С давних пор во всех частях света мужчины и женщины носили головные уборы. Сначала они защищали от непогоды и четко указывали на общественное положение своего хозяина, но со временем превратились в самостоятельный модный аксессуар. Человек начинается с головы, а его костюм - со шляпы. Многие тысячелетия человеческой истории головным уборам приходилось быть и предметами сугубо практическими, и символическими, и комическими, и патетическими, шутовскими и политическими. Их то возносили, то преследовали, а то надолго предавали забвению. Значение головных уборов в развитии культуры трудно переоценить. Национально-исторический облик - это прежде всего головной убор: русского боярина XVII века нельзя представить без горлатной высокой шапки, а западноевропейского горожанина времен Ренессанса - без громоздкого баретта. Редко какая другая деталь одежды выражала с такой силой дух времени, вкусы и представления людей и особенно их социальное положение и социальные претензии.
Шляпа указывала на социальный статус ее обладателя, а то и прямо на род его занятий. У первобытных племен человек в шляпе - это вождь или могущественный пришелец, которым следует покоряться. Да и среди современных регалий власти царственный головной убор - корона - на первом месте. Удивительное разнообразие головных уборов сопровождало развитые цивилизации. И наоборот, окаменевшим общественным устоям соответствовали неизменные в течение веков головные уборы. По головным уборам прослеживаются четкие социальные градации на протяжении многих веков: императорские и королевские короны, тиары и митры духовенства, шляпы генералов, колпаки крестьян и цилиндры горожан - они не только "головные покрышки", но и знаковые признаки сословий и состояний. В Древнем Египте многие мужчины носили платок - клафт. В полосатых желто-синих платках - немес ходили фараоны: передние концы свисали на грудь, а задний был стянут в виде жгута. Фараоны носили богато украшенные короны различной формы и размера. Под корону надевалась тонкая полотняная шапочка. Нефертити носила высокую корону - атеф. В Древнем Риме основные типы головных уборов были позаимствованы у греков. Так же как и греки, римляне редко надевали их. Это были шляпы и шапки из фетра, кожи, соломы, волокон растений. Жрецы полностью покрывали головы. Довольно часто женщины набрасывали на голову край паллы, так же как и мужчины накрывали голову краем тоги. В 12 - 13 вв. в Западной Европе головными уборами мужчин были колпаки, шляпы из велюра, фетра, войлока, а также бегуины из полотна. Женские головные уборы представляли собой покрывала, платки, повязки. Популярна была романская повязка позволявшая скорректировать овал лица. Поверх нее надевался обруч или венец. В эпоху господства готического стиля (13-15 вв). женские головные уборы поражали вычурностью и роскошью. Это рогатые чепцы, высокие конусообразные; колпаки генины, "сахарная голова", эннены и др. Эти головные уборы выполнялись из парчи и бархата на каркасе и дополнялись вуалью. Церковь считала их карикатурой на готические соборы и неоднократно подвергала публичному проклятию и сожжению на кострах. В эпоху Возрождения женщины перестали скрывать волосы, поэтому роль головных уборов изменилась: они стали дополнять не только костюм, но и прическу. Мужчины носили шапочки типа фески, шляпы типа берета из бархата, велюра, парчи, фетра, войлока, плоские маленькие шапочки, как у герцога Гонзаго, мягкие шапероны, шапероны с длинным "кэ" и корнетом с зубчиками, тюрбаны и чалмы с брошами и перьями экзотических птиц. У горожан оставались популярными старомодные капюшоны и колпаки из фетра и войлока, пришедшие из Средневековья. В 17 в. мужчины носили фетровые шляпы "а-ля Рубенс", "а-ля Рембрандт", а также шляпы с узкими полями и высокой тульей, а во второй половине века - треуголку, которая образовалась из широкополой мягкой шляпы с загнутыми с трех сторон полями. Шляпы щедро украшались перьями. Женщины, как и мужчины, носили шляпы с большими полями, украшенные перьями; различные чепцы, капоры с пелериной, кружевные наколки и чепец "фонтанж". Во времена господства стиля классицизма (кон.18 - нач.19 вв.) основными головными уборами мужчин были треуголки, позже - двууголки, а затем - цилиндр. У женщин популярны тюрбаны, чалмы. В домашних условиях широкое распространение имеют различные чепцы, соломенные шляпки. В сер. 19 в. мужчины по-прежнему носили цилиндры, а также боливары (широкополые шляпы), мягкие фетровые шляпы ("а-ля Гарибальди"). Из женских головных уборов распространены были шляпки разных форм: кибитка, шутэ, капор, дополняющие женский костюм. В нач. ХХ в. главным требованием становится естественность и простота. У мужчин цилиндр вытесняется фетровой шляпой. После гастролей Дягилева - в моду входят тюрбаны и чалмы. Размеры шляп начинают расти и достигают своего максимума к 1910 г. В 30-х гг. в моду опять возвращаются маленькие шляпки, затем - всевозможные береты и круглые шляпки. В 40 - 50-гг. - в Европе носили шляпки из тюля, перьев, искусственных цветов. Повседневным головным убором был шарф, повязанный наподобие чалмы вокруг головы. В 50-е гг. в моде шляпы и платки, завязанные специальным образом. |