Главное меню
Архив новостей
О библиотеке
Документы
Отделы
Электронный каталог
Выбирай и Читай!
Краеведение
Конкурсы
Выставки
Большое чтение
Проекты
Для коллег
Спроси библиотекаря
Информ-страничка
О сайте
Контакты





"Играть любят не только взрослые, но и дети": играющие дети в произведениях искусства

выставка Играть любят не только взрослые, но и дети"Играешь как ребенок!" - разве редко слышим мы эту фразу, произносимую с явным осуждением в голосе? А в сущности, что плохого в игре? Ей с увлечением предаются и взрослые и дети. Ведь игры бывают разные - одни направлены на расширение кругозора, другие - на тренировку смекалки, третьи позволяют размять мышцы, четвертые - проверить свою выносливость.

Игры, обряды, празднества в смысловом и эмоциональном отношении преображали первобытный хаос бытия.

Игрушки стали неизменным атрибутом быта, внося в процесс повседневной жизни некоторые элементы упорядоченности и регламентированности. С игрушкой человек рождался, и с ней же он умирал.

При всем желании вряд ли мы найдем в истории человечества такой период, когда люди не играли бы. Ибо игра - яркое проявление самой жизни, движения, бодрости. Игра и игрушки стары как мир. Появившись еще на заре человечества, может быть, именно они способствовали социализации человека, его воспитанию, обучению, развитию.

Доу Д. Портрет Александра и Марии, детей Николая I

Неизвестный художник. Мальчик с игрушками

Кончаловский П.П. Маргот танцует

Доу Д. Портрет Александра и Марии, детей Николая I

Неизвестный художник. Мальчик с игрушками

Кончаловский П.П. Маргот танцует

Другими словами, народное наблюдение "что посеешь, то и пожнешь", в полной мере относиться и к играм, - "скажи, во что ты предпочитаешь играть, и я могу догадаться, кем ты станешь", так как доказано, что "дитя, которое хорошо и дельно играет, будет также хорошо и дельно учиться".

Кустодиев Б.Б. Японская кукла

Тропинин В.А. Девочка с куклой

Кустодиев Б.Б. Японская кукла

Тропинин В.А. Девочка с куклой

Самой распространенной среди игрушек всегда была кукла. Древние типы кукол или человеческих фигурок, будь то в дереве или в глине, представляли собой идолоподобные изображения с ярко выраженными признаками пола. Глиняная, деревянная, тряпичная кукла бытовала в крестьянской среде несколько веков и имела различные значения.

Куклы во многом были связаны со всевозможными обрядами во время проведения праздников. Например, существовала рождественская обрядовая кукла - коляда, основой которой было березовое полено, обряженное разноцветными лоскутами. Эта кукла символизировала добро, процветание, богатый урожай - все то, чего желали под Рождество и на святки. Во время праздника куклу раздевали, а полено сжигали.

Пасхальную куклу-закрутку делали за неделю до праздника и дарили в Вербное воскресенье. Голова и руки куклы должны были быть обязательно из красного лоскута.

Кукла-плодородие предназначалась для того, чтобы вызвать богатый урожай. И чем больше была грудь у куклы, тем больший урожай можно было ожидать. Кукла-стригушка также была связана с богатым урожаем

Делали подобные куклы из соломы, лыка, отходов производства льна. Иногда кукла была одета, но нередко ее украшали только яркими шерстяными нитками. Соломенные куклы, сделанные из первого "именного" снопа, считались священными.

В народной среде поощрялось изготовление кукол и игры с ними. Прежде всего это было связано с подготовкой девочек к роли матери и к женскому ручному труду - учили шить, вышивать, прясть, постигать традиционное искусство одевания.

Когда девочка подрастала и становилась девушкой, кукла была для нее как бы визитной карточкой. Как правило, на посиделки, куда заглядывали будущие женихи, девушки приходили с куклами, по наряду которых судили о способности к рукоделию будущих жен.

Игры с песнями и хороводами

Песни и пляски, равно как относящиеся сюда детские игры с песнями и хороводами, естественны по своему происхождению и так же древни по своему появлению, как и те чувства человеческие, с которыми можно связывать возникновение и внешнее выражение этих игр и песен.

