В наше время нередко можно услышать от учителей и родителей, что современные подростки не читают или мало читают. Действительно, это подтверждает и опыт работы в библиотеке. В чем же причина? Следует отметить, что подростковое чтение сегодня сопряжено с рядом проблем: Нехватка времени, которое дети часто тратят на посещение дополнительных занятий. По статистике на книги остается всего полчаса в день. Проводить за чтением гораздо большее время могут себе позволить только ученики младших классов и заядлые книголюбы, предпочитающие чтение другим занятиям. Отсутствие информации об интересных книгах. Интернет-зависимость. Как правило, подростки большую часть своего времени проводят за компьютерами и планшетами, играя в игры и «пропадая» в соцсетях.
Подростковый возраст (от 11-12 лет до 16-17 лет) – это важнейший период в развитии личности человека. Именно в это время он получает знания, опыт; в его сознании формируются устойчивые алгоритмы и нормы правильного поведения в обществе. Немаловажную роль в этом процессе играет именно литература, которую ребенок читает. Интересная книга для подростка должна не только удовлетворять его любопытство, она должна еще и поучать, и воспитывать читателя. Поэтому, чтобы ребенок читал классическую и современную литературу, его нужно увлечь чтением. И не важно, будет ли он читать книги в переплете или закачивать любимые произведения в электронную книгу.
В нашем обзоре мы расскажем о том, какие художественные книги сегодня могут быть интересны подрастающему поколению и на какие из них следует обратить особое внимание. На книжном рынке все чаще появляются издания, рассчитанные на подростковую аудиторию. Однако они могут быть интересны не только представителям молодого поколения, но и умудренным книжным опытом взрослым, и искушенным специалистам. Современная подростковая литература – это не только книги о первой школьной любви и проблемных взаимоотношениях с родителями. Большинство произведений для подростков поднимают взрослые проблемы еще совсем юных людей. Определяя в процессе взросления собственные приоритеты, интересы и желания, ребята на страницах книг ищут родственные души, насыщая свою жизнь приключениями и переживаниями, порой даже отождествляя себя с главными героями. Такие произведения могут многому научить не только подрастающее поколение, но и дать совет всезнающим взрослым. При выборе литературы для чтения подростков у родителей и руководителей чтения часто возникают вопросы. Попытаемся ответить на два самых популярных из них. Какую литературу лучше читать: российскую или переводную? Какие издательства сегодня выпускают подростковую литературу?
Сегодня издается много переводных подростковых книг. Уже очень давно зарубежные писатели «разговаривают» с подростками на «замалчиваемые» темы, российская литература в этом отношении более консервативна. Педагоги рекомендуют не впадать в крайности и читать разных авторов. Это позволит ребенку сформировать свое собственное мнение в отношении западной и отечественной литературы. За последние 10 лет на книжном рынке появились издательства, которые специализируются на выпуске именно подростковой литературы. Первопроходцем оказался «Самокат». На сегодняшний день он остается одним из лидеров в издании подростковой литературы. Основной задачей серий «Встречное движение», «Лучшая новая книжка» стало показать подросткам, а также их родителям, что книги могут быть о вещах непростых, болезненных. Следом за «Самокатом» подтянулись и другие издательства, которые до этого специализировались на издании в основном детской литературы. К таким относится издательство «Розовый жираф», которое вот уже несколько лет выпускает серию «Вот это книга!» (рекомендованный возраст читателя указывается на обложке издания). Недавно командой «Розового жирафа» было создано новое издательство – «4-я улица», которое планирует выпускать жанровую литературу: историческую, детективную, приключенческую; по замыслу издателей, это будут книги для «молодых взрослых». На сегодняшний день вышло два издания: Дженнифер Доннелли «Революция» и Гэри Шмидт «Беда». А издательство «КомпасГид» выпускает подростковые книги в сериях «Поколение www», «Дети vs взрослые», «Гражданин