Главное меню
Архив новостей
О библиотеке
Документы
Отделы
Электронный каталог
Выбирай и Читай!
Краеведение
Конкурсы
Выставки
Большое чтение
Проекты
Для коллег
Спроси библиотекаря
Информ-страничка
О сайте
Контакты





"Полет Жар-птицы: "Русские сезоны" С.П. Дягилева в Париже"

Выставка Полет Жар-птицы"Я берусь показать им
настоящую Россию"
С.П. Дягилев

"Нужно во что бы то ни стало
показывать миру прекрасные спектакли..."
С.П. Дягилев

Книжно-иллюстративная выставка «Полет Жар-птицы» посвящена 100-летию открытия «Русских сезонов» в Париже, познакомивших западного зрителя с достижениями русского искусства, и творческой деятельности Сергея Павловича Дягилева – выдающегося театрального деятеля, пропагандиста русского искусства, устроителя выставок, искусствоведа, издателя.

Жизнь и творчество С.П. Дягилева

"Чудесен творческий подвиг Дягилева, открывший миру новые земли Красоты, вечно  не умирающее его дело, ибо оно вошло в плоть и кровь всего современного искусства и через него будет передано будущему искусству и Вечности. Дягилев - вечен, Дягилев - чудо". Серж Лифарь

"Когда я хочу представить себе первые шаги Дягилева, то рисую в своем воображении красавца Геркулеса, еще в колыбели совершающего удивительные подвиги... Уже в молодости Дягилеву было присуще редкостное чувство прекрасного, которое, безусловно, является признаком гения. Он умел отличить в искусстве истину преходящую от истины вечной". Т. Карсавина

Он покорил Париж...

Сергей Павлович ДягилевСергей Павлович Дягилев. Театральный деятель, искусствовед, пропагандист русского искусства за рубежом.

Он родился в Новгородской губернии 19 (31) марта 1872 года в дворянской семье генерал-майора царской армии.

В детстве учился игре на фортепиано и композиции, занимался пением со знаменитым итальянским баритоном А. Котонъи.

Закончил Санкт-Петербургский университет (факультет права), одновременно учился в классе композиции Н.А. Римского-Корсакова в Петербургской консерватории.

В университете вместе с друзьями Александром Бенуа и Львом Бакстом организовал неформальный кружок, где обсуждались вопросы искусства.
А теперь обо всем этом подробнее.

Дягилев - издатель (1899-1904)

П.П. Дягилев с сыном Сережей. 1874 г.В конце 1890-х стал одним из создателей художественного объединения "Мир искусства" и редактором (совместно с А.Н. Бенуа) одноименного журнала (1898/99-1904), где публиковал новейшие произведения иностранных писателей и художников, давал отчеты о выставках, о новых течениях в театре и музыке, изобразительном искусстве. И сам писал статьи и рецензии о спектаклях, выставках, книгах.

Параллельно с журналом издавал книги по истории русского искусства: Альбом литографий русских художников (1900), И. Левитан (1901), первый том Русской живописи в XVIII в., посвященный произведениям Д. Левицкого (1903), награжден Уваровской премией Академией наук.

Е.Н. Евреинова и П.П. Дягилев, 1871 г.В 1899-1901 годах был редактором "Ежегодника императорских театров", который превратил из казенного официального вестника в интересный художественный журнал.

Дягилев - устроитель выставок (1899-1906)

С 1899 года организовал выставки картин художников круга "Мира искусства" в Европе. Устроил выставку русских исторических портретов в Таврическом дворце в Петербурге (1905), в 1906 организовал в Париже выставку, посвященную русской живописи и скульптуре за два столетия, включая произведения иконописи.


Дягилев - театральный деятель и антрепренер (1899-1929)

Сергей ДягилевВ 1899 руководил на сцене Мариинского театра постановкой балета Л. Делиба "Сильвия", которая закончилась неудачей.

Пытаясь обновить сценографию балета, в 1901 году был уволен за подрыв академических традиций.

С 1907 организовывал ежегодные выступления русских музыкантов - "Русские сезоны за границей": первым стал сезон "Исторических русских концертов", в которых выступили Н.А. Римский-Корсаков, С.В. Рахманинов, А.К. Глазунов, Ф.И. Шаляпин совместно с артистами и хором Большого театра, дирижировал Артур Никиш, непревзойденный интерпретатор Чайковского. С этих концертов началась мировая слава Шаляпина.

