Проект "Тайны. Легенды. Открытия" открывает книжно-иллюстративная выставка "Опасно для жизни". Книги, представленные на ней, расскажут о загадках и тайнах так называемых "проклятых картин". Приобретая в личную коллекцию новую картину, следует тщательно изучить историю ее рождения и всей последующей жизни. Стоит проверить, не тянется ли за ней "криминальный хвост" (вдруг она в розыске?) или какое-нибудь "родовое проклятие". А то ведь можно вместе с картиной "повесить на стену новую проблему". Впрочем, для того чтобы приобрести картину, находящуюся в международном розыске, у нас с вами не хватит "денюшек", а все "проклятия" - не более чем интересные совпадения! О каких картинах идет речь? Почему их называют "проклятыми"? Кто был их владельцами?.. Внимательно познакомившись с материалами выставки, вы получите ответы на все вопросы.
СТРАСТИ ПО РЕПИНУ В истории русской живописи множество загадок и тайн. В самом деле, чем сильнее талант и гениальнее художник, тем больше легенд вокруг его творений. И пожалуй, более всего это относится к картинам Ильи Репина (1844- 1930). Илья Ефимович Репин - фигура наизаметнейшая, наиярчайшая. Уже его выпускное полотно "Воскрешение дочери Иаира" вызвало в Петербургской Академии художеств, которую он заканчивал, яростные споры. Одни восхищались, другие страстно ниспровергали. Сюжет картины был взят из Библии. Иисус Христос, войдя в дом Иаира, наложением руки воскрешал его умершую дочь. Однако удивительно, что под пером Репина библейский сюжет приобрел совершенно мистическую окраску. Казалось, не одна только сила протянутой руки Иисуса поднимает с ложа выздоровевшую девушку, но и сила кисти самого живописца. Репин быстро вошел в число ведущих живописцев России. Казалось, ему нет равных. Его великие полотна - "Не ждали", "Бурлаки на Волге", "Иван Грозный и сын его Иван" - сделали его славу недосягаемой. Но вот натурщиков художник подбирал с огромным трудом. | | | Репин И. Портрет композитора М. Мусоргского | Репин И. Портрет писателя А.Ф. Писемского | Репин И. Портрет хирурга Н.И. Пирогова |
Почему? Да потому, что быстро стало известно роковое обстоятельство: те, кого он рисует, долго не живут. Даже здоровенные бурлаки-профессионалы, с которых он делал наброски, скончались в одночасье. Молва ходила о том, что, едва Репин закончил портреты Мусоргского, Писемского, Пирогова, итальянского мастера сцены-Мереи д'Аржанто, их вскоре не стало. Конечно, при этом как-то забывалось, что Мусоргский слыл запойным пьяницей, Пирогов давно болел, Аржанто был весьма невоздержан в удовольствиях жизни. Тяга к мистике и всяческим странным загадкам, сильная во все времена, и тут перевешивала. Дошло до того, что известный собиратель живописи, создатель Третьяковской галереи Павел Михайлович Третьяков побоялся заказывать Репину портрет престарелого поэта Тютчева. Но все же не сдержался - заказал. И что бы вы думали? Едва художник взялся за кисть, поэт заболел и вскорости скончался. Недаром среди художников поползли странные и мистические догадки: мол, "Репин обладает необычайной способностью переплавлять в краски живую плоть и кровь человеческого тела". Но воистину мистическим стало полотно "Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года". Репин выставил его на передвижной выставке 1885 года, и сразу вокруг него начался скандал. Общественность оказалась шокирована "такими страстями и количеством крови". Полотно вызвало гнев и у властей предержащих: правительство обвинило Репина в "клевете на царскую персону", а церковь - в том, что кистью художника водил сам дьявол. В конце концов Святейший синод запретил показ картины. | | | Репин И. Портрет художника Г.Г. Мясоедова - Этюд для головы Ивана Грозного | Репин И. Иван Грозный и сын его Иван 14 ноября 1581 г. | Репин И. Писатель В.М. Гаршин - Этюд дляголовы царевича Ивана |