мира», «Взрослое детство». Издательский Дом Мещерякова предлагает юным читателям книги уже зарекомендовавшей себя серии «NET.NA.KARTE». Издательство «Время» выпускает произведения популярных современных авторов Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак в серии «Время – детство». Книги для подростков можно найти у издательств «Аквилегия-М» (серия «Современная проза»), «Оги» (серия «Книжки на вырост»), «ИД Центр Нарния» (серии «Тропа пилигрима», «Мир для всех: там, где мы живем»), «Мир Детства Медиа» (серия «Ход зеброй»). Сегодня подросткам хочется видеть в книге отражение реальной жизни. Поэтому мы остановимся на произведениях, в которых затрагиваются важные жизненные темы: семья, школа, период взросления в жизни подростка и другие.
Семья Для художественной литературы тема семьи является традиционной. Современные семьи разные: большие и маленькие, в некоторых из них живут представители нескольких поколений, а другие состоят из одного родителя и ребенка. Ботева, М. Мороженое в вафельных стаканчиках : три повести / Мария Алексеевна Ботева ; худож. Т. Яржомбек. – М. : КомпасГид, 2013. – 160 с. : ил. Сборник состоит из трех повестей, рассказывающих о жизни подростков. В первой из них – «Мороженое в вафельных стаканчиках» – поднимается тема взаимоотношений в многодетной семье, где воспитываются дети из детского дома: Витя и Нина. Это необычная семья: дети и взрослые могут в любой момент уехать к морю, в неизвестные дали; а потом обязательно возвращаются туда, где их любят и ждут. Главная опора и надежда в семье – мама. Для нее каждый ребенок родной. Автор посвятила это произведение своей маме. Одноклассники из повести «Школа на Спичке» вместе делают важное открытие: спасти других можно, лишь научившись понимать самих себя. Смешная и трогательная юная героиня повести «Место празднику», от лица которой ведется рассказ, знает, какой хрупкой может быть человеческая душа, и громко произносит: «Да здравствует сердце!» Сборник «Мороженое в вафельных стаканчиках» вошел в список выдающихся книг мира «Белые вороны-2014» Мюнхенской международной детской библиотеки. В 2013 году он оказался в списке лучших книг года от интернет-ресурса «Библиогид», вошел в лонг-листе премии «Книгуру» и получил специальный приз премии имени В. Крапивина. В подростковой литературе описывается много кризисных семейных ситуаций: родители героев расстались или находятся на грани развода; потеря или отсутствие одного из родителей. Киери, К. Никто не спит / Катарина Киери, пер. Л. Стародубцевой. – М. : КомпасГид, 2014. – 192 с. : ил. – (Поколение www). Книга о самом тяжелом, немом горе потери и о том, как «не утонуть» внутри себя. Главному герою романа – Элиасу – шестнадцать лет. Три года назад его бросила мама, и теперь он даже не пытается быть таким, как все; он погрузился в свой собственный мир. Годы идут, а жизнь так и делится на строгие «до» и «после». Элиас написал маме 120 писем, и пока никакое «после» для него просто не складывается: вежливое молчание с отцом, отсутствие друзей в школе. Три года – это настоящая пропасть, и в одиночку ее не перешагнуть. Жизнь Элиаса собирают по кусочкам совершенно чужые ему люди, которым в будущем суждено стать родными. Кузнецова, Ю. Где папа? / Юлия Кузнецова ; худож. Е. Двоскина. – М. : КомпасГид, 2016. – 208 с. : ил. В книге Юлии Кузнецовой, получившей вторую премию конкурса «Книгуру», описана ситуация, когда отец главной героини – Лизы – арестован. Его сажают в тюрьму за то, что когда-то он подписал некие бумаги по просьбе директора своей фирмы и теперь должен государству деньги. Книга о том, что в семью приходит несчастье, о чувствах и переживаниях девочки-подростка, для которой папа – это самый лучший и единственный друг. Нестлингер, К. Само собой и вообще / Кристине Нестлингер ; пер. В. Комаровой ; худож. А. Юфа. – М. : Самокат, 2017. – 224 с. : ил. – (Лучшая новая книжка). В повести австрийской писательницы К. Нестлингер дети тяжело переживают расставание родителей. Главы книги похожи на отрывки из детских дневников: каждая из них – это повествование одного из ребят. Парр, М. Вафельное сердце / Мария Парр ; пер. О. Дробот ; худож. С. Касьян. – М. : Самокат, 2016. – 208 