|  Тема пути, тема дороги всегда волновала русских художников и находила в их творчестве яркое, запоминающееся звучание.
 В рамках  книжно-иллюстративной выставки  "Перед распутьями земными..." мы попытались обратить внимание читателей на наиболее значимые, с нашей точки зрения,  аспекты раскрытия этой глубокой темы  мастерами живописи XIX- XX века, проиллюстрировав ее примерами из их творчества.  Надеемся, что наш своеобразный экскурс в историю русской живописи позволит вам взглянуть на  широко известные работы с новой неожиданной точки зрения. | 
 |  | 
 |  | Ге Н. Иуда. Совесть | 
 | Нестеров М. Под Благовест |  |  |  |  | 
 Вероятно,  самый  главный путь, который должен пройти человек, - это путь жизни, путь духовного, нравственного совершенствования. Эта тема всегда была одной из наиболее значимых в мировом искусстве. Постоянно волновала она и русских художников, которые при ее раскрытии нередко обращались к библейским сюжетам, к полному страданий, но глубоко осознанному земному пути, пройденному Христом. |  |  |  |  | 
 |  | 
 |  | Перов В. Последний кабак у заставы | 
 | Перов В. Проводы покойника |  |  |  |  |  | 
 |  | 
 |  | Перов В. Тройка | 
 | Прянишников И. Порожняки |  |  |  |  | 
 В русском пейзаже мотив дороги получает едва ли не самую радикальную трактовку: дорога осмысливается, как дорога смерти, дорога в никуда... | 
 |  | 
 |  | Васильев Ф. После дождя. Проселок | 
 | Куинджи А. Осенняя распутица | 
 Как ни странно, при традиционном русском бездорожье самым устойчивым "наследством", которое передается от предков к потомкам, в России являются дороги. И это вовсе не построенные на тысячелетия каменные дороги Рима, а самые простые, всеми проклинаемые, вечно раскисшие дороги проселочные. При всей их эфемерности они просто неистребимы. После каждого дождя и оттепели, размывающих их, они вновь и вновь возрождаются, вбирая в себя следы людей. Межсезонная распутица, которая мгновенно размывает следы прошедших по дороге людей, становится в творчестве русских пейзажистов 60-70х. гг. 19 в.  своеобразной метафорой тщеты жизни.  | 
 |  | 
 |  | Иванов А. Аппиева дорога при заходе солнца |  | Левитан И. Над вечным покоем |  |  |  |  | 
 | 
 |  | Репин И. Бурлаки на Волге |  |  | 
 В творчестве более позднего поколения русских художников-пейзажистов 1880-1890х гг., тема дороги приобретает иное звучание: дорога просто есть, и небеса своими сводами уже не покушаются на непоколебимость ее бытия.  Иными словами тема пути  получает свое конкретное воплощение в изображении дороги. Зачастую образ дороги сливается с образом реки, и именно она становится символом судеб русского народа и знаком их запечатления на лике земли | 
 |  | 
 |  | 
 |  | Кустодиев Б. Большевик | 
 | Иогансон Б. Рабфак идет | 
 | Малевич К. Красная конница | 
 В послереволюционном русском искусстве 20 века начинает настойчиво     звучать наступательный пафос | 
 |  | 
 |  | 
 |  | Булатов Э. Горизонт | 
 | Акимов И. Вояж | 
 | Гончарова Н. Велосипедист | 
 "Оптика пешехода в наше время стала сменяться оптикой автотуриста, который на большой скорости проносится по различным путям жизни... не успевая их ни продумать, ни прочувствовать" С. Аверинцев "Дорога - полоска земли, по которой ходят пешком... Шоссе - всего лишь линия, связывающая одну точку с другой... Дорога - это гимн пространству... Шоссе - победное обесценивание пространства" М. Кундера  | 
 |  | 
 |  | Косолапов А. Проект рекламы для Таймс сквер | 
 | Пименов Ю. Новая Москва | 
 
 |