоровье человека.

Музыка Моцарта, обладает универсальным позитивным эффектом воздействия. Она удивительно точно находит различные «болевые» точки и органично встраивается в самые невидимые уголки души и тела каждого человека. Этот феномен позволяет говорить о так называемом Моцарт-эффекте.

Воздействие музыки на организм человека пока практически не изучено. Но кое-что уже известно. Хотя бы то, что все системы человеческого организма работают в определенном ритме.

Американские ученые провели такой эксперимент: они провели тестирование группы добровольцев на «IQ»; потом в течение 10 минут группа прослушала фортепианную музыку Моцарта; потом опять тестирование. Результат: второе тестирование на «IQ» показало повышение интеллекта в среднем на 9 единиц. Ученые нашего континента доказали, что прослушивание произведений Моцарта повышает интеллектуальные способности практически всех людей, независимо от пола и возраста. Самое интересное, что умственные способности повышаются даже у тех, кому Моцарт не нравится. К тому же от этой музыки у людей повышается концентрация внимания.

В результате многолетних наблюдений врачи пришли к выводу, что соната Моцарта для двух фортепиано до-мажор помогает тем, кто болен болезнью Альцгеймера. Сонаты Моцарта уменьшают количество эпилептических приступов. В Швеции роженицы слушают перед родами музыку Моцарта, в результате чего, по утверждению ученых, снижается детская смертность. В США музыку Моцарта применяют при лечении неврологических заболеваний. Такая терапия улучшает мелкую моторику рук. Как вам эта информация? Впечатляет?

Моцарт в своей квартире в ВенеМногие ученые мира сходятся в том, что музыка Моцарта имеет чудодейственную целительную силу. Она улучшает слух, память и ... речь. Каким образом? По одной из версий в музыке Моцарта имеется большое количество звуков высокой частоты. Именно эти частоты несут целительную нагрузку. Эти звуки, которые вибрируют с частотой от 3000 до 8000 Гц входят в резонанс с корой головного мозга и улучшают память и мышление. Эти же звуки укрепляют микроскопические мышцы уха.

Именно музыка Моцарта помогла французскому отоларингологу Альфреду Томатису побороть заикание у Жерара Депардье. Два часа ежедневного прослушивания музыки Моцарта за два месяца изгнало заикание из уст знаменитого актера. До этого он не мог договорить до конца ни единого предложения. После этой терапии он не только вылечил заикание и избавился от проблем с правым ухом, но и научился процессу мышления.

А вот еще одна, почти сказочная история. Жил-был старый больной маршал. Звали его Ришелье Луи Франсуа де Виньро. Старость и болезни всегда рядом ходят. И вот лежит он на смертном одре, глаза закрыты, только губы чуть шевелятся. Когда прислушались к утихающему шепоту старика, то услышали последнюю просьбу умирающего. А просил он немногого: чтобы в его последние минуты при нем сыграли концерт Моцарта. Его любимый концерт.

Памятник Моцарту в ЗальцбургеКак было отказать человеку в его предсмертной просьбе. Пришли музыканты и заиграли. Когда затихли последние звуки музыки, то близкие ожидали увидеть отошедшего в мир иной маршала. Но произошло чудо. Они увидели, что на их глазах маршал стал оживать. Прослушанный концерт Моцарта «отогнал» смерть и вернул человеку жизненные силы. Ришелье Луи Франсуа де Виньро, который поправился и с удовольствием прожил до 92 лет. Хотите, верьте, хотите, нет, но эту историю удивительного воскрешения знает вся Европа.

Вообще, музыка Моцарта полезна в любом возрасте. Детям она помогает лучше справляться с учебой и преодолевать нарушения координации движений, улучшает речь и успокаивает при нервном возбуждении. Доказано, например, что учебный материал лучше усваивается, если в процессе обучения устраивать 10-минутные «музыкальные паузы», а младенцев, которые слушали Моцарта еще до своего рождения, находясь в утробе матери, позднее было легче успокоить под его музыку. Что же касается взрослых, то им Моцарт может помочь улучшить слух и справиться с душевными проблемами.