с. : ил. – (Лучшая новая книжка). Это веселая книга о приключениях мальчика Трилле, от лица которого автор ведет повествование, и девочки Лены, живущих в бухте Щепки-Матильды. У Трилле есть мама и папа, братья и сестры (одна из которых приемная), дедушка и дедушкина сестра. В его семье царит любовь, все готовы поддерживать друг друга, взрослые – всегда на стороне детей. А вот в семье девочки Лены все по-другому... Старк, У. Пусть танцуют белые медведи / Ульф Старк ; пер. О. Мяэотс ; худож. А. Вронская. – М. : Самокат, 2014. – 176 с. : ил. – (Лучшая новая книжка). Простая, но глубокая повесть об обычном подростке по имени Лассе. Однажды жизнь мальчика круто изменилась: родители развелись, и у его мамы теперь другая семья. Главный герой вынужден делать выбор между новым образом примерного юноши, который под руководством отчима восполняет пробелы в знаниях, и прежним Лассе, похожим на своего «непутевого» и угрюмого, как медведь, отца. Тор, А. Маяк и звезды / Анника и Пер Тор ; пер. М. Людковской . – М. : Самокат, 2013. – 184 с. : ил. – (Встречное движение). По сюжету повести мама воспитывает детей одна. Отец, когда ребята были еще маленькими, решил отправиться в Америку. Он обещал забрать семью туда, но с тех пор вестей от него они не получали. Однажды семья переезжает жить на маленький остров к смотрителю маяка. Смогут ли дети найти с ним общий язык? Как примет детей этот человек? Теперь их жизнь изменилась, но смогут ли измениться они сами, чтобы жить по новым правилам? Об этом и многом другом расскажет читателям книга «Маяк и звезды». Взросление Прочитав приведенные ниже книги, читатели смогут вспомнить и пережить эмоции ребенка, который пребывает в переходном возрасте – в одном из самых сложных периодов в жизни каждого человека. Ван Гестел, П. Зима, когда я вырос. 1947 год / Петер ван Гестел ; пер. И. Михайловой ; худож. Ю. Блюхер. – М. : Самокат, 2014. – 344 с. : ил. – (Лучшая новая книжка). Книга об одиночестве и воспоминаниях, о людях, которые живут ими. Книга о дружбе и взрослении, о первой влюбленности. Книга о зиме, после которой обязательно наступает весна. 1947 год. Послевоенный Амстердам. Зимний лед не только на улицах города, но и в жизни людей. Десятилетний Томас живет вдвоем с отцом-мечтателем, который переходит с одной работы на другую и никак не может смириться со смертью матери мальчика. И сын остается практически без его внимания. Спасают от одиночества друзья – тихий мальчик Пит Зван, у которого нет родителей, и строгая Бет Зван, в которую Томас влюблен. Веркин, Э. Друг-апрель / Эдуард Николаевич Веркин. – М. : Игра слов, 2011. – 320 с. : ил. Повесть вошла в список выдающихся книг мира «Белые вороны-2012», составляемый Мюнхенской международной детской библиотекой, а также стала победителем конкурса имени С. Михалкова на лучшее произведение для подростков. Автор повести с необыкновенным вниманием к мелочам описывает процесс взросления главного героя – Аксена: этап переживания первой любви, его постоянную борьбу с непреложными законами жизни. Дядя Аксена как-то рассказал мальчику о законах жизни, которые нельзя изменить. Один из них – первая любовь не бывает счастливой. Аксен не согласен с этим утверждением. Юноша ждет апреля, когда его возлюбленная вернется в их сонный городок, и он попробует обмануть лживые правила взрослой жизни и все исправить. Веркин, Э. Кусатель ворон / Эдуард Николаевич Веркин. – М. : Эксмо, 2014. – (Современная проза для подростков). – 416 с. Для главного героя повести долгий путь к себе и к людям начался с автобусной экскурсии по Золотому кольцу. Его спутниками в этом путешествии стали юные спортсмены, художники и музыканты, победители конкурсов и олимпиад, дети из хороших семей. Впереди их ждали солнце, ветер, надежды и небольшое происшествие, которое показало, кто они на самом деле. Жвалевский, А. 52-е февраля / Андрей Жвалевский, Евгения Пастернак ; худож. В. Коротаева. – М. : Время, 2016. – 128 с. : ил. – (Время – детство). В книге затрагивается деликатная тема взаимоотношений полов. А еще это рассказ о том, как дети общаются с родителями. Помнят ли взрослые первую любовь? И смогут ли дать ответ на естественно возникающие вопросы? Непогода собирает людей под