Выручил опять тот же Павел Третьяков - приобрел холст. Однако выставить его не рискнул. Поместил в особую комнату и показывал только избранным. Племянница Третьякова вспоминала: "Павел Михайлович позвал нас как-то. Мы вошли гуськом в открытую им небольшую комнатку, оглядываясь на картину Репина, закрытую огромной белой простыней. Тут дяденька и откинул простынь. Мы онемели от ужаса... Изображенное было ужасно. Но еще ужаснее оказался эффект воздействия картины на зрителей. Красный персидский ковер, лежавший на полу комнатки, казался продолжением ковра, изображенного на картине. Чудилось, что убитый сын Грозного лежал прямо на полу этой комнаты. И мы с ужасом стремглав кинулись прочь, стараясь не смотреть на картину". Видя трепет домашних, Третьяков начал запирать комнату на ключ. Но и мимо закрытой двери дети и слуги старались, крестясь, пробежать побыстрее. А спустя несколько лет, когда картину уже разрешено было показывать, в репинском зале галереи стало твориться нечто странное. Зрители то рыдали перед полотном, то впадали в ступор от ужаса. Случались и истерические припадки. А однажды молодой художник-иконописец Абрам Балашов кинулся на картину с ножом, крича: "Довольно крови!" Случилось это 16 января 1913 года. Располосованные головы Грозного и его сына удалось отреставрировать. А вот Балашов сошел с ума и умер в лечебнице для душевнобольных. Ох, недаром Репин, еще только задумав свое полотно, боялся браться за работу: "Страшно было подходить - понималось, что несдобровать... И нет возможности удержаться... Да и показывать этого ужаса никому не хотелось..." И все-таки художник не выдержал - перенес страсти на холст. А как иначе, если, как говаривал Третьяков, "душа на холст вылетает"?.. Однако даже наброски портретов, которые Репин сделал для картины, оказались роковыми. Художник Мясоедов, с которого Илья Ефимович написал царя-убийцу, и сам в гневе чуть не убил своего малолетнего сына, которого, между прочим, звали так же, как и убитого царевича, - Иваном. Пришлось приятелю Мясоедова, пейзажисту Киселеву забрать мальчишку от греха подальше и воспитать в своей семье. Еще ужаснее оказалась судьба писателя В.М. Гаршина, которого Репин уговорил позировать для образа "убиенного царевича". Бедняга Гаршин вообще сошел с ума и покончил с собой, бросившись в пролет лестницы. Зная о подобных "страстях" вокруг репинских полотен, посетители выставок даже делали "заказы" художнику. Так, на одной выставке Репин услышал: "Что же вы, господин художник, гениев нашей культуры рисуете? Раз у вас кисть черная, написали бы лучше членов Государственного совета!" Окружающие дружно поддержали "заказ" - госсоветчиков ненавидели все. Вскоре Репину действительно поручили написать огромное монументальное полотно "Торжественное заседание Государственного совета". Работа оказалась выматывающей. Хотя живописцу и помогали художники Б. Кустодиев и И. Куликов, Репин заболел в процессе создания столь масштабного полотна. Картина оказалась законченной только к концу 1903 года. Вскоре начались всяческие волнения, а в 1905 году грянула первая русская революция. | Репин И. Торжественное заседания Государственного Совета |
И что бы вы думали? Изображенные на картине пали ее жертвами: кто поплатился постами и званиями, а кто-то и жизнью, как великий князь Сергей Александрович, граф А. Игнатьев, министр В. Плеве. Похожий случай повторился и в 1909 году. На одном из художественных вечеров известный шутник, тогда еще молодой писатель, Корней Чуковский в шутку попенял Репину: "Что за зловещая сила в ваших портретах?! Кого ни изобразите, всяк тотчас и помрет!" Все заулыбались - в начале XX века модно было декадентство с его культом мистики. Но присутствующий писатель О.П. д'Ор вдруг проговорил умоляюще-карикатурным голоском: "В таком случае, Илья Ефимович, сделайте милость, изобразите, пожалуйста, Столыпина!" Все засмеялись. Над премьер-министром Столыпиным среди интеллигенции было модно подтрунивать, и весьма зло. Мистический злой рок преследует и известную картину Ильи Репина "Запорожцы пишут письмо турецкому султану". Эта картина стала крупнейшим открытием конца XIX в. и признана шедевром мировой живописи. Ее называли самым оптимистичным и самым веселым произведением русской живописи. | Репин И. Запорожцы пишут письмо турецкому султану |