В поединке с судьбой: Людвиг ван Бетховен

Людвиг ван БетховенЛюдвиг ван Бетховен, величайший из всех композиторов, родился в 1770 году в Германии в городе Бонн. Его талант проявился в раннем возрасте. Первые опубликованные работы Бетховена датированы 1783 годом.

В молодости он посетил Вену, где был представлен Моцарту, однако их знакомство длилось очень недолго. В 1792 году Бетховен вернулся в Вену и некоторое время учился у Гайдна, в то время ведущего венского композитора (Моцарт умер годом раньше). Он так и остался в этом городе - тогда это была музыкальная столица мира - на всю свою жизнь Замечательная виртуозность Бетховена-пианиста поражала буквально всех, и он пользовался успехом и как музыкант как педагог. Вскоре он также стал весьма плодовитым композитором. Его работы были хорошо приняты, и с двадцати пяти лет он мог уже без труда продавать их издателям. Когда Бетховен приближался к тридцатилетнему возрасту, стали появляться первые признаки глухоты. Неудивительно, что молодого композитора глубоко встревожило это зловещее явление. Некоторое время он даже подумывал о самоубийстве.

Годы с 1802 по 1815 иногда считаются центральным периодом в карьере Бетховена. В это время, когда его глухота устойчиво прогрессировала, он начал удаляться от общества. Он продолжал работать очень продуктивно, однако с годами все меньше и меньше обращал внимание на то, что было бы популярным у современных ему любителей музыки. Тем не менее, Бетховену по-прежнему сопутствовал успех. К пятидесяти годам композитор оглох полностью и потому больше не давал концертов и еще больше отдалился от общества. Произведений у него стало меньше, и их было все труднее понять.

Теперь Бетховен сочинял, прежде всего, для себя и для неких идеальных слушателей будущего. Говорят, он сказал одному критику: «Это не для вас, а для будущего поколения». Одна из жесточайших иронии судьбы - самый талантливый композитор всех времен страдал глухотой. Если бы Бетховен какими-то нечеловеческими усилиями воли смог сохранить качество своих произведений, несмотря на глухоту, это был бы внушительный и почти невероятный подвиг. Но истина страннее, чем предположение: на самом деле за годы полной глухоты Бетховен создавал произведения даже выше по качеству, чем его ранние вещи. Произведения, созданные в последние годы, считаются величайшими шедеврами композитора.

Памятник Бетховену в ВенеБетховен умер в Вене в 1827 году в возрасте пятидесяти семи лет. Он сочинил девять симфоний, тридцать две сонаты для фортепиано, пять фортепианных концертов, десять сонат для фортепиано и скрипки, серию восхитительных струнных концертов, вокальную и театральную музыку и многое другое.

Однако более важно то, что количество произведений соответствовало их качеству. Работы Бетховена великолепно сочетают силу чувств и совершенство формы. Композитор продемонстрировал, что инструментальная музыка больше не может считаться формой искусства второй степени, а его собственные произведения подняли эту музыку на очень высокий уровень. Бетховен был высокосамобытным композитором, и множество внесенных им новшеств было принято будущими поколениями музыкантов. Он увеличил длину симфонии и расширил ее масштабы. Продемонстрировав огромные возможности фортепиано, он помог ему стать передовым музыкальным инструментом. Бетховен обозначил переход от классического к романтическому стилю музыки, а его произведения вдохновили романтиков будущих поколений.


Людвиг ван БетховенВысказывания Бетховена:

  • Подлинный художник лишен тщеславия, он слишком хорошо понимает, что искусство неисчерпаемо.
  • Растите детей ваших в добродетели: только она одна и может дать счастье.
  • Для человека с талантом и любовью к труду не существует преград.
  • Музыка должна высекать огонь из души человеческой.
  • Нет ничего выше и прекраснее, чем давать счастье многим людям.
  • Музыка - это откровение более высокое, чем мудрость и философия.
  • Большое искусство не должно осквернять себя, обращаясь к безнравственным сюжетам.