одной крышей и открывает сердца для теплых истин. Костевич, И. Мне 14 уже два года / Ирина Костевич. – М. : Аквилегия-М, 2016. – 224 с. : ил. – (Современная проза). Главная героиня повести – девочка с необычным именем Доремира – на несколько месяцев остается без присмотра родителей, живет с бабушкой, а после ссоры с ней уходит к тетке. Ситуации, в которые попадает Доремира, непростые: переезд, новая школа, где девочку несправедливо подозревают в воровстве и объявляют ей бойкот, знакомство с детьми, больными раком. Автор повести поднимает важные жизненные вопросы: бывает ли ложь во спасение; как противостоять злу, если все против тебя. Никольская, А. Валя offline / Анна Никольская. – М. : Аквилегия-М, 2013. – 288 с. : ил. – (Современная проза). Книга о том, как подросток пытается найти свое место в жизни. Главной героине повести – Вале – тринадцать лет. Она живет в сибирской деревне вдвоем с мамой учительницей. Неожиданно жизнь девочки меняется. Валя переезжает в город своего детства, где когда-то была счастлива вместе с родителями. Здесь живет ее папа. Девочка попадает в элитную школу, где встречает свою первую любовь, первую настоящую подругу и первого врага. Раин, О. Слева от солнца / Олег Раин. – М. : Аквилегия-М, 2015. – 448 с. : ил. Герой книги, четырнадцатилетний хакер Генка, взламывает сервер фирмы и попадает в серьезные неприятности. Ему грозит судебное преследование. Выход у юноши один – скрыться из города. Генку отправляют в деревню к дедушке с бабушкой, где нет не только мобильной связи и Интернета, но даже электричества. Попав в непривычную ситуацию, юноша обнаруживает, что в жизни есть много радостей, помимо компьютера. Он обретает друзей и недругов, учится радоваться красоте. Книга увлекательная. Читатель следит за тем, как главный герой, изменившись сам, преобразовывает мир вокруг себя. Соковенина, Е. Крупная кость, или Моя борьба [Электронный ресурс] // Книгуру: всероссийский конкурс на лучшее литературное произведение для детей и юношества. В рассказе описаны переживания главной героини по поводу ее стремления похудеть. Она рассказывает, как бабушки постоянно подкармливают ее вкусненьким, а она пытается отказаться от угощений, как принимает решение с завтрашнего дня все изменить в своей жизни, а у нее не получается, и как это повторяется снова и снова. Открытий диалог Как уберечь ребенка от наркотиков? Такой вопрос задают себе все родители, кому не безразлична судьба и будущее их детей. Наркомания молодеет, появляются новые одурманивающие вещества. Понятно, что с этим необходимо бороться. Только как? На этот вопрос попытались ответить писатели Андрей Жвалевский и Евгения Пастернак в своей повести для подростков «Охота на василиска», а также Олег Раин в книге «Отроки до потопа». Жвалевский, А. Охота на василиска / Андрей Жвалевский, Евгения Пастернак ; худож. В. Коротаева. – М. : Время, 2015. – 192 с. : ил. – (Время – детство). История, описанная в книге, начинается с трагедии: в образцовой школе погибает девочка-подросток – хорошая, умная, у которой были любящие родители, друзья и даже парень. Окружающим трудно поверить, в то, что такое случилось именно с ней. Дело погибшей расследуют сотрудники наркоконтроля, а также ее подруга, одноклассница – Ксюша (главная героиня книги). И как оказалось, причиной гибели девочки стал спайс – курительная смесь. Выяснилось, что достать наркотик в школе проще простого – дилер учится здесь. Школьники открыто смеются, когда им пытаются рассказать, что спайс убивает, они свято верят, что нет ничего страшного в том, «чтобы просто расслабиться», ведь «погибают те, у кого нет мозгов», а они в любой момент могу бросить. В своей книге Андрей Жвалевский и Евгения Пастернак ответили на главный вопрос, который задают родители: «Как разговаривать c детьми о наркотиках?» Главное – нельзя терять контакт с ребенком и обязательно надо говорить-говорить-говорить, объяснять. Нужно понимать, что проблема не в наркотиках, а, возможно, в том, что детям очень скучно, и у них утерян интерес к жизни. Раин, О. Отроки до потопа / Олег Раин. – М. : Авквилегия-М, 2016. – 416 с. : ил. Роман о проблемах современной школы и о детях, которые вынуждены бороться за свое