Критики писали: на этом полотне есть все разновидности человеческого смеха - от громкого хохота до сдержанной улыбки. Произведение вызвало фурор на международных выставках в Чикаго, Будапеште, Мюнхене, Стокгольме. Картина до сих пор хранится в Петербургском государственном музее. Сам Репин считал ее совершенной и говорил: "На этом полотне нельзя ни убрать, ни добавить мазка..." В свое время картина поразила и российского императора Александра III. Он, не колеблясь, выложил за нее 35 тыс. рублей. Это была неслыханная по тем временам сумма. Но затем все перевернулось: картину вдруг назвали проклятой. Что же с ней случилось? Репин работал над шедевром более 13 лет. Прототипами главных героев картины стали... друзья художника. Если бы они знали, чем это для них обернется! Так, киевский голова Михаил Драгомиров, позировавший в образе кошевого атамана Сирко, из милого жизнерадостного человека превратился в запойного пьяницу и домашнего тирана. После ссоры с ним, двое его сыновей покончили жизнь самоубийством, а единственная дочь сошла с ума. Блестящий ученый, меценат Василий Тарновский (на картине Репина -угрюмый казак с оселедцем) обанкротился и закончил свои дни в приюте для нищих. Другой герой картины - улыбчивый писарь в очках, известный историк Дмитрий Яворницкий, был объявлен политически неблагонадежным и несколько лет провел в ссылке в Ташкенте. После череды этих несчастий перепуганный Репин спешно убрал с полотна фигурку маленького казачка, написанного им с собственного сына... Но какова же была оторопь той же интеллигенции, когда через некоторое время Саратовская дума и вправду заказала Репину портрет Столыпина. Художник начал работу, но, едва успев закончить, узнал, что Столыпин отправился в Киев, где его и застрелили. Так в чем же тут дело? Сей вопрос уже не к художникам и ценителям, а к историкам мистики. Еще в трактате известнейшего ученого-алхимика, философа-чернокнижника Корнелия Агриппы Неттесхеймского, жившего в XV веке, сказано, что "вся Вселенная проникнута соответствиями и двойниками. Но часто двойники эти начинают войну. И тогда выживает тот, кто сильнее". Далее же Агриппа говорит: "Бойтесь кисти живописца - его портрет может оказаться более живым, чем оригинал". Отсюда напрашивается мистически-парадоксальный вывод: если портрет удается, выглядит как живой, и живописная "копия" ничуть не уступает оригиналу из плоти и крови, а порой и превосходит его, портрету и портретируемому становится тесно вдвоем на одном свете. Вот и приходится тому, кто слабее, уходить на тот... Выходит, чем гениальнее живописец, тем осторожней следует быть портретируемому. Говорили же Павлу Третьякову старые собиратели картин, когда он только начал создавать свою коллекцию: "Картина - весьма мистический образ. Иная сама тебе силы даст, а другая и все твои из тебя вынет". Вот такие страсти по живописи... "ПРОКЛЯТЫЕ" ДАМОЧКИ
Леонардо да Винчи "Джоконда" Дурную славу снискала знаменитая картина Леонардо да Винчи "Джоконда". Восторг и восхищение творением великого флорентийца смешаны с загадками и страхом. На знаменитой улыбке Моны Лизы останавливаться не станем, а вот о странном (если не сказать ужасном) воздействии образа на зрителя стоит поговорить. Заметили эту удивительную способность полотна доводить впечатлительных людей до обморочных состояний в XIX веке, когда Лувр открылся для публичного посещения. Первым таким человеком из публики стал писатель Стендаль. Он неожиданно для себя остановился у "Джоконды" и некоторое время любовался ею. Кончилось плохо - знаменитый писатель тут же у картины упал в обморок. А всего на сегодняшний день зафиксировано уже более сотни подобных случаев. Гений Леонардо? Ведь великий художник никогда так долго не работал над обычным портретом. Казалось бы, обычная заказная вещь. Так нет, художник до конца своих дней не удовлетворится работой и будет переписывать картину оставшиеся шесть лет жизни. Все это время его будут преследовать меланхолия, слабость, изнеможение. Но главное, что он не захочет расставаться с "Джокондой", будет часами смотреть на нее, а потом дрожащей рукой вновь начинать вносить поправки. Работники Лувра, кстати, отметили, что длительные перерывы в работе музея приводят к потускнению "Джоконды". Она темнеет, но стоит посетителям вновь заполнить залы музея, и Мона Лиза словно оживает, проявляются сочные краски, фон осветляется, улыбка видна более четко. Вампир, да и только! Владимир Боровиковский "Портрет Марии Ивановны Лопухиной"