Секрет Никколо Паганини

«Надо сильно чувствовать, чтобы другие чувствовали».
Н. Паганини

Никколо ПаганиниНикколо Паганини (Niccolo Paganini, 1782-1840) - итальянский скрипач, композитор. Первоначальные навыки игры на мандолине и скрипке приобрёл под руководством отца - мелкого торговца, любителя музыки. Брал уроки у нескольких учителей, но обучался большей частью самостоятельно. С 11-летнего возраста концертировал в Италии, с 1828 - в других европейских странах, завоевав мировую славу. Своеобразный «демонический» облик Паганини, романтические эпизоды его биографии породили фантастические легенды о нём. Католическое духовенство преследовало Паганини за антиклерикальные высказывания, за сочувствие карбонариям.

Творчество Паганини, художника-новатора, - одно из ярких проявлений музыкального романтизма. Он произвёл переворот в скрипичном исполнительском искусстве, обогатив и расширив возможности скрипки. В свои скрипичные пьесы Паганини ввёл новые колористические и технические эффекты (широко использовал весь диапазон инструмента, технику двойных нот, игру на одной струне, pizzicato, флажолеты). Среди его сочинений особенно славятся «24 каприса» для скрипки соло, 1-й и 2-й концерты для скрипки с оркестром. Некоторые произведения долгое время после смерти Паганини считались неисполнимыми из-за их трудности. Виртуоз-гитарист, Паганини написал также около 200 пьес для гитары. Исполнительское и композиторское творчество оказало большое воздействие на последующее развитие инструментальной музыки. Образ Паганини запечатлён Г. Гейне в повести «Флорентийские ночи». Паганини посвящён роман А. К. Виноградова «Осуждение Паганини». С 1954 в Генуе ежегодно проводится Международный конкурс скрипачей имени Паганини.

Никколо ПаганиниСекрет невероятной скрипичной техники Паганини объяснил американский врач Майрон Шенфельд. В статье, которая была опубликована в «Журнале Американской медицинской ассоциации», он доказывает, что музыкант страдал редкой наследственной болезнью, так называемым синдромом Марфана. Болезнь эта была описана в 1896 г. французским педиатром А. Марфаном. Она вызвана наследственным пороком развития соединительной ткани и характеризуется поражением опорно-двигательного аппарата, глаз и внутренних органов.

Сохранился дневник врача, лечившего Паганини. То, что он пишет о заболевании своего пациента, во многом совпадает с классическими симптомами синдрома Марфана. Астеническое сложение, резко выраженные кифоз и сколиоз, «птичье» выражение лица, узкий череп, выступающий или срезанный подбородок, глаза с синими склерами, разболтанность суставов, диспропорции в величине туловища и конечностей, кисти и стопы длинные с тонкими «паукообразными» пальцами. Вот откуда демоническая внешность Паганини.

Шенфельд пишет: «Маловероятно, чтобы талантливый музыкант на заре успешно начатой карьеры стал бы так рисковать своими руками, особенно учитывая примитивное состояние тогдашней хирургии». Да Паганини и не было необходимости прибегать к операции, чтобы добиться большей длины и гибкости пальцев. Вместо хирурга это сделала болезнь.

Но сам по себе синдром Марфана вовсе не располагает к музыкальной одаренности. За исключением Паганини, среди больных им не было выдающихся музыкантов. Что же касается Паганини, то болезнь лишь придала ему большие технические возможности, а великим музыкантом, оставившим огромное творческое наследие, включающее, кроме произведений для скрипки с другими инструментами и оркестром, также более 200 пьес для гитары, он стал благодаря своему великому таланту.