будущее. История, описанная в книге, начинается в последний день летних каникул. Действие происходит в Екатеринбурге. Главный герой – восьмиклассник Сергей Чохов – вместе со своими друзьями бросает вызов наркоторговцам, облюбовавшим его школу. В 2010 году автор остросюжетного романа «Отроки до потопа» был удостоен звания лауреата сразу на двух литературных конкурсах: имени П. Бажова и «Камертон». Смелик, Э. Скажи, Лиса / Эльвира Смелик. - М. : Росмэн, 2015. - (Настоящее время). – 144 с. : ил. Автор книги – биолог по образованию и библиотекарь по профессии, лауреат многих литературных конкурсов. Повесть «Скажи, Лиса!» в 2014 году получила диплом конкурса «Новая детская книга». Читатель знакомится с историей девочки Алисы (для близких – Лисы), в размеренную жизнь которой в какой-то момент врывается загадочный мальчик Тимофей, читающий «Алису в стране чудес» в оригинале. Однажды Лиса увидела странное пятнышко на руке у своего нового знакомого. Несовершеннолетний Тимофей оказался героиновым наркоманом. Девочка не сразу осознает насколько серьезно и страшно то, что происходит с ее новым другом; ей кажется, что она сама, без посторонней помощи, поможет ему справиться с бедой. Однако через несколько месяцев Тимофея не стало. «Почему? Почему? Почему? Почему я молчала? Была глупой, самоуверенной дурой. Теперь-то я это понимаю. Да только поздно уже. Не переделаешь, не исправишь, не вернешь…» Эльвира Смелик смогла написать эту сложную историю, избегая описания страшных ломок, кровавых шприцов и ужасов злачных компаний. Школа Школа является важным этапам в жизни каждого подростка. В современной школьной прозе в основу сюжета авторами берутся все те же школьные проблемы, что и много лет назад: появление в классе «новенького», борьба за лидерство, поиск друзей, первая любовь, конфликты с учителями и одноклассниками. Жвалевский, А. Я хочу в школу / Андрей Жвалевский, Евгения Пастернак. – М. : Время, 2013. – 320 с. : ил. – (Время – детство). Книга «Я хочу в школу» – это реклама чудо-школы, где нет нудных уроков, нет привычных общеобразовательных предметов, нет зубрежки и бесконечного «ты должен», нет соперников и противников, зато есть «оппоненты, предоставляющие альтернативную точку зрения». Авторы пишут о школе, где есть интересные проекты, есть дружба и взаимопомощь, где учителя направляют, а не навязывают. Многие идеи, описанные в книге, не фантастика, а реальные методики, которые использовались и используются по сей день. Совместные проекты, ролевые игры, самоуправление – все это сегодня есть в школах. Дети разбиты не по классам, а по интересам. На уроках здесь играют в мафию или защищают невероятные проекты. Например, ищут ответ на вопрос «Почему человек произошел от птицы?», проводят День без электричества. А старшеклассники для защиты проекта «Выживание в горах» отправляются на Эльбрус. Однажды герои книги попадают в обычную школу, и у них возникает вопросы: «Как дети тут учатся? Почему нельзя на уроке пользоваться дополнительной литературой?» Оказывается, секрет «идеальной» школы вовсе не в новомодном оборудовании и новаторских методиках. Желанной эту обычную школу делают мудрые учителя, способные разглядеть в каждом ученике искорку. В 2012 году книга «Я хочу в школу!» вошла в шорт-лист Международного конкурса имени Сергея Михалкова на лучшую книгу для подростков. Кормье, Р. Шоколадная война / Роберт Кормье ; пер. В. Бабкова. – М. : Розовый жираф, 2012. – 248 с. : ил. – (Вот это книга!) Роман американского писателя Роберта Кормье «Шоколадная война» был издан в 1974 году, однако на русский язык он был переведен лишь в 2012 году издательством «Розовый жираф». Книга рассказывает о насилии в школе и о том, как один человек может противостоять толпе. Главный герой романа – четырнадцатилетний Джерри Рено – отказался продавать шоколадные конфеты, которыми по традиции торговали все ученики школы. Именно с этого момента он был втянут в настоящую войну, в которой принимали участие преподаватели, ученики и тайное школьное общество «Стражи». Как люди превращаются в толпу и до чего они могут дойти в травле «белой вороны»? Где находится грань между бездействием и соучастием в жестокости? Чем закончится шоколадная война, и удастся