Неслыханный успех подвигнул Дягилева на подготовку другого сезона - русской оперы. Создал комитет под председательством С.И. Танеева и в 1908 году представил в Париже шедевры русской музыки: оперу "Борис Годунов" с участием Ф.И. Шаляпина, в декорациях А.Я. Головина, сцены из опер: "Руслан и Людмила" М.И. Глинки, "Ночь перед Рождеством", "Снегурочка", Садко" и "Сказка о царе Салтане" Н.А. Римского-Корсакова.

В Петербурге приступил к подготовке третьего балетного сезона. В комитет по подготовке вошли. хореограф М.М. Фокин, художники А.Н. Бенуа, Л.С. Бакст, В.А. Серов, балетный критик В.Я. Светлов, чиновник императорского двора В.Ф. Нувель, большой знаток балета статский советник, генерал Н.М. Безобразов.. Комитет работал под патронажем великого князя Владимира Александровича, президента Российской академии художеств. Был утвержден репертуар из балетов М.М. Фокина ("Шехерезада" Н.А. Римского-Корсакова, "Клеопатра" А.С. Аренского, "Павильон Армиды" Н.Н. Черепнина, сцены "Половецких плясок" из оперы А.П. Бородина "Князь Игорь").

С помощью М.Ф. Кшесинской получил субсидию и создал труппу из балетной молодежи, интересовавшейся хореографией М.М. Фокина.

В нее входили: А.П. Павлова, Т.П. Карсавина, А.Р. Больм, A.M. Монахов, В.Ф. Нижинский, из Москвы были приглашены В.А. Коралли, Е.В. Гельцер, М.М. Мордкин. Но ссора с могущественной Кшесинской и смерть Владимира Александровича осложнили подготовку. Нужно было обладать большими организаторскими способностями, чтобы возродить сезон; он нашел новых покровителей, французских меценаток Мисию Серт, графиню де Грюффиль и др.

Оперно-балетный сезон 1909 года все же состоялся и длился два месяца. Русский балет очаровал всех оригинальностью хореографии, высоким уровнем исполнительского мастерства танцем кордебалета, блестящей живописью декораций, эффектными костюмами. Каждый спектакль представлял собой изумительное по красоте и совершенству единое художественное целое Открытием Дягилева стал Нижинский, огромный успех снискали Павлова и Карсавина, сразу же получившие предложения от ведущих театров мира.

Пермский театр оперы и балета, где проходят С 1909 года дягилевские сезоны стали ежегодными и получили название "Русских сезонов за границей". До 1913 они были чисто балетными, с уходом Фокина, Нижинского, Павловой вновь стали оперно-балетными. Поставлены оперы М.П. Мусоргского "Борис  Годунов", "Хованщина", Н.A. Римского-Корсакова "Псковитянка" и др.

Примером удачного объединения оперы и балета стала опера Римского-Корсакова "Золотой петушок" (1914), куда 5ыли включены балетные сцены постановке М. Фокина.

С 1910 года труппа приобретает интернациональный характер, в нее вливаются известные в будущем танцовщики Патрик Кей (Антон Долин), Элис Маркс (Алисия Маркова), Идрис Станнус (Нинет де Валуа), Мари Рамбер и др. В 1911 году сформировал собственную труппу, получившую название "Русский балет Сергея Дягилева", которая гастролировала в Лондоне, Риме, Милане, Мадриде, Барселоне, Лозанне, Берлине, городах Америки.

Сергей Дягилев и Игорь СтравинскийПосле начала Первой мировой войны в 1914 году переводит антрепризу в Нью Йорк. В 1917 году труппа распалась, т.к.. большая ее часть осталась в США. Дягилев возвращается в Европу и создает новую труппу, которая существовала до 1929 года. За годы работы труппа поставила более 20 балетов, в том числе  8 балетов И.Ф. Стравинского, открыв его музыку западной публике, способствовала возрождению балета в Европе, где он существовал на подмостках мюзик-холлов, и Америке, где классического балета не было.

Новаторское по характеру оформление балетных и оперных спектаклей, выполненное А.Н. Бенуа, Л.С. Бакстом, А.Я. Головиным, Н.К. Рерихом, Н.С. Гончаровой и др. художниками, оказало огромное влияние на дальнейшее развитие мировой сценографии. Успех "Русского балета" удерживался на завидном уровне в течение многих лет. Режиссер труппы С.Л. Григорьев писал: "Завоевать Париж трудно. Удерживать влияние на протяжении двадцати сезонов - подвиг".

Дягилев - импресарио (1906-1929)

С.П. ДягилевДягилев прошел путь от финансовой неразберихи сезона 1909 года до формирования стабильной независимой труппы, вошедшей в историю театра. В умении совмещать искусство с предпринимательством заключался творческий гений Дягилева, его дар импресарио.