Главная российская "страшилка" - это портрет Евдокии Лопухиной. Девушка прожила очень короткую и несчастливую жизнь. А её отец был известным мистиком. По Петербургу и Москве ползли слухи, что ему удалось заманить дух дочери в картину. И теперь каждая девушка, взглянувшая на портрет, умрёт! Конец этим нелепым слухам положил Павел Третьяков, который приобрёл это полотно и не побоялся вывесить его в залах своей галереи. Мария Ивановна была дочерью отставного генерала И. А. Толстого, родной сестрой знаменитого русского авантюриста Федора Толстого-американца и женой ничем не примечательного офицера. Через пять лет после написания портрета Мария Ивановна скоропостижно скончалась от чахотки. На портрете (1797г.) ей 18 лет, сделан он, чтобы послать будущему мужу. Замуж ее выдали против ее воли, за старика (по тем временам) с разницей лет в 40. Спустя годы, увидев ее портрет, поэт написал: Она давно прошла, и нет уже тех глаз И той улыбки нет, что молча выражали Страданье - тень любви, и мысли - тень печали, Но красоту ее Боровиковский спас. Так часть души ее от нас не улетела, И будет этот взгляд и эта прелесть тела К ней равнодушное потомство привлекать, Уча его любить, страдать, прощать, молчать. (Я. Полонский, 1885)
Диего Веласкес "Венера перед зеркалом" Картину Диего Веласкеса "Венера перед зеркалом" купил некий мадридский купец. После злополучной покупки в его жизни началась полоса неудач: корабли тонули, товары пропадали... Купец разорился. И продал "Венеру". И к новому владельцу картины, тоже негоцианту, пришла беда: склад в порту с его товарами сгорел от удара молнии. "Венера" досталась богатому ростовщику. И через три дня в его дом проникли воры... | |
ЛИЛИИ НЕ ГОРЯТ
Клод Моне "Водяные лилии" Картина Клода Моне "Водяные лилии" - один из шедевров мировой культуры. Интересно, думал ли сам художник, когда рисовал картину, что спустя десятилетия о ней будет идти столь дурная слава? А дело все в том, что за картиной тянется целый шлейф пожаров. Когда импрессионист Клод Моне отмечал с друзьями окончание работы над полотном с изображением водяных лилий, в мастерской случился небольшой пожар. Пламя быстро залили вином, и этому происшествию никто не придал никакого значения. Зря! Только месяц "Лилии" провисели в кабаре на Монмартре. А потом всего за одну ночь заведение сгорело дотла. Картину успел спасти парижский меценат Оскар Шмитц. Через год сгорел его дом. А начался пожар именно с той комнаты, где висели "Лилии". Они буквально чудом уцелели! Последней жертвой пейзажа Моне стал Нью-Йоркский музей современных искусств, куда "Лилии" были привезены в 1958 году. Через четыре месяца и здесь полыхало не по-детски! А картина сильно обуглилась, и пока никто не взялся за её реставрацию - проще слетать в космос... ПРОКЛЯТИЕ "ВОЛХВОВ"
Питер Брейгель "Поклонение волхвов" Голландский художник Питер Брейгель-старший писал картину "Поклонение волхвов" два года. Сюжет общеизвестен: поклониться новорождённому младенцу Христу пришли волхвы и принесли ему свои дары. Картина получилась замечательная, её сразу приобрёл какой-то частный коллекционер, который страстно хотел иметь детей. Однако дети у него появились только через 10 лет, когда "Поклонение волхвов" перекупил у него другой коллекционер. И повторилась та же история: только через 10 лет, после очередной перепродажи "Волхвов", в семье родился ребёнок. И так четыре раза! Нидерландцы судачили, что картину "заразила" двоюродная сестра художника, с которой он и "срисовал" Мадонну. Говорили, будто она прокляла картину за то, что сама детей не имела. Наконец в 1637 году "Поклонение волхвов" купил архитектор Якоб Ван Кампен. У него к тому времени уже было трое детей, так что "проклятие" его нисколько не пугало. КРИК ДУШИ