Мусатов В.Б. Майские цветы

Гоген П. Хоровод бретонских девочек

Мусатов В.Б. Майские цветы

Гоген П. Хоровод бретонских девочек

У детей иногда появляется потребность пения при некоторых более или менее однообразных и монотонных играх, чтобы тем временем дать наибольший простор для деятельности легких; наоборот, при играх, сопровождающихся усиленными движениями, дети обыкновенно не поют и петь не могут, потому что при этом и без того остается много работы детским легким. Таким образом, радостное чувство и живое удовольствие, с одной стороны, и, с другой - монотонность жизни, вот те главные мотивы, благодаря которым песни явились спутницами многих детских игр.

Детские песни иногда представляются весьма курьезными и своеобразными по своему смыслу и вместе с тем нередко весьма схожими у многих народов, крайне различных по своему происхождению, времени и месту жительства, по своим нравам и обычаям. Все же это вместе, в свою очередь, составляет наилучшее доказательство того, что эти или близко схожие с ними песни действительно были когда-то в употреблении и в устах при детских играх еще в глубокой древности.

Ряд других песен, несомненно также древних, дети распевают, находя разных животных в лесу или на лугу. Так, например, находя улитку, в Германии дети распевают: "Улитка, выползай, высунь свои четыре рога, а то я брошу тебя в ров и съедят тебя вороны!" В Северной Англии дети приговаривают: "Улитка, улитка, высунь свои рога, твоя мать смеется над тобой и сердится, ибо она родила уже маленького сына!" В Польше дети поют: "Улитка, улитка, высунь рога, - я тебе дам в рот пирога!" В России дети приговаривают: "Улитка, улитка, высунь рога, я тебе дам конец пирога!" - Подобными же песенками, очень сходными у многих народов, дети приветствуют майского жука, божью коровку, бочку и т.д.

Игры с костями

Игры этого рода не требуют ни особой быстроты, ни силы, ни особенного уменья. Для успеха в них нужна только некоторая привычка к глазомеру и маленькая сноровка при бросании, почему игры этого рода обыкновенно доступны для всех возрастов, всех натур и характеров - живых и вялых, подвижных и малоподвижных, а потому в эти игры дети начинают играть иногда чуть ли не с двухлетнего возраста и кончают чуть ли не взрослыми мужчинами.

Вследствие тех же причин игры этого рода уже издавна существовали, равно как и в настоящее время существуют, у весьма многих народов.

В коренном русском населении для игр этого рода употребляются или кости, выбираемые из нижних ножных суставов крупного рогатого домашнего скота, а именно, коров, быков, или из таковых же суставов мелкого домашнего скота, например, овец, коз, свиней и т.д.

Мурильо Б.Э. Игроки в кости

Маковский В. Игра в бабки

Мурильо Б.Э. Игроки в кости

Маковский В. Игра в бабки

Игроки в каждой бабке различают четыре стороны: спину, брюшко, правый и левый бок, которым, смотря по местностям, дают различные названия и которые в глазах играющих получают особое значение.

Для игры в бабки дети обыкновенно собираются или у какой-либо стены, или на открытом месте - дорогах, улицах, площадях и т. д. Большей частью игры эти проводятся летом.

Бабки в играх или ставятся, или бросаются. Если ставятся, то или каждая поодиночке, притом раздельно одна от другой, или плотно, сплошной ниткой, или они ставятся отдельными парами, называемыми в таком случае "гнездами", расставляемыми в свою очередь на большем или меньшем расстоянии одно от другого. Кроме того, бабки ставятся или в одну линию - в один ряд, или гуськом, колонкой, одна бабка иди одна пара позади другой.

Линия, занимаемая бабками, нередко обозначается чертой, называемой коном. Неподалеку от кона иногда проводят еще черту, с которой бьют в кон. Когда бабки поставлены на кон так или иначе, игроки начинают бросать жребий от кона или от сала, чтобы определить, кому прежде бить в кон, кому потом и т.д.

Яралова Г., Абдурахманов М. Весенние каникулы

Григорьев С.А. Вратарь

Салахов Т. Айдан

Яралова Г., Абдурахманов М. Весенние каникулы

Григорьев С.А. Вратарь

Салахов Т. Айдан

 
Rambler's Top100 Цитируемость ресурса Рейтинг@Mail.ru Портал Library.Ru 1-я Виртуальная справка

Ивановская областная библиотека для детей и юношества © 2007-2024
Яндекс.Метрика