ли Джерри отстоять себя и свой выбор? Об этом и не только читатель узнает, прочитав роман Р. Кормье. Сашар, Л. Я не верю в монстров / Луис Сашар ; пер. Е. Канищевой. – М. : Розовый жираф, 2017. – 232 с. : ил. – (Вот это книга!) Впервые произведение было опубликовано в 1987 году и тогда же получило премию «Выбор родителей». Затем в течение нескольких лет книга становилась лауреатом различных американских литературных премий. Главный герой – школьник Брэдли – запущенный второгодник. Он не слушает педагога, совсем не учится (ни разу в жизни он не делал домашних заданий), бесконечно врет, в школе у него нет настоящих друзей. Но все изменилось, когда в школу пришла молодая психолог Карла. С помощью бесед, несложных упражнений и заданий, ей удается добиться того, что Бредли меняется, начинает хорошо учиться, среди одноклассников у него появляются друзья. Карла убеждает Бредли в том, что он – хороший и умный юноша. Тор, А. Правда или последствия / Анника Тор ; пер. И. Матыциной. – М. : Самокат, 2011. – 152 с. : ил. – (Встречное движение). В основе сюжета повести история школьного конфликта. Двенадцатилетняя Нора стремится вернуть расположение подруги и, боясь потерять свое место в классе, идет на подлость. Когда же оказывается, что Карин, которую отвергают одноклассники, хочет общаться с Норой и готова ее покрывать, та оказывается перед выбором: «опуститься» до дружбы с Карин или пойти на поводу у безжалостных одноклассниц. В книге открытый финал, что оставляет читателю простор для размышлений. Учитель… Когда мы произносим это слово, всегда охватывает некое волнение. Казалось бы, самое обычное название профессии. Однако чаще всего именно учитель преподает детям главную науку жизни – науку быть человеком. Какой он – современный педагог, каково его предназначение? Интересную галерею литературных образов учителей создали авторы подростковой прозы. Аромштам, М. Когда отдыхают ангелы / Марина Аромштам ; худож. М. Щетинская, И. Донец. – М. : КомпасГид, 2016. – 208 с. : ил. – (Дети vs взрослые). Большая премия «Заветная мечта», участие в списке выдающихся книг мира «Белые вороны-2011», огромное количество положительных рецензий – все это о книге Марины Аромштам «Когда отдыхают ангелы». Доброе, лишенное штампов и стереотипов, повествование, которое ведется от лица двух героинь: Алины и ее учительницы Маргариты Семеновны. Алина рассказывает о первых своих школьных годах, будучи уже взрослой женщиной. Ее воспоминания начинаются с первого класса, в котором ее педагогом была черствая, равнодушная, жестокая женщина. Поэтому дедушка Алины настоял на ее переводе в другой класс, к Маргарите Семеновне. Повзрослевшая Алина с теплотой вспоминает о своем первом педагоге, который, пусть и не был идеальным, но все же пытался вложить в детей понятия о морали, о хорошем и плохом, о чести и честности. Эти воспоминания перемежаются выдержками из дневника самой учительницы, что позволяет взглянуть на одну и ту же ситуацию одновременно глазами ребенка и взрослого человека. В своем произведении Марина Аромштам показала важность душевного контакта с ребенком, умения учителя принимать ученика со всеми его достоинствами и недостатками, «ведь любовь исправляет все». Буйе, Р. Все из-за мистера Террапта / Роб Буйе ; пер. Т. Ивановой. – Розовый жираф, 2015. – 280 с. : ил. – (Вот это книга!) В повести Роба Буйе пятиклассники рассказывают о своей школьной жизни и необыкновенном педагоге, который искренне любит и уважает учеников. «Математика слишком сложна? Вовсе нет! Если считать травинки на футбольном поле или искать ‘‘долларовые слова’’. Естественные науки – скукотища? Нет! Если работать над проектом вместе: вместе выращивать растение, экспериментировать с освещением и удобрениями». Автор создал галерею очень узнаваемых детских характеров: грубиянка Алексия, «ботан» Люк, хулиган Питер, тихоня Анна, молчун Джеффри, умница Джессика, добрая душа Даниэль. Кэндзиро, Хайтани. Взгляд Кролика / Хайтани Кэндзиро ; пер. Е. Байбиковой. – М. : Самокат, 2011. – 320 с. : ил. – (Лучшая новая книжка). Книга японского писателя Хайтани Кэндзиро «Взгляд кролика» вышла в 1974 году. Молодая учительница Фуми Котани приходит работать в начальную школу, расположенную