Главное меню
Архив новостей
О библиотеке
Документы
Отделы
Электронный каталог
Выбирай и Читай!
Краеведение
Конкурсы
Выставки
Большое чтение
Проекты
Для коллег
Спроси библиотекаря
Информ-страничка
О сайте
Контакты





Выставка «Цветные истории»

выставка Цветныфе истории«Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок» - говорил великий сказочник Ганс Христиан Андерсен. И действительно, цветы сопровождают нас всю жизнь: встречают при рождении, утешают в старости, радует на свадьбе, именинах, приходят в памятные даты. И дома, и на работе, весной и в лютый холод, жарким летом и осенью - цветы необходимы, без их красоты беднее становится жизнь. Когда люди устают от грохота бетонных дорог, от унылого однообразия стен, они выбираются на природу, где их настроение врачуют деревья, птицы, травы, цветы. Цветы открывают перед человеком возможность познать прекрасное, ощутить полноту жизни. Близость к цветам, созерцание их неповторимой, совершенной и тонкой красоты смягчает душу и раскрывает лучше грани человеческого характера.

С цветами довольно тесно связан духовный мир человека, и хоть каждый народ по-своему воспринимает красоту, однако есть красота, которая воспринимается всеми единодушно - красота цветов. Цветы являются неотъемлемыми спутниками человека многие тысячи лет. Существует немало мифов, преданий, легенд разных народов о цветах.

На представленной вашему вниманию выставке вы познакомитесь с книгами, которые расскажут не только о легендах, связанных с цветами, их символикой, но и как флоральные мотивы нашли свое отражение в живописи и декоративно-прикладном искусстве . Отдельный раздел посвящен цветочному этикету.

Ботичелли С. Флора (фрагмент картины Весна)ФЛОРА - БОГИНЯ ЦВЕТОВ

Зефир, Западный ветер, влюбился в прекрасную нимфу Хлориду и похитил её из сказочного сада Гесперид, где росла удивительная яблоня, приносившая золотые плоды. Нимфа согласилась выйти замуж за Зефира и таким образом присоединилась к сонму богов под именем Флоры.

В мифологии римлян было несколько богов и богинь, олицетворяющих растительное царство. Флора считалась богиней цветов, садов и цветения колосьев. Император Тит Таций особо почитал эту богиню. Он воздвиг в ее честь алтарь и учредил особенные праздники - флореалии. которые праздновались с 28 апреля по 3 мая. В эти дни двери домов украшались венками, женщины одевались в разноцветные платья (что в другое время было запрещено), а на алтарь Флоры приносили цветущие колосья.

Со временем про этот праздник забыли и он был восстановлен в 173 году до нашей эры, в связи со страшными неурожаями. Древнейшее изображение этой богини было найдено в ходе раскопок в Геркулануме, городе, как и Помпеи, погибшем от извержения вулкана Везувий в 79 году нашей эры.

Самая известная античная скульптура, изображающая Флору хранится в Капитолийском музее в Риме.

Часто изображали эту богиню художники Сандро Ботичелли, Никола Пуссен. Рембрандт, Этьен Фальконе, Арчимбольдо и многие-многие другие.

Арчимбольдо. Флора

Рембрандт.  Флора

Фальконе Э. Флора

Арчимбольдо. Флора

Рембрандт.  Флора

Фальконе Э. Флора

Пуссен Н. Триумф Флоры

Пуссен Н. Царство Флоры

Пуссен Н. Триумф Флоры

Пуссен Н. Царство Флоры

Литература:

  1. Арчимбольдо / Федерико Дзери ; пер. И. Прусс. - М. : Белый город, 2001. - С. 8-13. - (Сто великих картин).
  2. Боттичелли / сост. Светлана Израилевна Козлова. - М. : Олма-Пресс Образование, 2005. - С. 58-59.- (Галерея гениев).
  3. Данилова, Г.И. Мировая художественная культура. 5-6 классы / Галина Ивановна Данилова. - М. : Дрофа, 2005. - С. 97-100.
  4. Зарецкая, З.В. Фальконе / Зинаида Владимировна Зарецкая. - Л. : Аврора, 1970. - С. 23, 25.
  5. Родом из Рима / Эскиз - 2001. - № 5. - С. 2.



ГОРОД ПО ИМЕНИ «ЦВЕТЫ»

Разные бывают на свете музеи: большие и маленькие, научно-популярные и художественные, всемирно известные и домашние...

