«Маска, я тебя знаю!» - так называется новогодняя книжно-иллюстративная выставка, с 19 декабря работающая в отделе «Искусство» в рамках проекта «Вернисаж». Она посвящена старинной традиции балов – маскарадов и карнавалов. На выставке представлены книги, энциклопедические издания, репродукции работ известных русских художников – Б. Кустодиева, В. Сурикова, К. Сомова, Л. Бакста и др., посвященные теме маскарада. Выставка расскажет вам о том, как устраивали маскарады наши далекие предки, и как выглядит эта традиция в наше время. Много интересного вы узнаете о роли маски в европейской культуре.
«Новогодний карнавал. Закружил, околдовал. Праздник красок и огней судьбы моей...» Б. Дубровин Новый год – самый долгожданный, любимый с детства праздник. Каждый раз мы ждем какого-то чуда, невероятного, сказочного. Готовимся: покупаем родным и близким подарки, наряжаем елку, украшаем квартиру разноцветными гирляндами, шьем или покупаем маскарадные костюмы. Новогодний маскарад - что может быть прекраснее и загадочнее? Откуда же взялись в нашей жизни маскарадные костюмы, маскарады и все обычаи, с ними связанные? Маскарад, он же карнавал – праздник, на котором присутствующие одеты в различные характерные, национальные, исторические или фантастические костюмы, обязательно с масками на лицах. Маскарады возникли в Италии, а оттуда распространились по другим странам. Один из самых знаменитых в мире карнавалов – Венецианский. Во время карнавала ничто не являлось запретным или безрассудным. Люди примеряли на себя любую роль, перевоплощались, становились неузнанными и раскрепощенными. Участники наряжались в старинные платья, одежду шутов и скоморохов и весело шествовали по улицам под аккомпанемент музыкальных инструментов, пение, крик и шум. Костюмы и маски, в которые наряжались люди, были призваны скрыть социальные различия и уравнять всех на время праздника: король переодевался в нищего, служанка - в принцессу. В конце 18 – начале 19 вв. самым любимым костюмом был плащ «домино». Это широкий плащ-занавес с большим капюшоном, который крепился у ворота. «Домино» с опущенным на глаза капюшоном полностью скрывало фигуру. Да еще маска… Многие пользовались этим, чтобы во время маскарада свети счеты с недругами. Важный штрих – «цвет маскарада»! К маскам и костюмам предъявлялись очень строгие требования. Например, маски Времени, Греха и Зависти должны были быть только черного цвета, маска Тщеславия – зеленого, ангелы всегда были одеты в белое, Ирод в пурпур… Но со временем требования к цвету упростились. Главное – яркое сочетание черного с желтым, красного с зеленым, синего с оранжевым… Огромное количество художественных полотен посвящено маскарадам, существовала даже мода на портреты в маскарадной одежде. Правда, маска на лице – не всегда символ праздника. У древних народов было принято класть маску на лицо умершего, чтобы по дороге в загробный мир его не узнали злые духи и не причинили ему вреда. Сегодня маска – это и символ новогодних праздников, и украшение, предмет коллекционирования.
|