Главное меню
Архив новостей
О библиотеке
Документы
Отделы
Электронный каталог
Выбирай и Читай!
Краеведение
Конкурсы
Выставки
Большое чтение
Проекты
Для коллег
Спроси библиотекаря
Информ-страничка
О сайте
Контакты





"Мир русской усадьбы"

выставка Мир русской усадьбыКнижно-иллюстративная выставка "Мир русской усадьбы", открытая в рамках проекта "Вернисаж", расскажет читателям о знаменитых русским усадьбах, ставших центрами культурной жизни России XIX - начала XX в.

На выставке представлены книжные и иллюстративные материалы, знакомящие с интересной творческой жизнью, которая кипела в поместьях Абрамцево (Подмосковье), Талашкино (Смоленская область), Приютино (окрестности Санкт-Петербурга), Студеные Ключи (Ивановская область) и других.

В. Поленов. Бабушкин садЯ люблю этот ветхо-богатый,
Опустелый помещичий дом,
Окруженный гирляндою статуй,
Обрамленный зеленым прудом

Я люблю это таинство рода,
Дух семьи, продолжающий жить,
Заставляющий сердце народа
С красотою былого дружить.
С. Копыткин

Мир русской дворянской усадьбы был воспет классиками русской литературы: Гоголем в "Мертвых душах" - с улыбкой, Тургеневым в "Дворянском гнезде" - с любовью, Чеховым в "Вишневом саде" - с ностальгической грустью.

АхтыркаУсадьба, как гласит словарь Даля, - "господский дом на селе со всеми ухожами, садом, огородом и прочим". Понятие это утвердилось в русском языке и в жизни только в XVIII столетии. А до этого говорили: поместье, что означало пожизненное владение землей с крестьянами, которыми царь награждал бояр и дворян за воинскую или государственную службу.

Поначалу поместья или усадьбы могли быть и сельскими, и городскими, в зависимости от того, где была пожалована земля. В состав классической барской усадьбы обычно входили главный дом для господ, жилье для слуг, управляющего и всякие хозяйственные постройки. Вокруг всего этого разбивали парк для прогулок, сажали сад, ягодники и устраивали пруды, прокладывались аллеи, строили беседки, гроты. Ж.Э. Свебх. Прогулка в парке (Пехра Яковлевское)В крупных усадьбах нередко строилась церковь.

Русская дворянская усадьба - это не просто жилой дом и хозяйство помещика, но и интереснейший художественный комплекс. Многие поместья, как, например, Абрамцево, Талашкино, Приютино, Студеные Ключи и другие, внесли весомый вклад в русскую художественную культуру.
Прежде всего, они являются великолепными архитектурными памятниками своего времени.
Ряд усадеб, принадлежавших известным меценатам, просвещенным и талантливым людям получил известность как важные центры культурной жизни России.

В этих усадьбах их владельцами были собраны великолепные коллекции произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

Меценаты помогали молодым талантливым художникам, музыкантам, артистам. Их городские дома, а чаще загородные имения становятся местом встреч выдающихся людей того времени. Здесь ведутся беседы, споры о путях развития русской культуры, обсуждаются музыкальные, театральные, литературные новинки, звучит музыка, рождаются произведения искусства...

Абрамцево

АБРАМЦЕВО

Сергей Тимофеевич АксаковС усадьбой Абрамцево связано немало интересных страниц в истории русской культуры. Ее владельцами были Сергей Тимофеевич Аксаков и Савва Иванович Мамонтов.

На протяжении многих лет Абрамцево являлось одним из очагов общественной и культурной жизни России, местом встреч, оживленных бесед и споров выдающихся людей того времени.

В гостях у Аксаковых бывали И.С. Тургенев, Н.В. Гоголь, Ф.И. Тютчев, М.Н. Загоскин, М.С. Щепкин, Т.Н. Грановский, братья И.В. и П.В. Киреевские, С.П. Шевырев, М.П. Погодин.

Весь культурный быт аксаковской усадьбы оказался обращенным к литературно-общественным интересам эпохи, он был сосредоточен вокруг них - и распорядком дня С.Т. Аксакова, и составом его гостей, и характером застольных разговоров, и атмосферой вечерних досугов.

