Идеи Просвещения, зародившись во Франции XVIII века, стали близкими для разных слоев общества и получили отклик в большинстве европейских стран. Эпоха Просвещения дарит феномен - женщину-художницу и скульптора, творческую личность. История искусства знает имена Элизабет Луиз Виже-Лебрен, Аделаиды Лабий-Гияр, Маргерит Жерар, Мари-Сюзен Рослен, Мари Габриэль Капет и других. Долгое время их творчество не вызывало исследовательского интереса. Это естественно, учитывая, что дамам было непросто добиться признания в профессиональной сфере, иметь звание академика живописи и быть постоянным участником Салонов - выставок современного искусства. Но здесь им зачастую на помощь приходила дамская "республика", достаточно перечислить имена коронованных особ, которые благосклонно относились к женскому творчеству и, соответственно, давали заказы: Российская императрица Екатерина Великая, королева Франции Мария-Антуанетта. Некоторые художницы добились первых успехов, работая в качестве декораторов на Севрской мануфактуре, но в основном они начинали творческий путь в мастерских своих отцов или мужей. Невелик был шанс прославиться и получать заказы, но многим впоследствии помогли навыки в миниатюрной живописи. С точки зрения женской психологии обращение к жанру портрета было неслучайным - это способ заглянуть в себя с помощью зеркального отражения (и как часто дамы с пристальным вниманием разглядывают свое отражение!), и вместе с этим это самооценка и самоутверждение. Судьба художниц подчас была более счастливой, чем судьба их полотен. По требованию революционного правительства Лабий-Гияр вынуждена была уничтожить часть портретов членов королевской семьи, в эти же годы было утрачено много работ Маргерит Жерар, значительное количество портретов Виже-Лебрен "перекочевало" в Россию. Но революционные потрясения проходят, картины находят своих исследователей и почитателей, поэтому имена французских художниц XVIII не забываются. Более того, им посвящаются отдельные выставки, что позволяет спустя столетия вновь насладиться искусством тех, кто когда-то так смело на официальных Салонах решился заявить о себе как о творческой личности и о своей мечте быть полноправными участниками жизни общества.
Элизабет Луиз Виже-Лебрен (1755-1842) Помните, когда Герман очутился в спальне старой графини, то увидел на стене "два портрета, написанные в Париже m-me Lebrun. Один из них изображал мужчину лет сорока, румяного и полного, в светло-зеленом мундире и со звездой, другой - молодую красавицу с орлиным носом, с зачесанными висками и с розою в пудреных волосах". Чьи это были портреты, на которые обратил внимание автор повести "Пиковая дама" А.С. Пушкин? Надо полагать, что он ввел в текст реальные художественные произведения. Он назвал даже их автора - французскую художницу Виже-Лебрен. Элизабет Луиз Веже-Лебрен - талантливая портретистка. На формирование художницы повлияла семья, где часто собирались известные художники и литераторы. Это было время Людовика XV, и куртуазные беседы, изящные шутки, блестящие рассуждения об искусстве определили стиль дальнейшей жизни Виже-Лебрен. Любовь к будущему занятию Элизабет Виже испытывала уже в самые юные годы: "Я рисовала всегда и везде. Головки в фас и в профиль заполняли поля моих тетрадей. На стенах дортуара я изображала углем фигурки и пейзажи, за что понятно, бывала часто наказана. Чертила на песке, что приходило в голову. В возрасте семи - восьми лет я изобразила на листе человека с бородой. Мой отец, увидев эту картину, воскликнул: "Ты будешь художницей, дитя мое, или на свете вообще нет художников!". Элизабет брала уроки у самых знаменитых художников своего времени, включая Ж. Греза и Ж. Верне. В 18 лет был избрана членом Академии Святого Луки в Париже. Через год стала придворной художницей королевы Марии-Антуанетты. Ее живопись отличалась нежностью и чувствительностью. Современники называли ее картины не иначе как "поэзией сердца". Королеве очень нравились ее парадные портреты. Всего их было 25 - один лучше другого! Дамы стали подругами, но французская революция 1789 года перевернула их судьбы. Мария-Антуанетта сложила свою голову на гильотине, а Элизабет бежала из Франции. Она жила в Италии, Вене, шесть лет провела в Петербурге. Особую роль в искусстве и биографии Виже-Лебрен сыграло ее пребывание в России. У нее появилось множество друзей в среде образования русской аристократии. Ее талант пришелся по вкусу Екатерине II, потом ее сыну Павлу I, а затем и внуку Александру I. Она стала второй женщиной, удостоенной в России звания члена Санкт-Петербургской Академии художеств. Портреты, исполненные Виже-Лебрен в России, привлекают значительно большей простотой, задушевностью и отсутствием манерности, присущей ряду ее портретов французского периода. Всего художница написала за свою долгую жизнь 662 портрета, 16 картин, 15 пейзажей. "Все, что я пережила, убеждает меня в том, что мое единственное счастье заключено в живописи". (Элизабет Луиз Виже-Лебрен). | | | Э. Виже-Лебрен. Граф И.И. Шувалов. 1775 | Э. Виже-Лебрен. Е.И. Голенищева-Кутузова. 1795-1801 | Э. Виже-Лебрен. Князь И.И. Барятинский | | | | Э. Виже-Лебрен. Графиня В.Н. Головина (урожд. Голицына) | Э. Виже-Лебрен. Баронесса А.С. Строганова (урожд. Трубецкая) с сыном | Э. Виже-Лебрен. Портрет графини Екатерины Скавронской. 1790 | | | | Э. Виже-Лебрен. Автопортрет "Соломенная шляпка". 1782