«Тайное оружие» Ленинграда: Симфония № 7 Д. Шостаковича

Дмитрий Дмитриевич ШостаковичРассказывая о влиянии музыки на нас, слушателей нельзя не упомянуть имя выдающегося русского композитора, Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. Композитор, музыка которого нашла глубокий отклик в сердцах миллионов людей, работал в разных жанрах. Автор симфоний и ораториальных сочинений, опер, концертов, квартетов, вокальных циклов, Шостакович писал также музыку к театральным спектаклям и кинофильмам. В нашем рассказе мы остановимся на величайшем творении 20 века - Седьмой симфонии. Дмитрия Шостаковича, ее создании и исполнении.

Седьмая симфония имеет подзаголовок «Ленинградская». Но больше ей подходит название «Легендарная». И действительно история создания, история репетиций и история исполнения этого произведения стали практически легендами.

Кольцо блокады вокруг города на Неве замкнулось 8 сентября 1941 года. На долгие 872 дня город превратился в осаждённую немцами «ленинградскую крепость», неприступную, словно средневековый замок. Преодолевая голод и страх, болезни и смерть, ленинградцы не просто выживали, они демонстрировали несокрушимую силу духа. Самым ярким тому примером стало исполнение Седьмой симфонии Дмитрия Дмитриевича Шостаковича.

Л.А. Русов Ленинградская симфония. Дирижирует Е.А. МравинскийСимфонию, которую ещё называют «Ленинградской», композитор начал писать в Ленинграде в 1941 году. А финал был дописан им уже в Куйбышеве (ныне г. Самара) в 1942 году. Там на сцене театра оперы и балета она была впервые исполнена 5 марта 1942 года. Однако не это исполнение стало событием, которое буквально потрясло всех слушателей...

В мае 1942 года в осаждённый Ленинград самолёт смог доставить партитуру симфонии Шостаковича. Оркестр Ленинградского радиокомитета под управлением дирижёра Карла Ильича Элиасберга сразу же начал репетиции. Но зимой 1942 года многие умерли от голода, и для восполнения численности оркестра многих музыкантов вернули прямо с фронта.

Шостакович Д. Ленинградская симфония9 августа в зале Ленинградской филармонии зажгли все хрустальные люстры. Музыканты надели фраки. Зал был полон: пришли бойцы ПВО (противовоздушной обороны), моряки, пехотинцы, исхудавшие завсегдатаи филармонических концертов... Исполнение длилось 80 минут. И всё это время вражеские орудия молчали: наши артиллеристы получили строгий наказ подавлять огонь немецких батарей.

Произведение Шостаковича потрясло слушателей: многие из них плакали, не скрывая слёз. Великая музыка сумела выразить то, что объединяло людей в это трудное время: веру в победу, жертвенность, безграничную любовь к своему городу и стране.

А немцев эта музыка повергла в шок: они-то считали, что город уже мёртв! Много лет спустя двое туристов из ГДР разыскали дирижёра Элиасберга и рассказали ему, что происходило в тот момент в их части, осаждавшей Ленинград. Они тоже слышали исполнение симфонии, поскольку оно транслировалось ещё и по громкоговорителям городской сети. (Некоторые немецкие расчёты стояли практически в городе - на конечных остановках трамвайных линий.) В тот день немцы поняли, что проиграют войну, - так велика была мощь музыки, так ощутима была русская сила, способная всё преодолеть.

21 августа 2008 года фрагмент 1 части Симфонии был исполнен в разрушенном грузинскими войсками южноосетинском городе Цхинвали оркестром Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева.

Концерт Валерия Гергиева в Цхинвале

Концерт Валерия Гергиева в Цхинвале

Концерт Валерия Гергиева в Цхинвале

Прямая трансляция показана по Российским Каналам «Россия», «Культура» и «Вести», англоязычному каналу Russia Today, а также транслировалась в эфире радиостанций «Вести FM» и «Культура». На ступенях разрушенного в результате артобстрела здания парламента Симфония приобрела совершенно другое звучание и смысл.


