Тема пути, тема дороги всегда волновала русских художников и находила в их творчестве яркое, запоминающееся звучание. В рамках книжно-иллюстративной выставки "Перед распутьями земными..." мы попытались обратить внимание читателей на наиболее значимые, с нашей точки зрения, аспекты раскрытия этой глубокой темы мастерами живописи XIX- XX века, проиллюстрировав ее примерами из их творчества. Надеемся, что наш своеобразный экскурс в историю русской живописи позволит вам взглянуть на широко известные работы с новой неожиданной точки зрения.
| | | Ге Н. Иуда. Совесть |
| Нестеров М. Под Благовест | | | |
Вероятно, самый главный путь, который должен пройти человек, - это путь жизни, путь духовного, нравственного совершенствования. Эта тема всегда была одной из наиболее значимых в мировом искусстве. Постоянно волновала она и русских художников, которые при ее раскрытии нередко обращались к библейским сюжетам, к полному страданий, но глубоко осознанному земному пути, пройденному Христом. | | | | | | Перов В. Последний кабак у заставы |
| Перов В. Проводы покойника | | | | | | | Перов В. Тройка |
| Прянишников И. Порожняки | | | |
В русском пейзаже мотив дороги получает едва ли не самую радикальную трактовку: дорога осмысливается, как дорога смерти, дорога в никуда... | | | Васильев Ф. После дождя. Проселок |
| Куинджи А. Осенняя распутица |
Как ни странно, при традиционном русском бездорожье самым устойчивым "наследством", которое передается от предков к потомкам, в России являются дороги. И это вовсе не построенные на тысячелетия каменные дороги Рима, а самые простые, всеми проклинаемые, вечно раскисшие дороги проселочные. При всей их эфемерности они просто неистребимы. После каждого дождя и оттепели, размывающих их, они вновь и вновь возрождаются, вбирая в себя следы людей. Межсезонная распутица, которая мгновенно размывает следы прошедших по дороге людей, становится в творчестве русских пейзажистов 60-70х. гг. 19 в. своеобразной метафорой тщеты жизни. | | | Иванов А. Аппиева дорога при заходе солнца | | Левитан И. Над вечным покоем | | | |
| Репин И. Бурлаки на Волге | |
В творчестве более позднего поколения русских художников-пейзажистов 1880-1890х гг., тема дороги приобретает иное звучание: дорога просто есть, и небеса своими сводами уже не покушаются на непоколебимость ее бытия. Иными словами тема пути получает свое конкретное воплощение в изображении дороги. Зачастую образ дороги сливается с образом реки, и именно она становится символом судеб русского народа и знаком их запечатления на лике земли | | | | | Кустодиев Б. Большевик |
| Иогансон Б. Рабфак идет |
| Малевич К. Красная конница |
В послереволюционном русском искусстве 20 века начинает настойчиво звучать наступательный пафос | | | | | Булатов Э. Горизонт |
| Акимов И. Вояж |
| Гончарова Н. Велосипедист |
"Оптика пешехода в наше время стала сменяться оптикой автотуриста, который на большой скорости проносится по различным путям жизни... не успевая их ни продумать, ни прочувствовать" С. Аверинцев "Дорога - полоска земли, по которой ходят пешком... Шоссе - всего лишь линия, связывающая одну точку с другой... Дорога - это гимн пространству... Шоссе - победное обесценивание пространства" М. Кундера | | | Косолапов А. Проект рекламы для Таймс сквер |
| Пименов Ю. Новая Москва |
|