Главное меню
Архив новостей
О библиотеке
Документы
Отделы
Электронный каталог
Выбирай и Читай!
Краеведение
Конкурсы
Выставки
Большое чтение
Проекты
Для коллег
Спроси библиотекаря
Информ-страничка
О сайте
Контакты





«Становление: Россия в период Средневековья»

выставка Смутное времяСмутное время стало сильнейшим потрясением для России, испытанием Московского государства на жизнестойкость. Подточенное внутренними конфликтами, расшатанное натиском интервентов, оно чуть было не рухнуло, чуть было не распалось...

Однако в этот критический момент русскому народу хватило сил и мудрости «собрать землю», вывести её из состояния всеобщей войны и хаоса, отстоять свою независимость и государственность.

В результате войны Московское государство было унижено, ограблено, потеряло многие свои территории, но оно выстояло и показало тем самым свою небывалую, колоссальную внутреннюю прочность. И это явилось главным залогом его блестящего будущего.

Конечно же, такие события не могли не отразиться в произведениях великих композиторов, художников, поэтов.

В.Васнецов Иван Грозный

И.Репин  Иван Грозный и сын его Иван

М.Нестеров  Димитрий, убиенный царевич

В.Васнецов Иван Грозный

И.Репин  Иван Грозный и сын его Иван

М.Нестеров  Димитрий, убиенный царевич

Лжедмитрий 1 Портрет из замка Мнишков в Вишневце

Карл  Вениг  Последние минуты жизни Лжедмитрия I

Лжедмитрий 1 Портрет из замка Мнишков в Вишневце

Карл  Вениг.  Последние минуты жизни Лжедмитрия I»

Неизвестный художник. Борис ГодуновМодест Петрович Мусоргский. Опера «Борис Годунов»

Сюжет «Бориса Годунова» был предложен Мусоргскому одним из приятелей «пушкинистов». В опере проходят сцены: избрание Годунова царём и всеобщее ликование. Болезнь Бориса и интриги его окружения, голодный люд под стенами Кремля.

«Комедия в настоящей беде Московскому государству, о царе Борисе и Гришке Отрепьеве» - таково полное название исторической драмы Пушкина, положенной в основу сюжета оперы Мусоргского «Борис Годунов». При написании либретто кроме драмы А.С.Пушкина с композитор также использует материал из «Истории Государства Российского» Карамзина. При этом композитор очень свободно обошелся с пушкинским текстом: из 25 пушкинских сцен композитор взял лишь 14, при этом изменяя первоначальный текст.

Опера была завершена в конце 1869 года и представлена в Дирекцию императорских театров. Театральный комитет не принял её к постановке, объяснив решение отсутствием выигрышной женской роли. После отказа Мусоргский внёс ряд изменений, в частности, введя «польский» акт с любовной линией Лжедмитрий - Марина Мнишек, а также добавив эффектный финал - монументальную сцену народного восстания под Кромами. Однако вторая редакция (1872) также была отвергнута. Лишь 27 января 1874 года благодаря энергичной поддержке в театральных и музыкальных кругах состоялась премьера оперы в Мариинском театре. Она имела оглушительный успех. Но после смерти композитора опера была снята с репертуара. Возрастающей известности оперы во многом способствовал Федор Иванович Шаляпин, исполнявший партию Бориса Годунова.

А.Головин. Ф.И.Шаляпин в роли Бориса Годунова

Сцена из оперы М.П.Мусоргского Борис Годунов

А.Головин. Ф.И.Шаляпин в роли Бориса Годунова

Сцена из оперы М.П.Мусоргского «Борис Годунов»


Авт.неизвестен. Гибель Ивана СусанинаМихаил Иванович Глинка. Опера «Иван Сусанин»

Желание создать русскую национальную оперу пробудилось у Глинки рано. Русского композитора не устраивали истории о влюбленных и комедии. В литературе к тому времени уже. Пушкин уже написал «Бориса Годунова» и такой же сюжет искал и Глинка. Зимой 1835 года он был на вечере у поэта Василия Андреевича Жуковского, который предложил ему взять за основу реальные события, случившееся во время русско-польской войны 1612 года - подвиг Ивана Сусанина.

Глинка работает над планом оперы. К сцене в лесу он добавляет сцены мирной жизни семьи Сусанина и другие сцены. Весь 1835 год композитор писал оперу. И уже через год она готова к постановке и автор начинает хлопотать о постановке ее в Большом театре в Санкт-Петербурге. Это было не просто, т.к. это была первая русская опера. Глинка сам репетировал с артистами. Премьера состоялась в1836 году и опера имела оглушительный успех. Позже прославленный Федор Иванович Шаляпин исполнял в ней партию Ивана Сусанина.