Уверены, что все наши читатели уже были или наверняка будут посетителями многих музеев мира. А знаете ли вы, что музеем может быть целый город! К числу таких удивительных по красоте городов-музеев принадлежит Флоренция! Каждая улица, площадь, дом, мост этого итальянского города являются экспонатами этого музея, хранящего атмосферу европейского средневековья и мощной культуры эпохи Возрождения. Кажется, что до наших дней сохранились не только творения великих зодчих, скульпторов, архитекторов, но и сам воздух, дарующий вдохновение! Из всех итальянских городов именно Флоренции было суждено стать центром искусства в XIII-XVI веках. С Флоренцией связано творчество практически всех величайших мастеров Возрождения: Джотто, Ботичелли, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля...

Как свидетельствуют хроники, город был основан в эпоху Цезаря, когда весной 59 года до н.э. здесь состоялось грандиозное празднование «луди флореалес», посвященное богине Флоре. Вероятно, отсюда происходит и название города.

Потрясающей красоты пейзаж открывается с площади Микеланджело на раскинувшийся в долине реки Арно город. Дух захватывает от ощущения сопричастности с прекрасной архитектурой, великолепным природным ландшафтом и важнейшей частью истории мировой культуры.

Литература:

  1. Город по имени «Цветы» // Эскиз. - 2001. - № 5. - С. 12-14.
  2. Кара-Мурза, А.А. Знаменитые русские о Флоренции / Алексей Алексеевич Кара-Мурза. - М. : Независимая Газета, 2001. - 351 с. : ил. - (Omnibus).
  3. Муратов, П.П. Образы Италии / Павел Павлович Муратов. - М. : Республика, 1994. - С. 100-163.
  4. Федорова, Е.В. Знаменитые города Италии : Рим, Флоренция, Венеция : памятники истории и культуры / Елена Васильевна Федорова. - М. : Изд-во МГУ, 1985. - С. 201-258.



ЛЕГЕНДЫ О ЦВЕТАХ

Роза

Врубель М. РозаКак хороши, как свежи были розы
В моем саду! Как взор прельщали мой!
Как я молил осенние морозы
Не трогать их холодною рукой!

Родословная розы уходит в глубокую древность. Самые первые сведения о ней встречаются в древнеиндийских сказаниях, хотя родиной «королевы цветов» считается Персия.

С древности до наших дней с розой связывали любовь, радость, тайну и тишину. По одной из античных легенд, роза покраснела от того, что на ее лепестки упала капля крови с ноги Афродиты, уколовшейся шипом розы во время поисков Адониса. По другой - роза покраснела из-за неосторожности Купидона, уронившего на нее каплю красного вина. С Купидоном связывают происхождение шипов розы. Вдыхая аромат розы, Купидон был ужален пчелой; разгневанный, он выстрелил в розу стрелой, и стрела превратилась в шип.

Во времена христианства святые отцы начинают называть розу «райским цветком» и посвящают ее Богородице. Роза по христианской мифологии воплощает в себе милосердие, всепрощение, божественную любовь, мученичество и победу. Символическое значение у христиан принимают и части розы: ее зелень соотносится с радостью, шипы - с печалью, а сам цветок - со славой.

Нет на свете цветов красивее и благоуханнее роз... Зная это, французы создали театр роз, где ставят пьесы, героями которых являются цветы.

Роза была и остается царицей цветов. Она как бы распространяет дыхание будущего, хотя цветение ее недолговечно. Зная кратковременность жизни розы, древние персы придумали очень мудрую поговорку: «Если ты прошел мимо розы, не ищи ее более...»


Гвоздика

Моне К. Гвоздики и клематисОгневых гвоздик монисты
Под разливами ветров
Рассыпаются, как искры,
В сочной зелени лугов.

Родиной ее являются Молуккские острова. Достоверные сведения о гвоздике садовой, одной из родоначальниц окультуренных современных сортов, относятся лишь к шестнадцатому столетию, когда в Голландии и Франции ее стали разводить для букетов. Какие только способы ни применяли цветоводы для выведения растений необычных окрасок. В девятнадцатом веке одна из парижских цветочниц случайно уронила белую гвоздику в чан с зеленой краской. Цветок позеленел. Случайное открытие оказалось доходным: гвоздики необычайной окраски быстро раскупались по высокой цене, а когда секрет раскрылся, Париж наводнили цветы самых неожиданных расцветок.