Большинство танцовщиков его труппы являлись детьми старшего поколения артистов Большого и Мариинского театров. Зарплаты в императорских театрах были низкими, но оставаться артистом императорского театра было престижно. Чтобы привлечь высокопрофессиональных артистов, Дягилев ввел систему не просто высоких, а звездных гонораров, особенно когда речь шла о таких артистах, как Шаляпин, Павлова, Карсавина. Платить большие гонорары было необходимо и из-за конкуренции с коммерческими театрами и мюзик-холлами, которые охотились на артистов балета из России. Он также приглашал танцовщиков из частной московской студии Л. Нелидовой, из санкт-петербургской студии Е. Соколовой, из лондонских театральных школ, из Варшавского театра "Виелки". Дягилев предлагал своим танцовщикам годовой контракт с обеспечением отпуска и репетиционного периода.

Антрепренер, музыкальный критик и пропагандист русской музыки Габриэль Астрюк стал продюсером сезона 1907 года. Он помог справиться и со сложностями сезона 1909-го, который стал артистическим триумфом, но и финансовым бедствием одновременно, т.к. кассовые сборы, несмотря на помощь русских меценатов С.И. Морозова, М.А. Калашниковой, Н. Безобразова, В. Дандре не смогли покрыть разницу между доходами и расходами. В 1911 году Астрюк вел административные дела антрепризы. В 1913-м, став директором Театра Елисейских полей, пригласил туда "Русский балет".

Он помог Дягилеву заключить контракт с директором оперного театра в Монте Карло Раулем Гинцбургом. По условиям контракта Дягилев продал Гинцбургу костюмы своей труппы, благодаря чему последний смог поставить свою версию "Ивана Грозного" ("Псковитянки" Н.А. Римского-Корсакова). Эта сделка спасла Дягилева от банкротства.

В 1926 году таким же образом он поступит с занавесом П. Пикассо к балету М. де Фальи "Треуголка", и его же фигурными изображениями к балету "Квадро фламенко", чтобы найти деньги на постановку "Ромео и Джульетты" К. Ламберта.

Позже барон Дмитрий Ганзбург, владелец банка, инвестировал большую сумму в сезон 1909 года, к 1913-му стал основным кредитором Дягилева и содиректором труппы. Лондонские гастроли сезона 1913-1914 годов субсидировали отец и сын Бичемы. Фабрикант Джозеф Бичем был инициатором гастролей. Его сын, дирижер Томас Бичем, впоследствии директор "Ковент-Гарден", работал у Дягилева с 1911 года. Они же помогли Дягилеву, когда один из английских меценатов, лорд В. Ротемир, отказался от своих обещаний. За сезон 1914 года долг Дягилева стал самым большим за всю его профессиональную карьеру, что привело к объединению антрепризы с организацией Бичема и образованию "Оперных сезонов господина Томаса Бичема".

Гибкость финансовой политики Дягилева стала залогом успешной работы труппы в течение многих лет. Феномен успеха Дягилевской антрепризы способствовал развитию музыкального искусства, росту финансовых вливаний в него.

Дягилев - архивист и коллекционер

Сергей ДягилевВ 1927 году Дягилев увлекся организацией книжного дела и созданием крупнейшего русского книгохранилища в Европе. Собрал автографы М. Лермонтова, В. Жуковского, М. Глинки, 11 писем А. Пушкина, больше 2 тысяч редких книг, включая уникальные издания. По свидетельству С. Лифаря, он планировал разделить труппу на две: малую, экспериментальную, и большую, основную, которая давала бы средства для содержания малой труппы и коллекционирования. Но он не успел завершить свой последний проект.

Умер Дягилев в зените славы. На отдыхе в Венеции с ним случился удар, вызванный обострением диабета, и 19 августа 1929 года великого импресарио не стало. Его похоронили рядом с могилой Стравинского в Венеции на острове-кладбище Сен-Мишель.

Он покорил Париж // Поем, танцуем и рисуем. - 2008. - №10. - С.58-66.


История организации русских сезонов

"... Время... и  место... были выбраны удивительно удачно: эта поздняя весна русско-французской дружбы была ознаменована повышенным горячим интересом французов ко всему русскому, и усилия обоих правительств - русского и французского - были направлены к тому, чтобы закрепить эту дружбу ... ничто так не сближало Россию и Францию, как самая могущественная сфера - искусство, говорящее непосредственно всем понятным языком". Серж Лифарь

Афиша Русских сезонов С.П. Дягилева в Париже

А. Бенуа. Эскиз декорации к балету Петрушка на музыку И. Стравинского. 1911 г.