Ф Шаляпин в опере Жизнь за царя, Мариинский театр, Петербург, 1900-е

Сцена из оперы М.Глинки Иван Сусанин

Ф.И. Шаляпин в опере «Жизнь за царя», Мариинский театр, Петербург, 1900-е

Сцена из оперы М.И.Глинки «Иван Сусанин»

Обе оперы по праву внесены в золотой фонд оперной музыки и исполняются на столичной и провинциальной оперной сцене в России и за рубежом.


Говоря о Смутном времени, нельзя не упомянуть о православных монастырях и иконах, сыгравших большую роль в этот период.

С.Д.Милорадович. Оборона Троице-Сергиевой лавры

С.Д.Милорадович. Оборона Троице-Сергиевой лавры

Троице-Сергиев монастырь

В Смутное время монастырь, выдержав 16-месячную осаду польско-литовских интервентов под предводительством гетмана Яна Сапеги и Александра Лисовского, стал одним из оплотов Второго ополчения Минина и Пожарского; большой вклад в дело освобождения внесли архимандрит Дионисий и келарь Авраамий Палицын, помогавшие Ополчению крупными пожертвованиями и поддерживавшие дух войска.

Троице-Сергиева лавра

Троице-Сергиева лавра

Казанская икона Божией МатериКазанская икона Божией Матери

Чудотворная икона Богородицы, явившаяся в Казани в 1579 году. Одна из самых чтимых икон в Русской православной церкви.

С Казанской иконой двинулось на Москву ополчение, освободившее город от самозванцев Смутного времени. Во время Смуты, когда Москва была занята поляками, список с чудотворного образа был передан князю Димитрию Пожарскому Трехдневный пост и усердная молитва перед Казанской иконой Божией Матери преклонили Господа на милость. В воскресенье (25 октября) русские воины с крестным ходом пошли в Кремль с чудотворным образом в руках.

В память освобождения Москвы от поляков установлено празднование Казанской Божией Матери 22 октября.


Ипатьевский монастырьИпатьевский монастырь

Монастырь называют колыбелью династии Романовых, так как в кельях монастыря с осени 1612 года жили юный Михаил Романов со своей матерью монахиней Марфой. 13 марта 1613 года в монастырь прибыло посольство Земского собора, избравшего 16-летнего Михаила царём, во главе с архиепископом рязанским Феодоритом, келарём Троице-Сергиева монастыря Авраамием Палицыным и боярином Фёдором Ивановичем Шереметевым. Г.И.Угрюмов Призвание Михаила Федоровича Романова на царство 14 марта 1613 года14 марта 1613 года в Троицком соборе Ипатьевского монастыря был совершён торжественный обряд призвания на царство Михаила Романова, положивший конец Смутному времени.

При Романовых монастырь как «колыбель династии» занял привилегированное положение, история родовой обители Годуновых тесно переплелась с историей царствующего дома Романовых, которые стали щедрыми покровителями Ипатьевской обители. Члены царской семьи почитали Ипатьевский монастырь как свою фамильную святыню. Троицкая церковь Ипатьевского монастыряПри вступлении на престол каждый из царей считал своим долгом посетить обитель и сделать щедрые вклады.

Троицкий собор Ипатьевского монастыря был расписан артелью мастеров под руководством Гурия Никитина, который был, вероятно, уроженцем Кинешмы. В старых документах его часто называют Гурий Никитин Кинешемец, или Кинешемцев (может быть, кинешемцем был его отец).

Фрески собора - одно из замечательных произведений фресковой живописи второй половины XVII века, уникальные по своему исполнению, композиции и разнообразию сюжетов.

Примечательно то, что Троицкий собор - одна из построек монастыря, сохранившая свой первоначальный вид.


Феодоровская икона Божией МатериФеодоровская икона Божией Матери

По преданию, Феодоровская икона Божией Матери написана святым евангелистом Лукой. Кем и когда она принесена в Россию - неизвестно, но уже в XII веке икона находилась в часовне недалеко от города Городца и считалась чудотворною. Во времена нашествия Батыя обитель, в которой находилась икона, сгорела. Все думали, что и она погибла в огне. В 1239 году костромской князь Василий Юрьевич во время охоты увидел на сосне икону. Когда он попытался взять её в руки, икона поднялась в воздух. Поражённый этим чудом, князь пригласил духовенство и народ. После всеобщей молитвы икону сняли с дерева и отнесли в главный собор Костромы. А накануне жители города видели, как по городу с иконой в руках прошёл какой-то воин в богатой одежде, очень схожий со святым великомучеником Феодором Стратилатом, в честь которого в Костроме был построен собор. Поэтому икону и назвали Феодоровской. Среди людей, пришедших поклониться обретенной иконе, были и люди из опустошённого татарами Городца, которые тотчас признали, что обретенная икона и есть та, которая несколько лет стояла в городецкой часовне.