| Э. Виже-Лебрен. Автопортрет с дочерью. 1789
| Э. Виже-Лебрен. Портрет Марии-Антуанетты, королевы Франции, с детьми. 1787 |
Аделаида Лабиль-Гияр (1748-1803) Лабиль-Гияр - дочь парижского галантерейщика. Ее карьера в искусстве была блистательной. С необычайным упорством и трудолюбием она, ученица мало известного миниатюриста, создала огромное количество портретов в технике пастели, что и позволило ей получить рекомендации Квентина де Латура и быть принятой сначала в Академию Святого Луки, а в 1782 году стать членом Королевской Академии живописи и скульптуры. Заказы знатных особ она получала постоянно, благодаря покровительству тетушки Людовика XVI. С 1785 года - придворная художница дочерей Людовика XV. После революции 1789 год портретировала многих членов Национального собрания и Конвента. Среди больших ее картин - "Портрет Луиз-Элизабет Французской". Лабиль-Гияр вводила в традиционный парадный портрет новые мотивы и формы, свойственные эпохи Классицизма. Критики отмечали в ее манере мужественность и твердость. В революционные годы Лабиль-Гияр не эмигрировала, а приняла живейшее участие в художественной жизни. В Салоне 1791 года она выставила портреты политических деятелей. Среди них - изображение Робеспьера. Язык портрета - четкий силуэт, прямые линии, простота форм - строгая и лаконичная система выражения. Мадам Аделаида до конца своих дней прожила в Италии, и только в эпоху Реставрации ее прах был перевезен в парижское аббатство Сен-Дени. | | | А. Лабий-Гийар. Портрет Марии-Аделаиды французской. 1787 | А. Лабий-Гийар. Портрет мадам Лабий-Гийар с ученицами м-ль Капет и м-ль Карро де Розмон. 1785 | А. Лабий-Гийар. Женский портрет |
Анна Валайе-Костер Анна Валайе-Костер пользовалась покровительством королевы Франции Марии-Антуанетты. Вкус королевы совпадал с мнением Дидро. В 1771 году, описывая впечатления от очередного Салона, он упоминает о портрете главного гравера монетного двора Жозефа Роттера и комментирует: "В таком возрасте и такой успех! Почему же из-за нашего ничтожества большие таланты должны выслушивать столько упреков относительно своего возраста и пола?" Валайе-Костер вполне могла гордиться похвалой - портрет действительно получился интересным, подтвердив, что полученное ею в 1770 году звание члена Академии художеств было заслуженным. В нем почти отсутствует антураж, все внимание обращено на лицо пожилого гравера, на его глаза, умные, полные молодого задора и любознательности. Анна Валайе-Костер - художница флористической картины, известный мастер букета. Она увековечила розы, к которым испытывала особое расположение. Особенно любимы ею были старинные сорта роз, выращенные под ласковым солнцем Франции в Провансе. Анна Валайе-Костер обладала удачной манерой представления цветов, делая ставку на ценность цветка, сочетая объем и грацию, женственность и деликатность. | | А. Валайе-Костер. Портрет главного гравера монетного двора Жозефа Роттьера. 1777 | А. Валайе-Костер. Белая супница |
Маргерит Жерар (1761-1837) Живописец, миниатюристка и книжный график. В 16 лет Маргерит Жерар покинула родной город Грасс и отправилась в Париж. Там она успешно начала карьеру под руководством своего земляка и родственника Оноре Фрагонара (мужа ее сестры). Аромат родного города в прямом и переносном смысле повлияли на творчество обоих: Грасс - столица французской парфюмерии, и семьи Фрагонар и Жерар из поколения в поколение передавали секреты восхитительных запахов. А те, кто решил стать художником, казалось, стремились наполнить свои работы солнечным светом юга и создать для каждой картины неповторимый аромат. Маргерит работала в самых разных жанрах и техниках, но постепенно она приходит к "своей" теме - теме семейной жизни и уюта, созданного руками женщины. Несмотря на очевидную тягу к теме домашнего очага, Маргерит Жерар сумела найти свое место в художественной жизни революционной Франции и времен Бонапарта. Ей удавалось сочетать свой интерес к "дамской" теме с реалиями времени, о чем свидетельствует полотно 1808 года "Милосердие Наполеона". Единственный жанр, к которому она редко обращалась, был портрет, хотя именно в этой области преуспели многие именитые художницы того времени. | | М. Жерар. Молодая женщина с ребенком. 1799 | М. Жерар. Материнство |
Мари Габриэль Капет Ученица Аделаиды Лабиль-Гияр. В 1783 году создала свой собственный автопортрет с кистью в руках: портрет - гимн юности, смелости и необыкновенного очарования. В отличие от приемов наставницы, живописная манера Капет более подвижна, мазки напоминают морские волны. Кажется, сама фактура шелковой ткани и падающие вниз длинные локоны подсказывают это движение кисти. |