Портрет С.И. Мамонтова. 1880. Художник И. РепинНизовский, А. Самые знаменитые усадьбы России. -
М.: Вече, 2003. - С. 8.

В.В. Стасов писал: "С конца 70-х и в начале 80-х годов дом С.И. Мамонтова, зимой - в Москве, летом - в селе Абрамцеве близ Москвы... сделался центром, где значительнейшие русские художники находили себе необыкновенно отрадный, полезный и приятный приют... Дружеские собрания, художественные беседы, чтения книг и журнальных статей, интересовавших всех членов этого молодого талантливого общества, все настраивало новых художников на творения важные и оригинальные, все их устремляло вперед и окружало их атмосферою самою счастливою".

Низовский, А. Самые знаменитые усадьбы России. -
М.: Вече, 2003. - С. 11.

Приютино

ПРИЮТИНО

Есть дача за Невой,
Верст двадцать от столицы,
У Выборгской границы,
Близ Парголы крутой;
Есть дача или мыза,
Приют для добрых душ,
Где добрая Элиза
И с ней почтенный муж,
С открытою душою
В свой маленький приют
Друзей из Петрограда
На праздник сельский ждут...

Так писал о Приютине К.Н. Батюшков. Усадьба принадлежала семейству Олениных, которые славились гостеприимством и радушием.

Алексей Николаевич Оленин

Ф.Г. Солнцев. Гостиная в доме Олениных в Приютине. 1834 г.

Алексей Николаевич Оленин

Ф.Г. Солнцев. Гостиная в доме Олениных в Приютине. 1834 г.

Один из современников вспоминал: "В городском доме Олениных или в подгородней даче Приютино почти ежедневно встречалось несколько литераторов и художников русских. Предметы литературы и искусств занимали и оживляли разговор... Сюда обыкновенно привозились все литературные новости: вновь появлявшиеся стихотворения, известия о театрах, о книгах, о картинах, - словом, все, что могло питать любопытство людей, более или менее движимых любовью к просвещению". В Приютине бывали поэты - Г. Р. Державин, А. С. Пушкин, К. Н. Батюшков, А. С. Грибоедов, А. Мицкевич, Н. И. Гнедич, историк Н. М. Карамзин, баснописец И. А. Крылов, драматург В. А. Озеров, композиторы М.И. Глинка и А.А. Алябьев.

Низовский, А. Самые знаменитые усадьбы России. -
М.: Вече, 2003. - С. 189-194.

Студеные Ключи. Из собрания Валерия Барсукова

СТУДЕНЫЕ КЛЮЧИ

На живописном берегу Волги в Заволжском районе Ивановской области располагалось имение Студеные Ключи крупного сахарозаводчика, землевладельца, пароходовладельца Николая Павловича Рузского. Интересно, что дворяне Рузские принадлежали к одной из ветвей рода Лермонтовых.

Студеные Ключи до революции были одним из культурных центров Кинешемского края. Николай Павлович Рузский был большим любителем искусства. Среди его друзей было много музыкантов, в т.ч. С.С. Прокофьев, С.В. Рахманинов, много художников. Николай Павлович играл на виолончели. Вторая баллада для виолончели Прокофьева была посвящена ему и им же была первым исполнена.

Будучи знатоком и ценителем искусства, Николай Павлович собрал в Студеных Ключах удивительную коллекцию живописи, фарфора, вышивок, предметов декоративно-прикладного искусства.

Н.П. Рузский старался приобщить к культуре, знаниям и крестьян. В 1917 он на свои средства закончил строительство Дома просвещения в ближайшем селе Воздвиженье, собирал для этого дом библиотеку. На Рождество в усадьбе устраивались елки для крестьянских детей.

В 1918 г. Николай Павлович уезжает за границу и умирает в Париже в 1927 г. В Студеных Ключах Рузский оставил свою чудесную коллекцию.

В 1919 году художественные ценности из усадьбы были переданы в государственные музеи Кинешмы, Иваново-Вознесенска.