Музыка в зеркале литературы и кинематографа

В отделе «Искусство» ОГУ ОБДЮ наряду с монографиями, справочными и научно-популярными изданиями, посвященными жизни и творчеству великих музыкантов и композиторов, имеется и художественная литература. Стихи, биографическая проза, и даже научно-фантастические произведения вы найдете на нашей выставке.

материалы выставки

материалы выставки

материалы выставки

материалы выставки

материалы выставки

материалы выставки

материалы выставки

материалы выставки

Кроме этого на выставке представлены издания из нашей видеотеки. Это художественные фильмы о русских и зарубежных композиторах: «Чайковский», «Глинка», «Мусоргский», «Римский корсаков», «Композитор Глинка», «Страдивари», «Большой вальс» о жизни, карьере и музыке короля вальса Иоганна Штрауса.

материалы выставки

материалы выставки

материалы выставки

материалы выставки

материалы выставки



Библиографический список к выставке

  1. Аулих, Б. «Лунная соната», «Кошачья фигура» или Любопытные истории о знаменитых музыкальных произведениях трех столетий / Бруно Аулих ; пер. С. Грохотов. - СПб. : Классика - XXI, 2002. - 255 с. : ил.
  2. Вейс, Дэвид. Убийство Моцарта : роман / Дэвид Вейс ; пер. Н. Ветошкина, Э. Н. Питерская. - М. : Правда, 1991. - 414 с.
  3. Великович, Э.И. Великие музыкальные имена : Биографии. Материалы и документы. Рассказы о композиторах / Эмма Иосифовна Великович. - СПб. : Композитор. СПб. отд-ние, 2001. - 192 с. : ил.
  4. Виноградов, А.К. Осуждение Паганини : роман / Анатолий Корнелиевич Виноградов. - М. : Гослитиздат, 1955. - 352 с.
  5. Гингольд, Л.Д. В поединке с судьбой : Героические дни Людвига ван Бетховена / Любовь Давыдовна Гингольд. - 3-е изд. - М. : Музыка, 1989. - 30 с. : ил.
  6. Гофман, М.-Р. Музыка - друг на всю жизнь / Мишель-Ростислав Гофман ; пер. С. Кудрявицкая ; предисл. С. Кудрявицкая. - М. : Музыка, 1999.- 120 с. : ил.
  7. Згорж, А. Один против судьбы. Бетховен : повесть о жизни / Антонин Згорж. - М. : Молодая гвардия, 1980. - 207 с. : ил. - (Пионер - значит первый).
  8. Из жизни великих и знаменитых : [занимательные истории из жизни композиторов] // Эскиз. - 2007. - № 3. - С. 6-7.
  9. Изюмов, Е. Загадки и легенды «Волшебной флейты» / Музыкальная жизнь. - 1987. - № 9. - С. 15-17.
  10. Иссерлис, С. Всякие диковины про Баха и Бетховена, а также про Моцарта, Шумана, Брамса, Стравинского / Стивен Иссерлис ; пер. Л. Мочалова. - СПб. : Азбука-классика 2006. - 223 с. : ил.
  11. Коровина, Е. Великие загадки мира искусства : 100 историй о шедеврах мирового искусства / Елена Коровина. - М. : Центрполиграф, 2010. - С.222-278.
  12. Мархасев, Л.С. Любимые и другие : пестрая книга о музыке / Лев Соломонович Мархасев ; рис. А. Харшак. - Л. : Дет. лит., 1978. - 224 с. : ил.
  13. Миньона : музыка в русской прозе (вторая половина XIX века) / сост А. Трейслер. - М. : Музыка, 1991. - 319 с
  14. Моцарт, В. Письма / Вольфганг Амадей Моцарт. - М. : Аграф, 2000. - 448 с. - (Волшебная флейта).
  15. Музыка в зеркале поэзии : в 3-х вып. Вып. 1 : «…Нам музыка звучит…» / сост. Б. Кац. - М. : Сов. композитор, 1985. - 240 с. : ил.
  16. Музыка и поэзия : [сборник стихов о музыке и музыкантах] / сост. Е. Н. Домрина. - М. : Музыка, 1986. - 64 с.
  17. Музыка жизни [о симфонии №7 Д. Д. Шостаковича] // Эскиз. - 2010. - № 5. - С. 6-7.
  18. Первушин, В. Лечебные звуки // Искусство. - 2003. - № 2. - 16-31 января. - С. 11.
  19. Смирнов, М.А. Эмоциональный мир музыки / Мстислав Анатольевич Смирнов. - М. : Музыка, 1990. - 320 с.