С Феодоровской иконой Божией Матери связано избрание на царство Михаила Феодоровича Романова в 1613 году. Костромское духовенство с Феодоровским образом вышло встречать московское посольство, шедшее просить молодого Михаила Романова на царство, и все вместе они отправились в Ипатьевский монастырь, где юный Михаил жил с матерью - старицей Марфой. Старица вручила сына покровительству Божией Матери перед Феодоровской Её иконой. С тех пор Феодоровская икона Пресвятой Богородицы стала особо почитаться императорским Домом Романовых, а все иностранные принцессы, которых брали в жёны русские императоры и великие князья, получали после крещения отчество Феодоровна.


И.П.Мартос. Памятник Минину и Пожарскому

М.И. Скотти. Минин и Пожарский

И.П.Мартос. Памятник Минину и Пожарскому

М.И. Скотти. Минин и Пожарский


Второе земское ополчение

В сентябре 1611 года Нижнем Новгороде возникло народное движение, названное Вторым земским ополчением, направленное на освобождение русской земли от интервентов. Возглавил его нижегородский земский староста, купец Кузьма Минин. Выступая перед нижегородцами на площади в центре города, он призывал жителей подняться на борьбу с иноземными захватчиками за освобождение Российского государства, за православную веру, не жалеть жизни своей, а на содержание ратных людей отдать «всё злато и серебро и, если надо будет, продать имущество, заложить жён и детей своих». Призывы Минина были услышаны и получили поддержку. Военным руководителем был приглашен князь Д. М. Пожарский. Через год, осенью 1612 года, Второе земское ополчение не только освободило Москву от иноземных захватчиков, удержавшихся в русской столице больше двух лет, но и сделало решающий, символический шаг для прекращения Смуты, сотрясавшей Русское государство почти три десятилетия.

Э. Лисснер Изгнание польских интервентов из Московского Кремля

М.И. Песков.  Воззвание к нижегородцам гражданина Минина в 1611 году

Э. Лисснер. Изгнание польских интервентов из Московского Кремля

М.И. Песков.  Воззвание к нижегородцам гражданина Минина в 1611 году

Эти дни по праву занимают почетное место среди самых важных дат русской истории, несомненно, заслуживают быть отмеченными в календаре как государственный праздник, символизирующий единство нации.



Список литературы

  • «Борис Годунов» М.П.Мусоргского. - М. : Музыка, 1990. - 64 с.- ( Оперные либретто).
  • Виктор Васнецов : альбом / авт. текста Элеонора Викторовна Пастон. - М. :Белый город, 2000. - 64 с. : ил. - (Мастера живописи).
  • История России в русской музыке [Ноты] : музыкальные фрагменты из опер в облегченном переложении для фортепиано / сост. А. Веселова ; худож. А. Веселов. - СПб. : Союз художников, 2004. - 99 с.: ил.
  • «Иван Сусанин» М.И.Глинки : альбом / вступ. ст. С. Савенко ; сост. А. Наумов.- М. : Музыка, 1986. - 48 с.
  • Лебедев, Г.Г. Святыни России. Храмовая архитектура XI-XX веков / Г.Г. Лебедев. - М. : Белый город, 2005. - 119 с. : ил.
  • Лисовой, Н.Н. Чудотворные иконы. Обретение, чудотворения, молитвы / Николай Николаевич Лисовой. - М. : ОЛМА-ПРЕСС, 2002. - 272 с. : ил.- (Православные святыни).
  • Нестеров : альбом / авт. текста А. Гусарова. - М. : Белый город, 2000. - 64 с. : ил. - (Мастера живописи).
  • Разумовская, И.М. Кострома / Ирина Михайловна Разумовская . - Л. : Художник РСФСР, 1990. - 208 с.- (Памятники городов России)
  • Русские монастыри. - СПб. : Гос. Рус. музей, 1997. - 240 с. : ил.
  • Яковлева, Н.А. Русская историческая живопись : детская энциклопедия / Нонна Александровна Яковлева. - М. : Белый город, 2001. - 64 с. : ил. - (Русское искусство).
 
Rambler's Top100 Цитируемость ресурса Рейтинг@Mail.ru Портал Library.Ru 1-я Виртуальная справка

Ивановская областная библиотека для детей и юношества © 2007-2024
Яндекс.Метрика