Охранным талисманом любви считался этот цветок в Испании. В Бельгии гвоздика считается  символом бедняков. В Англии и Германии долгое время гвоздику считали символом любви и чистоты, о чем рассказывают народные легенды, а также произведения Уильяма Шекспира и Юлиуса Сакса. Гете называл гвоздику олицетворением дружбы и стойкости. Ее воспевали в бессмертных картинах художники Леонардо да Винчи, Рафаэль, Рембрандт, Рубенс и Гойя.


Сирень

Толстой Ф. Ветка сирени и канарейкаСирень лиловая и белая,
Цветет душистая сирень
Сирени гроздья переспелые,
С миндальным запахом весь день.

Древнегреческая легенда повествует: молодой Пан - бог лесов и лугов - однажды повстречал прекрасную лесную нимфу Сирингу - нежную вестницу утренней зари, и так залюбовался ее нежной грацией и красотой, что забыл о своих забавах. Решил Пан заговорить с Сирингой, но та испугалась и убежала. Пан побежал следом, желая ее успокоить, но нимфа неожиданно превратилась в благоухающий куст с нежными лиловыми цветами. Пан неутешно плакал возле куста и с тех пор стал печальным, гуляя по лесным чащам в одиночестве, и всем старался делать добро. А имя Сиринги стало латинским названием сирени.

Родом сирень, по одним преданиям, с Балканского полуострова, по другим - из Малой Азии. Четыреста лет назад привезли ее в Вену, и оттуда она стала быстро распространяться по всей Европе.

А на Руси ее называют еще и синель, от слова «синий».


Флокс

Крамской И. ФлоксыВ переводе с греческого «флокс» означает «пламя», и именно это наименование дано растению в 1737 году Карлом Линнеем за красную окраску цветов у родоначальных форм. Пламенными факелами были они, по преданию, в руках моряков и Одиссея, спускавшихся в подземное царство Аида. За ними тайно следовал бог любви Эрот, который постоянно охранял любовь Одиссея к Пенелопе. Когда спутники выбрались из подземелья и бросили факелы на землю, те проросли и превратились в цветы флоксы в память о смелом Одиссее. Эрот же с факелом не расстался, но, утомленный тяжелым путешествием, неожиданно задремал. Пока он спал, нимфа похитила факел и, чтобы уйти незамеченной, решила погасить его в ближайшем источнике. Но, когда она опустила факел в воду, источник осветился, закипел, и вода его стала целебной.

Теперь немощные люди ходят купаться в целебные воды и возвращают телу молодые силы. Ведь Эрот когда-то запалил факел от горящего взгляда влюбленной девушки, и любовь согрела еду.


Ромашка

Ромашки. Фотограф И. ДергилевПосреди лугов увядших,
Опаленных жарким зноем.
Белокурые ромашки
Поднимаются прибоем.
Белокурые ромашки
Травы красят белой кистью,
И звенит, звенит протяжно
Жаворонок в синей выси.

Эти цветы схожи по форме с зонтиком. И, по легенде, в давние времена они служили зонтиками для маленьких степных гномиков. Мало кто знает о том, что скромная ромашка является прародительницей роскошной хризантемы. Забавно, что родиной этого «русского» цветка является Америка. В 40-х годах XIX века ее как экзотическое растение демонстрировали в Петербургском ботаническом саду. Неброская красота ромашки оказалась настолько мила сердцу русского человека, что через сорок лет ее можно было увидеть в самых разных уголках страны. Как только не называют ромашку - белюшка, лесная марьяша, солнечник, Иванов цвет, невесточка... Ромашка - цветок, благодаря которому девушка могла узнать о своем суженом: любит он ее или нет.


Анютины глазки

Андрияка С. Анютины глазкиАнютины глазки - очень забавные цветы. Они напоминают личико, нарядно разрисованное разными красками.

В Европе их называют незабудками. Поэтому во Франции и Англии этими цветами обрамляли портреты близких людей. Что значило: «помню». Французы их называли «цветами на память», а англичане «сердечным успокоением и сердечной радостью».

Букет анютиных глазок являлся признанием в любви. В Польше жених, уезжая, получал от своей невесты букет анютиных глазок, чтобы не забывал ее. В Англии анютины глазки особенно любимы. Они украшают все сады и парки Лондона.

Говорят, что цветы, напоминающие хитрую кошачью мордочку, повышают настроение.


Ирис

Андрияка С. ИрисыНа грядках туман и сырость.
Зори плавают в дыму.
Из тумана томный ирис
Гордо смотрит в полутьму.