в промышленном районе города. В классе у Фуми учится сирота Тэцудзо – молчаливый и недружелюбный мальчик. Учительница только начинает свою педагогическую карьеру. Она, добрая, наивная, любит своих маленьких учеников, но не сразу их понимает. Бывают дни, когда хочется все бросить. К тому же некоторые ученики в этой школе из неблагополучных семей. Терпение Котани, ее готовность понять и услышать ребенка помогают ей найти с Тэцудзо общий язык. Книги на социально-важные темы Сегодня в подростковой литературе все чаще звучит тема усыновления детей-сирот. Среди российских авторов одной из первых к ней в своем творчестве обратилась Дина Сабитова. Сабитова, Д. Где нет зимы / Дина Сабитова. – М. : Самокат, 2014. – 176 с. : ил. – (Встречное движение). В основе повести – реальная история. Эта книга о двух детях, Паше и Гуль, у которых сначала умерла бабушка, а потом и мама. Брат с сестрой остались одни, без денег, в своем старом и маленьком домике. Перед тем, как отправить детей в детский дом, их поселили в приюте. У каждого из ребят появляются друзья, но им очень не хватает мамы, к тому же им предстоит разлука, ведь детей могут отправить в разные города. Эта книга немного сказочная: любимая игрушка Гуль – Лялька – умеет разговаривать, а Паше в трудную минуту помогает настоящий домовой. Павел уверен, что пока стоит на месте их дом, они с Гуль не сироты. Эта вера помогает детям преодолеть все препятствия. Сабитова, Д. Сказки про Марту / Дина Сабитова. – М. : Мир Детства Медиа, 2011. – 52 с. : ил. Это терапевтический сборник для приемных детей и их родителей. Книга о простой и вечной истине: не так важно, у кого ты родился, важно, что ты появился на свет и ты нужен своим родителям. Сабитова, Д. Три твоих имени / Дина Сабитова. – М. : Розовый жираф, 2017. – 192 с. : ил. – (Вот это книга!) Ритка, Марго, Гошка – три разных имени одной девочки. Три имени – три судьбы: нищая, полуголодная жизнь в родной семье, закончившаяся трагедией; детский дом и попытка обрести новую маму; и снова детский дом и надежда стать чьей-то дочкой, любимой и родной. Автор попыталась рассказать юным читателям о жизни ребенка-сироты так, чтобы не испугать их, а заставить задуматься о том, какие люди разные, о том, что совсем рядом может быть кто-то, кому нужна помощь, о том, что от счастья до беды – один короткий шаг, но и в обратную сторону можно найти дорогу. Вслед за Диной Сабитовой, тему детей-сирот и приемных семей продолжили в своих произведениях Эдуард Веркин, Татьяна Губина, Тамара Михеева, Светлана и Николай Пономаревы. Веркин, Э. Пчелиный волк / Эдуард Николаевич Веркин. – М. : Эксмо, 2007. – (Хроника Страны Мечты). – 480 с. : ил. Главный герой романа, от лица которого ведется повествование, не знает своего настоящего имени, своих родителей. Его первое детское воспоминание – это детский дом «Гнездышко Бурылина». Описывая происходящие события, автор ломает общественные стереотипы. Читатель не видит жестокости в окружающей реальности, поскольку она находится внутри самого главного героя. Юноша ненавидит своих родителей и хочет их найти лишь для того, чтобы узнать у них свое настоящее имя, а еще чтобы наказать. Всякий раз он придумывает им самые страшные наказания. Губина, Т. Кузя, Мишка, Верочка и другие ничейные дети / Татьяна Губина. – М. : КомпасГид, 2014. – 264 с. : ил. – (Азбука понимания). Сборник душещипательных рассказов, в которых описаны совершенно разные истории из жизни детей-сирот, приемных родителей, сотрудников детских домов. Книга наполнена как болью, так и радостью. Ее автор – психолог, много лет проработавший в детском доме, а в настоящий момент – приемная мама. Михеева, Т. Легкие горы / Тамара Михеева ; худож. М. Пастернак. – М. : КомпасГид, 2017. – 176 с. : ил. Главная героиня повести (Дина) живет в детском доме, и как всякий нормальный ребенок надеется на чудо. И однажды у девочки появляется семья: мама Катя и папа Сережа. Но папа уходит, не приняв чужого ребенка. Тогда Дина с мамой уезжает жить туда, где находятся Легкие горы. Пономарева, С. Боишься ли ты темноты? / Светлана Пономарева, Николай Пономарев ; худож. Н. Сапунова. – М. : Центр Нарния, 2010. – 288 с. : ил. – (Мир для всех: там где мы живем). Герой