Т. Карсавина в роли Жар-птицы в балете Жар-птица на музыку И. Стравинского. 1912 г.

Афиша "Русских сезонов" С.П. Дягилева в Париже

А. Бенуа. Эскиз декорации к балету «Петрушка» на музыку И. Стравинского. 1911 г.

Т. Карсавина в роли Жар-птицы в балете «Жар-птица» на музыку И. Стравинского. 1912 г.

Л. Бакст. Эскиз костюма Вакханки к  балету Нарцисс на музыку Н. Черепнина. 1911 г.

А. Бенуа. Эскиз гобелена 1-й картины к балету Павильон Армиды  на музыку Н. Черепнина. 1909 г.

А. Головин. Портрет Ф.И. Шаляпина в роли Бориса Годунова

Л. Бакст. Эскиз костюма Вакханки к  балету «Нарцисс» на музыку Н. Черепнина. 1911 г.

А. Бенуа. Эскиз гобелена 1-й картины к балету «Павильон Армиды»  на музыку Н. Черепнина. 1909 г.

А. Головин. Портрет Ф.И. Шаляпина в роли Бориса Годунова. Темпера. 1912. Русский музей

"Событие, внезапность, шквал, что-то вроде землетрясения". Луи Жиллэ


Дягилевская выставка

"Это верный образ сегодняшней  художественной России, ее искреннего одушевления, ее почтительного восхищения перед прошлым и ее горячей веры в будущее". С.П. Дягилев

Лев Бакст: альбом

Константин Андреевич Сомов: альбом

Мстислав Добужинский: альбом

Николай Рерих: альбом

Лев Бакст: альбом / сост. С.В. Голынец. - М.: Изобр. искусство, 1992. - 239 с.: ил.

Константин Андреевич Сомов: альбом / сост. А.П. Гусарова. - М.: Искусство, 1973. - 47 с.: ил.

Мстислав Добужинский: альбом / сост.  Гусарова. - М.: Белый город, 2001. - 47 с.: ил.

Николай Рерих: альбом / сост. В. Володарский. - М.: Белый город, 2002. - 47 с.: ил.

Русский балет Дягилева

"Русский балет Дягилева", выросший в залах и на площадях Европы, по-прежнему принадлежит русской культуре. Начало деятельности "Русского балета Дягилева" - это Серебряный век, его поиски, его стилистика в самом широком смысле. 1920-е годы - это русский авангард  с его изломами, предчувствиями и совершенно новым художественным языком.  Долгие десятилетия "Русский балет Дягилева" оставался источником идей и новаций для европейского и мирового балета. Остается им и сегодня.

Иллюстрации к балету Жар-птица

Иллюстрации к балету Жар-птица

Иллюстрации к балету Жар-птица

Иллюстрации к балету Жар-птица

Иллюстрации к балету Жар-птица

Иллюстрации к балету Жар-птица

Иллюстрации к балету "Жар-птица"

Красовская, В.М. История русского балета

Лифарь, С. Страдные годы с Дягилевым: воспоминания

Васильев, А. История моды: вып. 2

Красовская, В.М. История русского балета. - СПб., М., Краснодар: Планета музыки, 2008. - 288 с.: ил.

Лифарь, С. Страдные годы с Дягилевым: воспоминания. - Киев: Муза Лтд, 1994. - 375 с.: ил.

23 Васильев, А. История моды : вып. 2 : костюмы "Русских сезонов" С. Дягилева. - М.: Этерна, 2006. - 64 с.: ил.

Список рекомендуемой литературы

  • Белоцерковская, В. "Русские сезоны С. Дягилева" // Юный художник. - 2001. - № 11. - С. 36-40.
  • Голынец, С.В. "Сергей Дягилев и художественная культура XIX-XX веков". Заметки с выставки // Музей 10: художественные собрания СССР. - М.: Сов. художник, 1989. - С. 174-182.
  • Дудаков, В. Дягилевская выставка в Париже и русское искусство "Серебряного века" //  Творчество. - 1992. - № 1. - С. 57-59.
  • Искусство начала XX века // Искусство. - 1998. - Июнь (№ 27). - С. 2-4.
  • Нестьев, И. Первооткрыватели // Музыкальная жизнь. - 1989. - № 12. - С. 21-22.
  • Хазиева, Д. Русский балет Сергея Дягилева // Искусство. - 2008. - 16-30 сент. (№ 18). - С. 16-17.
 
Rambler's Top100 Цитируемость ресурса Рейтинг@Mail.ru Портал Library.Ru 1-я Виртуальная справка

Ивановская областная библиотека для детей и юношества © 2007-2019
Яндекс.Метрика