30 января 2017 года ивановскому поэту Геннадию Викторовичу Серебрякову исполнилось бы 80 лет, этой дате посвящается выставка, подготовленная в зале «Краеведение». К сожалению, талантливый литератор не дожил и до 60 лет… Поэт был очень обаятельным человеком, современники сравнивали его с Юрием Гагариным. Геннадий Гусев, один из авторов воспоминаний о поэте, в книге «Между прошлым и будущим» (которая увидела свет только после смерти Геннадия Викторовича), писал: «Ты, Гена, был очень похож на Гагарина, глубоко сродни ему: такой же светлый, открытый, располагающий, такая же покоряющая, беззащитно добрая, истинно «гагаринская» улыбка». Иначе и быть не могло, ведь род Серебряковых происходит из села Палеха, и «судьбу его словно осветили яркие, радостные краски народной живописи и снежный свет выкованных предками серебряных окладов». Из живописных окрестностей Палеха берет свое начало и поэтическое творчество Серебрякова. Своей малой родине, характерам мастеров-живописцев, он посвятил поэму «Солнечные кони» (это издание представлено на выставке).
Отец поэта, сын потомственного богомаза, был красным командиром, бойцом Чапаевской дивизии. В один из обычных для семьи военнослужащих переездов, 30 января 1937 года, прямо в пути в Казахском городе Акмолинске и родился будущий поэт. Мальчик рос и приобщался к нелегкому крестьянскому труду в деревне. Судьба Геннадия Серебрякова во многом схожа с судьбами его сверстников. Школа. Индустриальный техникум. Работа на текстильных фабриках Поволжья. Целина… В своей автобиографии поэт писал: «Снова думаю о чувстве земли и неба, о чувстве Родины, без которого немыслима работа в поэзии, думаю о высокой ответственности перед временем и народом». Г. Серебряков писал и об истории, и о природе, и о любви, и, конечно же, об ивановском крае, где он вырос. Много стихов он посвятил городам нашей области: «Иваново», «На фабричной окраине», «Талка», «Пучеж», «Кинешма», «Ильинское-Хованское»… Нет, не безродными Иванами На белом свете мы живем… Всегда я помню об Иванове, Рабочем городе моем. И снова мне ночами снится Его неброская краса: И небо в васильковом ситце, Дымов фабричных паруса.
За 30 лет литературной деятельности Геннадий Викторович издал более полутора десятков поэтических книг, основные темы которых – героика, гражданственность, патриотизм, «святая к Родине любовь». Многие из них можно увидеть на нашей выставке: «Ситцевая радуга» (1980), «Соловьи на снегу» (1988), «Избранное» (1987), «Полюс радости» (1965), «Дым отечества: книга лирики» (1977), «Полдень: лирика разных лет» (1984) и другие. Г. Серебряков любил жизнь, природу, творчество – все, что доставляло радость жизни. А то, что мешало этой радости, приводило к трагическим, порой невыносимым терзаниям, и в творчестве, и жизни. Он тяжело переживал преобразования перестроечного периода в нашей стране: Ранимо сердце у поэта… А он и сам себя терзал, – Ведь нынче каждая газета Сразить способна наповал. Всходя на новую Голгофу, Он со страною был не врозь: Россия терпит катастрофу, Поэта сердце взорвалось!
Геннадий Серебряков умер от сердечного приступа 15 марта 1996 года на своей даче в подмосковном поселке Семхоз. Он был из тех, кто присягает на верность только один раз и не меняет своих убеждений в зависимости от ситуации. Г.В. Серебрякова в Ивановской области боготворили, но во второй половине 1960-х он уехал покорять поэтический олимп в Москву. За годы жизни в столице он выпустил не менее десятка поэтических сборников, издал роман «Денис Давыдов» (в серии «Жизнь замечательных людей»). Казалось, что Геннадий Викторович ухватил Жар-птицу, но спустя время стало ясно, что все лучшее он создал на родной ивановской земле. О трагической судьбе поэта, о его творчестве написаны статьи и книги, которые представлены в экспозиции, среди них: глава «Жар-птица Геннадия Серебрякова» из книги В.И. Баделина «Земля Иванов»; статья Е. Королевой и А. Кабанова «Единожды присягнувший» (Наша родина – Иваново-Вознесенск. – 2007. – № 3); глава «Он здесь, во Вселенной» из книги В. Сердюка «Судьба писателя»; воспоминания писателя, друга детства поэта, Виталия Бердышева «Горькая утрата» (альманах «Откровение» № 13) и другие. |