1. Волков, С. Олимпиада: финиш - и снова старт / Сергей Волков // Литература - Первое сентября. - 2016. - № 4. - С. 3. Новое в проведении Всероссийской олимпиады школьников по литературе в 2016 году. 2. Архангельский, А. Н. "Хороший учебник литературы, так сказать, бетонирует дно. И помогает учителю держать планку" / Александр Николаевич Архангельский // Литература - Первое сентября. - 2016. - № 4. - С. 4-7. Интервью с Александром Николаевичем Архангельским, литературоведом, литературным критиком, автором школьных учебников издательства "Дрофа", посвящено разработке концепции преподавания русского языка и литературы, школьному литературному канону и новым учебникам. 3. Архангельский, А. Н. Представляем новый учебник : изучаем теорию литературы / Александр Николаевич Архангельский, Татьяна Смирнова // Литература - Первое сентября. - 2016. - № 4. - С. 8-15. Фрагменты из готовящегося к изданию учебника-хрестоматии по литературе для 5 класса посвящены изучению стихосложения. 4. Мурин, Д. Н. "Злой гений" : об одном стихотворении А. С. Пушкина / Дмитрий Николаевич Мурин // Литература - Первое сентября. - 2016. - № 4. - С. 16-19. Есть стихотворения, которые значительны не только в художественной эволюции поэта, но и в его личной жизни. Вокруг них толпятся образы реальных людей, частная жизнь поэта и его окружения становится культурно-историческим фактом. В творчестве А. С. Пушкина одно из таких стихотворений "Демон" - внешние предпосылки и обстоятельства написания связаны с Александром Николаевичем Раевским. 5. Сорокина, Д. "Человек свободен всегда" : о стихотворении А. С. Пушкина "Узник" / Дарья Сорокина // Литература - Первое сентября. - 2016. - № 4. - С. 20-21. Ученица 9 класса со своим школьным учителем провела исследование по стихотворению "Узник" А. С. Пушкина. 6. Шутан, М. И. Концепты русской литературы / Мстислав Исаакович Шутан // Литература - Первое сентября. - 2016. - № 4. - С. 23. О понятии "концепт" и его использовании на уроках русского языка и литературы в школе. 7. Шутан, М. И. Концепт "гармония" / Мстислав Исаакович Шутан // Литература - Первое сентября. - 2016. - № 4. - С. 24-26. Дидактический материал для урока литературы в 10 классе посвящен анализу концепта "гармония" и образу гармонии в литературе. Материал поможет учителю в организации работы с концептом в связи с изучением творчества А. С. Пушкина. 8. Шутан, М. И. Концепт "воля" / Мстислав Исаакович Шутан // Литература - Первое сентября. - 2016. - № 4. - С. 27-29. Дидактический материал для урока литературы в 10 классе посвящен анализу концепта "воля" и образу воли в литературе. Материал поможет учителю в организации работы с концептом в связи с изучением драмы "Гроза" А. Н. Островского. 9. Шутан, М. И. Концепт "любовь" / Мстислав Исаакович Шутан // Литература - Первое сентября. - 2016. - № 4. - С. 30-32. Дидактический материал для урока литературы в 10 классе посвящен анализу концепта "любовь" и образу любви в литературе. Материал поможет учителю в организации работы с концептом в связи с изучением романа "Отцы и дети" А. С. Тургенева. 10. Шутан, М. И. Концепт "теория" / Мстислав Исаакович Шутан // Литература - Первое сентября. - 2016. - № 4. - С. 33-35. Дидактический материал для урока литературы в 10 классе посвящен анализу концепта "теория" в литературе. Материал поможет учителю в организации работы с концептом в связи с изучением романа "Преступление и наказание" Ф. М. Достоевского. 11. Шутан, М. И. Концепт "мир" / Мстислав Исаакович Шутан // Литература - Первое сентября. - 2016. - № 4. - С. 36-38. Дидактический материал для урока литературы в 10 классе посвящен анализу концепта "мир" и образу мира в литературе. Материал поможет учителю в организации работы с концептом в связи с изучением романа "Война и мир" Л. Н. Толстого. 12. Шутан, М. И. Концепт "будущее" / Мстислав Исаакович Шутан // Литература - Первое сентября. - 2016. - № 4. - С. 39-42. Дидактический материал для урока литературы в 10-11 классе посвящен анализу концепта "будущее" и образу будущего в литературе. Материал поможет учителю в организации работы с концептом в связи с изучением творчества А. П. Чехова. 13. Шутан, М. И. Концепт "правда" / Мстислав Исаакович Шутан // Литература - Первое сентября. - 2016. - № 4. - С. 43-46. Дидактический материал для урока литературы в 11 классе посвящен анализу концепта "правда" и образу правды в литературе. Материал поможет учителю в организации работы с концептом в связи с изучением пьесы "На дне" М. Горького. 14. Шутан, М. И. Концепт "роман" / Мстислав Исаакович Шутан // Литература - Первое сентября. - 2016. - № 4. - С. 47-49. Дидактический материал для урока литературы в 11 классе посвящен анализу концепта "роман" в литературе. Материал поможет учителю в организации работы с концептом в связи с изучением романа "Мастер и Маргарита" М. А. Булгакова. 15. Шутан, М. И. Концепт "жизнь" / Мстислав Исаакович Шутан // Литература - Первое сентября. - 2016. - № 4. - С. 50-53. Дидактический материал для урока литературы в 11 классе посвящен анализу концепта "жизнь" в литературе. Материал поможет учителю в организации работы с концептом в связи с изучением творчества Б. Л. Пастернака. 16. Электронные учебники - каждому ученику! // Литература - Первое сентября. - 2016. - № 4. - С. 54. О проекте "Оказание услуги по обеспечению доступа обучающихся общеобразовательных организаций Московской области к электронным учебникам и электронным приложениям к учебникам" и преимуществах электронных учебников. 17. Каганович, С. Л. "Переводчик в прозе - раб, переводчик в поэзии - соперник" / Софья Львовна Каганович // Литература - Первое сентября. - 2016. - № 4. - С. 55-61. Сопоставление русского перевода того или иного иностранного текста с оригиналом или хотя бы с подстрочником позволяет не только расширить литературный кругозор ученика, но и поговорить о законах и загадках интерпретации как таковой. В статье анализируются несколько переводов одного рубаи персидского поэта Омара Хайяма. 18. Степанова, М. "Книги мне дали больше, чем люди..." / Марина Степанова // Литература - Первое сентября. - 2016. - № 4. - С. 62-63. Подборка высказываний М. Цветаевой о литературе, искусстве и творчестве, снабженных вопросами, может стать отправной точкой для организации обсуждений и письменных работ старшеклассников на уроках литературы.
|