повести – четырнадцатилетний Ярослав – остается совсем один после того, как его родители трагически погибают в автокатастрофе. Сам он, чудом выжив в страшной аварии, попадает в детский дом, где свои правила и порядки, порой чрезвычайно жестокие. Умному мальчику из интеллигентной семьи приходится подстраиваться под ритм новой жизни. Одиноким и потерянным выглядит еще один герой книги – Сергей Федорович, молодой преподаватель, в совершенстве владеющий иностранными языками. В какой-то момент его жизнь начала в буквальном смысле слова разваливаться, а причиной тому стали события, которые с ним случились в Чечне. Стараясь не предаваться воспоминаниям, Сергей устраивается ночным воспитателем в детский дом. В отличие от своих коллег он старается даже в самых жестоких подростках отыскать хоть что-то хорошее, отчаянно пытается разглядеть в них людей, а не будущих преступников. Непросто было Сергею довести до конца решение взять под опеку трудного подростка. И вот Ярослав снова обрел семью и собственный дом. Художники слова всегда реагировали на злободневные проблемы современности. В последние годы в художественной литературе одной из актуальных тем стало освещение мира необычных или особенных детей. Байерс, Б. Лебединое лето / Бетси Байерс ; пер. А. Дубининой. – М. : Центр Нарния, 2007. – 176 с. : ил. – (Тропа Пилигрима). Героиня повести переживает из-за особенностей младшего брата (он инвалид) и проблем в семье. Но однажды, потеряв заблудившегося брата, она понимает, что на самом деле любит его. Дрейпер, Ш. Привет, давай поговорим / Шэрон Дрейпер ; пер. О. Москаленко. – М. : Розовый жираф, 2013. – 288 с. : ил. – (Вот это книга!) История рассказана от лица одиннадцатилетней Мелоди. У нее детский церебральный паралич. Девочка растет в семье, где ее очень любят. Но, к сожалению, сама она не может рассказать родителям о своих чувствах, так как у нее отсутствует речь. Героиня книги передвигается на коляске, но мечтает стать такой же, как все дети. У Мелоди фотографическая память (запоминает все до малейших подробностей), она очень любит музыку, которую представляет в разных цветах и запахах. Девочка умнее всех в школе. Вот только никто об этом не догадывается. Учителя почему-то думают, что она не поддается обучению, и из урока в урок повторяют с ней первые буквы алфавита. Казалось бы, куда проще – объяснить окружающим, сколько всего ты знаешь, что любишь, чего хочешь. Но сделать это трудно, ведь тело совсем тебя не слушается, и простая человеческая речь кажется недоступной роскошью. Книга учит читателей относится к особенным людям с уважением и пониманием. Паласио, Р. Дж. Чудо / Р. Дж. Паласио ; пер. А. Красниковой. – М. : Розовый жираф, 2017. – 432 с. : ил. – (Вот это книга!) Американка Р. Дж. Паласио более двадцати лет была графическим дизайнером, разработчиком обложек для книг. «Чудо» – это ее первое произведение. Главный герой книги – пятиклассник Август Пуллман. С одной стороны, он такой же, как и другие мальчишки его возраста, а с другой – он особенный. Август никогда не ходил в обычную школу – с первого класса с ним дома занималась мама, ведь мальчик перенес 27 операций. Из-за очень редкой, но иногда встречающейся, генетической ошибки у Августа нет лица. У него есть глаза и нос, рот и уши. Но все это перемешано на его лице так, что не сразу и разберешь. С детства мальчик привык, что люди, бросив на него взгляд, быстро отворачивались, а то и удирали со всех ног. И вот Август в первый раз приходит в школу к обычным детям... Автор книги рассказывает о том, как любить «не такого» ребенка. Петросян, М. Дом, в котором... / Мариам Петросян. – М. : Livebook, 2014. – 960 с. : ил. Автор писала эту книгу около 10 лет. На окраине города, среди стандартных новостроек, стоит Серый Дом, в котором живут Сфинкс, Слепой, Лорд, Табаки, Македонский, Черный и другие. Неизвестно, действительно ли Лорд происходит из благородного рода драконов, но вот Слепой на самом деле слеп, а Сфинкс – мудр. Табаки вовсе не шакал, хотя любит поживиться чужим добром. Дом – это интернат для детей, от которых отказались родители. Здесь у каждого воспитанника есть своя кличка. Дом хранит уйму тайн, которые читатель узнает, прочитав книгу. |