"Эх, тройка! Птица-тройка, кто тебя выдумал? Знать, у бойкого народа ты могла только родиться... И вон она понеслась, понеслась, понеслась!.. И что за неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях? Эх, кони, кони, что за кони?!". Н.В. Гоголь 
| Ворошилов С. Тройка московского бегового общества |
Выставка "Кони привередливые", открытая в рамках проекта "Вернисаж", посвящена теме коня в отечественном искусстве. На протяжении тысячелетий конь верно служит человеку и его образ прочно вошел в русскую культуру (живопись, ваяние, художественную литературу). Тема коня в искусстве России раскрывается в великолепных живописных и графических конных портретах знатных особ, в сценах охот, турниров, сражений, а также в изображениях на самых разнообразных предметах прикладного искусства, в скульптурных композициях.

| 
| Ворошилов С. Тройка зимой | Чудо Георгия о Змие |
Конь - одно из первых животных, прирученных человеком. Согласно верованиям древних славян, конь - символ добра и счастья; мудрость богов являлась людям через это животное. Поэтому культ коня лежит в основе различных оберегов с его изображением - от коньков на крышах домов до ювелирных украшений. Поясные пряжки и ожерелья, украшенные головками или фигурками лошадей, имели охранительную функцию.  | 
| 
| Конек на крыше северной избы | Конец полотенца. Вышивка | Всадник-свистулька |
Оберегали себя таким образом крестьяне, горожане, воины - былинные герои, защищавшие границы земли Русской от нашествия бесчисленных врагов. Для них конь являлся не просто оберегом, это был их верный друг, предупреждающий своего хозяина об опасности, - ржет "во всю голову", бьет копытами, чтобы разбудить богатыря. Поэтому читаем в былинах, что сели богатыри на "добрых коней". 
| Васнецов В. Богатыри |
Лошади - самые миролюбивые и безотказные животные, готовые до последнего вздоха служить хозяину. Лошадей холили, любили, их ценили очень дорого (в начале XVIII века за боярскую лошадь давали около 20 руб., простая стоила 4 руб., а лучшие "аргамаки" - 100 руб.; ни за одного крепостного не дали бы такую сумму). Лошадь была кормилицей в доме простого мужика и предметом гордости в доме знатного. 
| 
| Венецианов А. На пашне. Весна | Брюллов К. Возвращение римского пастуха домой |

| 
| Брюллов К. Всадница | Серов В. Купание лошади |
В наши дни лошадь уже не играет такой большой роли в жизни человека; ее вытеснила могучая техника. Еще в начале XX века Сергей Есенин писал: Милый, милый, смешной дуралей, Ну куда он, куда он гонится? Неужель он не знает, что живых коней Победила стальная конница? Но люди по-прежнему продолжают любить лошадей и не устают восхищаются их силой, стремительностью, благородством, преданностью и верностью. 
| Кустодиев Б. Морозный день |
Величайшие художники мира писали коней на своих полотнах, ваятели высекали из мрамора, отливали в бронзе. Едва ли найдется еще город, где было бы так много изваяний коней, как в Санкт-Петербурге.

| 
| Клодт П.К. Конь с водничим. Скульптурная группа на Аничковом мосту в Санкт-Петербурге | Растрелли Б.К. Памятник Петру I Фрагмент |
Конные памятники Петру I - перед Инженерным замком, "Медный всадник" - на площади Декабристов, Николаю I - на Исаакиевской площади, Александру III - во дворе Государственного русского музея. Скульптурные группы: Колесница Славы украшает в Петербурге триумфальные ворота на площади Стачек, Колесница Победы над зданием Главного штаба на Дворцовой площади, Колесница Аполлона на здании Александринского театра, 4-е бронзовые группы "Укротители коней" на Аничковом мосту. Барельеф "Служение лошади человеку" на служебном корпусе Мраморного дворца и многие другие. 
| Петров-Водкин К. Купание красного коня |
"Купание красного коня" - одна из самых впечатляющих работа К.С. Петрова-Водкина. Вначале конь мыслился рыжим, но потом рыжий цвет, доведенный до предела и очищенный от какого-либо взаимодействия с другими цветами, становится красным. Вы скажите: "Таких коней не бывает". Художник обратился к традициям древнерусской иконописи, где красный цвет выражает красоту, торжество и славу. Так на иконе "Чудо архангела Михаила" конь изображен совершенно красным. |