В колыбели у Волги: Прошлое и настоящее Кинешемского района /
сост. И.П. Антонов. - Иваново: Ивановская газета, 1999. - С. 50-51.

Талашкино

ТАЛАШКИНО

Мария Клавдиевна ТенишеваТалашкино известно почти так же широко, как Абрамцево. Там - Савва Мамонтов, здесь - княгиня Мария Клавдиевна Тенишева. Именно благодаря ей Талашкино стало художественным центром, известным всей России.

Вячеслав Николаевич Тенишев подарил жене ко дню рождения Талашкино, выкупив его у Е.К. Святополк-Четвертинской. Новые хозяева не стали перестраивать деревянный одноэтажный барский дом, а только заполнили его картинами, акварелями, скульптурой, майоликой. Появился здесь и театр, перестроенный из старого флигеля. А самое главное, были открыты художественные мастерские: вышивальная, резная, гончарная, эмальерная.

В 1894 году Тенишевы приобрели рядом с Талашкиным хутор Фленово для организации сельскохозяйственной школы. Довольно быстро были построены здания школы, библиотеки, столовой, спален, пчеловодческого музея, метеостанции, дома учителей. Рядом на холме был возведен храм Святого Духа.

Талашкино собрало под своей сенью много талантливых людей. Здесь в разное время жили и работали живописцы С. В. Малютин, М. А. Врубель, Николай Рерих, Александр и Альберт Бенуа, М. В. Нестеров, К. А. Коровин, И. Е. Репин, скульптор П. П. Трубецкой, композиторы А. А. Андреев и И. Ф. Стравинский.

Низовский, А. Самые знаменитые усадьбы России. -
М.: Вече, 2003. - С. 285-289.

Щелыково

ЩЕЛЫКОВО

Усадьба Щелыково - музей-заповедник А. Н. Островского. В Щелыкове редко бывали дни, когда там жила только семья драматурга. А. Н. Островский настойчиво приглашал друзей в гости, и они охотно откликались на эти приглашения. Чаще других гостили актеры Малого и Александринского театров: Федор Алексеевич Бурдин, Михаил Провыч Садовский, Николай Игнатьевич Музиль. Приезжали писатели: Е.Э. Дриянский, С.В. Максимов, И.Ф. Горбунов; друзья семьи - Н.А. Дубровский, Н.А. Кропачев, драматург Н.Я. Соловьев - соавтор А.Н. Островского по нескольким пьесам и многие другие. Иногда гости приезжали с семьями. Всем находилось место. Усадебный дом в Щелыкове был небольшим, деревянным. В конце 1860-х годов Александр Николаевич построил рядом с ним деревянный флигель с мезонином - "гостевой дом". Нижний этаж предназначался для гостей, в мезонине была устроена библиотека.

Портрет А.Н. ОстровскогоАлександр Николаевич не только был хлебосольным хозяином, но и прекрасным рассказчиком разных историй из жизни, дорожных встреч и приключений, своих разговоров с крестьянами с употребление всех местных словечек и особого колорита речи каждого из персонажей передаваемых сцен.

В усадьбе всегда звучала музыка. Мария Васильевн, жена драматурга прекрасно играла на фортепиано, пела русские песни и романсы.

Особенно многолюдно было в Щелыкове в дни именин хозяина усадьбы и членов его семьи. Парк украшался цветными фонарями. Освещённая усадьба в лесном мраке казалась сказочной. В эти дни часто устраивали домашние спектакли. "Выступали гости, - рассказывал крестьянин И.И. Соболев, а на ролях попроще - парни и девушки из деревни и прислуга... Александр Николаевич, бывало, сидит впереди в кресле, смотрит, как играют, и что-то записывает в книжечку".

Низовский, А. Самые знаменитые усадьбы России. -
М.: Вече, 2003. - С.292-295

 
Rambler's Top100 Цитируемость ресурса Рейтинг@Mail.ru Портал Library.Ru 1-я Виртуальная справка

Ивановская областная библиотека для детей и юношества © 2007-2019
Яндекс.Метрика