Древние греки называли ирис цветком радуги. Действительно: розовые, лиловые, сиреневые, золотистые, лазоревые, голубовато-черные, они словно осколки радуги, упавшей на землю.

Известно, что в Египте ирис разводили еще в XVI-XV веках до нашей эры. Он считался символом красноречия.

Согласно старинной легенде, первый ирис расцвел несколько миллионов лет назад в субтропическом лесу. Он был так прекрасен, что полюбоваться им собрались не только все звери, птицы и насекомые, но даже вода и ветер. Они-то потом и разнесли семена цветка по всему свету. В честь него получил свое название город Флоренция. Давным-давно на местности, где впоследствии возник этот прекрасный город, селились племена этрусков, особенно почитавших и любивших ирисы.


Пион

Андрияка С. ПионыИздали пионы напоминают розы.

Считается, что название цветка произошло от имени античного божества Пеана, который помогал отвести зло. В его честь древние греки складывали гимны, используя особый стихотворный размер, названный пеаном.

По другой версии, цветок получил свое имя в честь местности в Греции - Пионии.

Есть и легенда о том, что назван этот цветок в честь врача Пеона, который отваром из этих цветов излечил бога Плутона от ран, которые ему нанес Геракл.

В Индии и на Цейлоне пион - символ глупости и гордости. А в Китае и Японии он символизирует любовь и застенчивость. Именно из Японии пион «перебрался» в Сибирь. В конце XVIII века душистый «сибирский» цветок был привезен в Париж. Он стоил огромных денег, но приживался плохо. В Сибири ему, видимо, больше нравилось жить!


Нарцисс

Толстой Ф.  НарциссыЗолотинкой в серебре
Песнь нарцисса в хрустале.
Свежая-пресвежая, нежная-пренежная.
Над цветком наклонишься,
Нежностью наполнишься.

Нельзя быть равнодушным при виде стройного и грациозного нарцисса. Однако большой букет этих цветов в комнате ставить опасно, он способен вызвать головокружение. Недаром название цветка произошло от греческого слова «наркао», то есть «одурманивающий».

Лучистый, нежно-белый цветок нарцисса всегда немного склонен набок, и когда растет у водоема, сознается впечатление, что нарцисс любуется своим отражением. В аре вне греческой легенде красивый молодой «ноша Нарцисс жестоко отверг любовь нимфы. Нимфа от безнадежной страсти иссохла и превратилась в эхо, но перец смертью произнесла проклятие:»Пусть не ответит Нарциссу взаимностью тот, кого он полюбит». В жаркий полдень молодой Нарцисс наклонился попить воды из ручья, и в его светлых струях увидел свое отражение. Никогда раньте не встречал он такой красоты, он потерял покой, влюбился в самого себя. Каждое утро он приходил к ручью, погружал свои руки в воду, чтобы обнять того, кого видел там, он перестал есть, не а силах был отойти от ручья и таял, пока не исчез бесследно. Я на земле, где его видели последний раз, вырос душистый белый цветок.


Лилия

На лужайке розы стылые
Не шелохнется вода.
Белый цвет роняет лилия
На задумчивость пруда.

Лилия получила свое название от древнегалльского слова «ли-ли», что означает «белый-белый».

Первые её изображения встречаются начиная с 1750 годя до нашей эры на критских вазах, у древних египтян, греков, римлян. По древнегреческой легенде, фиванская царица Алкмена тайно родила от Зевса мальчика Геракла, но боясь наказания жены Зевса, Гера, спрятала новорожденного в кустах. Однако Гера случайно обнаружила малыша и решила накормить его грудью. Но маленький Геракл почувствовал в Гере врага и оттолкнул её. Молоко брызнуло на небо, отчего образовался Млечный путь, а капли, что упали на земля, превратились в лилии. Древние греки, приписывая цветку божественное происхождение, считали его символом надежды.

По библейской же легенде, лилия выросла из слез Евы, изгнанной из рая. По легендам других народов - появляются лилии на могилах невинно осужденных людей.

На Руси белая лилия считалась символом непорочности и чистоты, поэтому их часто дарили невестам.


Тюльпан

Галле Э. Бокал в виде тюльпанаНе радужное марево туманов,
Не золотые выплески зари.
Колышется симфония тюль панов
Возвышенной мелодией земли.

Когда зацветают тюльпаны, земля радуется, и от избытка счастья каждому встречному протягивает разноцветные бокальчики: снежно-белые, обжигающе алые, бархатисто-фиолетовые, темно-красные я звенящие солнечным светом желтые.

