Главное меню
Архив новостей
О библиотеке
Документы
Отделы
Электронный каталог
Выбирай и Читай!
Краеведение
Конкурсы
Выставки
Большое чтение
Проекты
Для коллег
Спроси библиотекаря
Информ-страничка
О сайте
Контакты





«Книга на детской ладони»

26 октября 2017 года в Ивановской областной библиотеке для детей и юношества работала дискуссионная площадка «Книга на детской ладони» ежегодного форума гражданских инициатив «Единение». Форум проводится с 2007 года Общественной палатой Ивановской области совместно с Департаментом внутренней политики Ивановской области. Основная задача Форума – ведение конструктивного диалога между представителями органов исполнительной власти, местного самоуправления и институтов гражданского общества в обсуждении и решении актуальных вопросов.

В этом году ключевая тематика Форума направлена на рассмотрение вопросов реализации государственной политики в сфере защиты детства в рамках Десятилетия детства в России (объявлено Указом Президента Российской Федерации В.В. Путина № 240 от 29.05.2017 г.). Программа форума охватывала, пожалуй, все сферы жизни детей. И конечно, не остались без внимания вопросы привлечения детей к активной читательской деятельности.

Модераторами круглого стола в библиотеке выступили Надежда Павловна Бруштейн, председатель комиссии по культуре и сохранению историко-культурного наследия Общественной палаты Ивановской области пятого состава и Виктор Григорьевич Соколов, член Общественной палаты Ивановской области пятого состава. На дискуссионной площадке собрались литераторы, издатели, педагоги, библиотекари, представители исполнительной власти и книготорговых организаций, а также те, кому интересны проблемы детского и подросткового чтения. Гостем площадки стала зав. научно-методическим отделом Рязанской областной научной библиотеки имени Горького.

«Читаем вместе» – так назывался театрализованный «эпиграф», представленный руководителем театра «Дружество» М.В. Евстифеевым и его помощниками: Андреем Даниловым (радиоведущим, организатором культпроекта «Соль») и Анной Кожиной (поэтом, руководителем городского литературного салона «Кочующий лис»). Рассуждения о семейном чтении, рассказы о просветительской деятельности и самодеятельном театральном коллективе, перемежались чтением стихов и пением песен – все это настроило собравшихся на особый творческий лад.

Пожалуй, главной темой обсуждения стал вопрос о том, как заинтересовать подрастающее поколение чтением, как вовлечь детей и подростков в это увлекательное занятие и привлечь к хорошей литературе. Н.П. Бруштейн говорила о том, что книга – это не только интересно и любопытно, она расширяет кругозор ребенка, знакомит его с творчеством лучших авторов, дает возможность развивать воображение. Именно это позволит детям со временем многопланово решать различные проблемы, поэтому задача всех взрослых вернуть детям желание читать разные книги. Пожалуй, не было в зале человека, кто не согласился бы с этими утверждениями.

Со словами приветствия обратилась к участникам дискуссионной площадки И.С. Потапова, представитель Департамента образования Ивановской области. Она сказала, что собравшихся в зале людей, объединяет неравнодушие к проблеме чтения книг детьми. Хотелось бы верить, что в будущем в руках у подрастающего поколения окажутся не гаджеты, а книги. В.Г. Соколов, преподаватель гуманитарного факультета ИГХТУ, обозначил тему своего выступления как «Книга и юный читатель как социокультурная проблема». Он говорил о том, что главный вопрос стоит не только в интересе к книге, но и к качеству читаемой детьми и подростками литературы. Виктор Григорьевич обратил внимание аудитории на первую двадцатку самой издаваемой литературы, составленную Российской книжной палатой. По его мнению, если взрослая и детская классика еще издается (в неравном количестве), то классики для подростков на современном литературном рынке практически нет. Уже выросло поколение «потерянных» в этом плане родителей, которые попали в подростковом возрасте в этот «провал».

Учитель русского языка и литературы гимназии № 30 Т.А. Булычева в своем выступлении «Как подружить современного школьника с книгой?» много говорила о своем опыте работы с подрастающим поколением. Процесс приобщения детей к чтению сложен и труден, в нем важны духовные ориентиры, влияние семьи и школы. Современные дети плохо владеют техникой чтения, плохо понимают прочитанное, поэтому большинство из них не любит читать. В образовании начинают применять технику комментированного громкого чтения, когда после прочтения классических произведений педагоги объясняют те или иные моменты, подкрепляя это фактами из истории и других школьных предметов. Татьяна Алексеевна сказала, что без таких комментариев дети и подростки не пойму почему в школьную программу включены именно произведения классической литературы. В преподавании курса литературы в школе большую помощь оказывает приобщение к театру, экскурсионные поездки – это дает ощущение радости от прикосновения к истории, культуре, литературе.

«Формы и методы работы библиотеки для детей и юношества со своими читателями» – так называлась тема выступления Ирины Викторовны Челышевой, заведующей отделом «Детство» ИОБДЮ. Богатый опыт работы нашей библиотеки со всеми возрастными категориями читателей, приобщение детей к книге, особенности работы с детской аудиторией и программы всех отделов ИОБДЮ по продвижению чтения – вот основные вопросы, на которые она постаралась обратить внимание аудитории. А еще поговорила о том, какие книги выбирают наши читатели для досугового и самостоятельного чтения, вне списков по школьной программе, рассказала о своеобразных литературных рейтингах предпочтений, которые ведут сотрудники абонемента «Детство».

Дискуссия была продолжительной. Все участники круглого стола имели возможность высказать собственное мнение, рассказать о своей проблеме, узнать об опыте других людей, заинтересованных в чтении книг детьми. Наши гости были едины во мнении, что истоки детского чтения лежат в семье, что учреждения образования и культуры должны всеми силами поддерживать и развивать у подрастающего поколения потребность в хорошей книге. Для решения многих проблем необходима государственная поддержка: выделение финансирования библиотек и театров для ремонтов помещений, закупку новых книг, на подписку, оборудование и декорации. Важна государственная помощь и издателям, и книготорговым организациям для снижения розничных цен на книги и увеличения тиражей достойных изданий. Надеемся, что инициированное властями Десятилетие детства, стартующее в 2018 году, станет хорошей отправной точкой для решения проблем детского чтения.

 
Rambler's Top100 Цитируемость ресурса Рейтинг@Mail.ru Портал Library.Ru 1-я Виртуальная справка

Ивановская областная библиотека для детей и юношества © 2007-2024
Яндекс.Метрика