Аудиозаписи

  1. Бетховен, Л. Симфония № 3 ми-бемоль мажор, соч. 55 «Героическая» [Звукозапись] / композитор Людвиг ван Бетховен ; Берлинская гос. капелла, дирижер оркестра Герберт фон Караян СПб. : Единая Евангелическо-Лютеранская церковь, 1991 . - 1 грп. - П 91 00049-50.
  2. Бетховен, Л. Соната № 14 для фортепиано до-диез минор, соч. 27 № 2 «Лунная» [Звукозапись] / композитор Людвиг ван Бетховен ; фортепиано Ян Падеревский. - М. : Мелодия, 1989. - 1 грп. - М 10 49011-12.
  3. Моцарт, В. Волшебная Флейта [Звукозапись] / Вольфганг Амадей Моцарт. - London : EMI CLASSICS, 2007. :-1 cd. - (Избранные оперы. Издание для коллекционеров ; CD 24).
  4. Моцарт, В. Реквием [Звукозапись] / композитор Вольфганг Амадей Моцарт ; Гос. акад. рус. хор СССР, рук. А. Свешников ; Акад. симф. оркестр Моск. гос. филармонии - М. : Мелодия, 1969. - 1 грп. - Д-025609-10.
  5. Паганини, Н. Двадцать четыре каприса для скрипки соло, соч. 1 [Звукозапись] / композитор Никколо Паганини ; скрипка С. Стадлер. - М. : Мелодия, 1986. - 2 грп. - С 10 24019-21.
  6. Шостакович, Д.Д. Симфония № 7 до мажор, соч. 60 «Посвящается городу Ленинграду» / композитор Дмитрий Дмитриевич Шостакович ; Гос. акад. симф. оркестр СССР. - М. : Мелодия, 1973. - 1 грп. - С-01693-96.


Видеозаписи

  1. Большой вальс [Видеозапись] / режиссер Ж. Дювивье ; композитор Иоганн Штраус-младший ; в ролях: Ф. Граве, Милица Корьюс, Л. Райнер, Л. Этвилл, К. Буа, Г. Бинг [и др.] - М. : Видеобаза, 2007. - 1 dvd. - (Библиотека Оскар. 1937-1938).
  2. Глинка [Видеозапись]. Композитор Глинка. Мусоргский. Римский-Корсаков : художественные фильмы - М. : Тетрис, 2007. - 1 dvd. - (Хиты СССР) (Композиторы).
  3. Моцарт и Сальери [Видеозапись] : художественный фильм // Маленькие трагедии : экранизация одноименного цикла произведений А.С. Пушкина. / режиссер Михаил Абрамович Швейцер. - М. : Крупный план : Гостелерадио СССР, 1999. - 1 вк. - (Литературная классика на экране).
  4. Страдивари [Видеозапись] / режиссер Джакомо Баттиато ; в ролях: Энтони Куин [и др.] - М. : Кармен Видео Фильм, 2009. : 1 dvd.
  5. Чайковский [Видеозапись] : художественный фильм : 2 серии / режиссер И. Таланкин - М. : Крупный план, 1999. - 1 вк - (Популярные ленты «Мосфильма»).
 
Rambler's Top100 Цитируемость ресурса Рейтинг@Mail.ru Портал Library.Ru 1-я Виртуальная справка

Ивановская областная библиотека для детей и юношества © 2007-2019
Яндекс.Метрика