Эдвард Мунк "Крик" Десятки людей, так или иначе входивших в контакт с картиной, стоимость которой эксперты оценивают в 70 миллионов долларов, подвергались действию злого рока: заболевали, ссорились с близкими, впадали в тяжелую депрессию или вообще внезапно умирали. Все это создало картине недобрую славу, так что посетители музея с опаской поглядывали на нее, вспоминая ужасные истории, которые про шедевр рассказывали. Однажды музейный служащий нечаянно уронил картину. Через какое-то время у него начались страшные головные боли. Надо сказать, что до этого случая он понятия не имел, что такое головная боль. Припадки мигрени становились все чаще и острее, и закончилось дело тем, что бедняга покончил с собой. В другой раз рабочий музея выронил картину, когда ее перевешивали с одной стену на другую. Неделю спустя он попал в кошмарную автомобильную аварию, в результате которой у него оказались сломанными ноги, руки, несколько ребер, он получил трещину таза и сильнейшее сотрясение мозга. Один из посетителей музея пытался потрогать картину пальцем. Через несколько дней у него дома начался пожар, в котором этот человек сгорел заживо. Жизнь самого Эдварда Мунка, родившегося в 1863 году, представляла собой череду нескончаемых трагедий и потрясений. Болезни, смерть родных, сумасшествие. Его мать умерла от туберкулеза, когда ребенку было 5 лет. Через 9 лет от тяжелой болезни скончалась любимая сестра Эдварда Софья. Затем умер брат Андреас, а его младшей сестре врачи поставили диагноз "шизофрения". В начале 90-х годов Мунк пережил тяжелый нервный срыв и длительное время проходил лечение электрошоком. Он никогда не женился, потому что мысль о сексе приводила его в ужас. Умер в возрасте 81 года, оставив в дар городу Осло огромное творческое наследие: 1200 картин, 4500 эскизов и 18 тысяч графических работ. Но вершиной его творчества остается, конечно, "Крик". Возможно, Вы сочтёте все факты совпадением, подтасовкой, случайностью. В мире есть многое чего мы, пока, не понимаем. Ваше право ВЕРИТЬ ИЛИ НЕТ этому рассказу БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК К ВЫСТАВКЕ Безелянский, Юрий. Улыбка Джоконды : кн. о художниках / Юрий Безелянский. - М. : Радуга, 1999. - 320 с. : ил. Владимир Боровиковский / авт. текста Людмила Маркина. - М. : Белый город, 2001. - 48 с.: ил. - (Мастера живописи). Питер Брейгель : [альбом репродукций]. - М. : Унисерв, 1995. - 80 с. : ил. Кончин, Евграф Васильевич. Эти неисповедимые судьбы : очерки / Евграф Васильевич Кончин ; предисл. Б. Угаров. - М. : Молодая гвардия, 1990. - 287 с. : ил. Коровина, Елена. Великие загадки мира искусства : 100 историй о шедеврах мирового искусства / Елена Коровина. - М. : Центрполиграф, 2010,. - 446 с. : ил. Лаврова, Светлана Аркадьевна. Загадки и тайны старых картин / Светлана Аркадьевна Лаврова. - М. : Белый город, 2006. - 48 с. : ил. - (Энциклопедия тайн и загадок). Леонардо да Винчи / авт. текста Марко Чанки. - М. : Белый город, 1999. - 64 с.: ил. - (Мастера живописи). Клод Моне / авт.- сост. В. А. Кулаков. - М. : Изобразительное искусство, 1989. - 175 с. : ил. Немилова, Инна Сергеевна. Загадки старых картин. / Инна Сергеевна Немилова. - М. : Изобразительное искусство, 1989. - 352 с. : ил. Опасно для жизни // Эскиз. - 2008. - № 7. - С. 6-7. Островский, Григорий Семенович. Перед загадками старых картин / Григорий Семенович Островский. - М. : Детская литература., 1965. - 125 с. : ил. - (В мире прекрасного). Поттерсон, Хоуман. Лондон. Национальная галерея : альбом / Хоуман Поттертон ; пер. А. Ю. Мартынова, О. Г. Качковский. - М. АСТ, 2000. - С. 164-165 - (Крупнейшие музеи мира). Илья Репин : альбом / Екатерина Михайловна Алленова. - М. : Белый город, 2000, - 64 с. : ил. - (Мастера живописи). Сельц, Жан. Эдвард Мунк / Жан Сельц ; пер. К. В. Василенко. - М. : Слово,1995. - 95 с. : - (Картинная галерея).
|