Наиболее ранние сведения о тюльпанах относятся к литературным произведениям Персии. Здесь цветок называли «торбан» - турецкая чалма. Из глубокой древности пришла к нам легенда о нем. В золотистом бутоне желтого тюльпана было заключено счастье. До этого счастья никто не мог добраться, не было такой силы, которая смогла бы открыть его бутон. Но однажды по лугу шла женщина с ребенком. Мальчик вырвался из рук матери и побежал со звонким смехом к цветку, и золотистый бутон раскрылся. Беззаботный детский смех совершил то, что не могла совершить никакая сила.

Ни один цветок не был предметом таких страстей, невероятных историй и приключений, как тюльпан. Из Турции тюльпаны Лили завезены в другие страны. В Голландки луковица тюльпана стоила целого состояния. Разводились новые сорта. Негры Гарлема захотели иметь свой черный тюльпан и обратились с просьбой ко всем ботаникам мира. И когда был создан этот сорт - темно- сливового цвета, в честь его рождения был устроен грандиозный праздник. Луковицу тюльпана можно было купить за золото, алмазы, бриллианты. Александр Дюма описывает подарок Людовика XIV своей фаворитке - это был гарлемский черный тюльпан, стоивший 5000 ливров.

Литература:

  1. Давыдова, Т.Н. Легенды о цветах : тренинг фантазии и воображения для учащихся VII класса // Воспитание школьников. - 2009. - № 8. - С. 35-37.
  2. Золотницкий, Н.Ф. Цветы в легендах и преданиях / Николай Федорович Золотницкий. - М. : Дрофа, 2005. - 320 с : ил. - (Исторический альбом).
  3. Легенды о цветах // Образы природы в искусстве / Костромская обл. юнош. б-ка ;сост. Н.Г. Монахова. - Кострома, 2001. - С. 13-18.
  4. Легенды о цветах // Эскиз. - 2001. - № 5. - С. 4-5.
  5. Родная природа : легенды о цветах // Панорама Молодежной эстрады. - 2002. - № 1-2. - С. 168-172.
  6. Розовая тема // Эскиз. - 2008. - № 3. - С. 6-7.
  7. Тарасова, Е.Г. Азбука цветов : стихотворный материал о цветах // Читаем, учимся, играем. - 2006.- № 6. - С. 93-103.
  8. Цветные истории // Эскиз. - 2005. - № 7. - С. 4-5.



ЦВЕТЫ В ТВОРЧЕСТВЕ ХУДОЖНИКОВ

Благодаря поэтам, музыкантам и, конечно, художникам цветам дарована иная, вероятно, самая полная и прекрасная, вечная жизнь.

Остаться можно в памяти людской
Не циклами стихов и не томами прозы,
А лишь одной-единственной строкой:
«Как хороши, как свежи были розы!»

Живые цветы кажутся отражением гениальности Творца, а запечатленные художником - становятся воплощением «искусства ради искусства», свойства их реальных прообразов - красота, символичность, декоративность - только усиливаются. К. этой натуре слово «творец» наиболее применимо: Творец создал цветы, а художник - натюрморт или пейзаж.

За три с лишним века существования русской светской художественной школы цветы не раз бывали главными или равноправными героями многих произведений.

Шагал М. ЛандышиО, первый ландыш! Из-под снега
Ты просишь солнечных лучей.
А. Фет

Натюрморт «Ландыши» (1916) М. Шагала притягивает свежестью. Простота в изображении сочетается с щемящим чувством незащищенности и хрупкости красоты. Как прекрасна и загадочна символика цветов! Лилия - символ чистоты и непорочности, ландыш - слеза Богородицы, незабудка - постоянство. А мистический «аленький цветочек», ярко-красный цветок папоротника, расцветающий лишь в ночь на Ивана Купалу, исполняет заветные желания того, кто его найдет. Всеми любимая, воспеваемая поэтами и художниками роза символизирует молчание и тайну. Невозможно представить без цветов пиры Клеопатры, императорские выезды. В разные эпохи цветы были персонажами многих произведений, атрибутами в портретах, религиозных и жанровых композициях. И конечно, они - главные герои в натюрмортах, напоминающие нам о рае. Богоматерь. Неувядаемый цветВ раю «цветы цветут лазоревые» (стих о душе грешника).

В русской иконописи цветы всегда отождествляли с образом рая. В иконографии древнерусских икон Богоматерь сравнивали с «духовным садом» (икона «О тебе радуется», XV в., Псков). Как «духовный сад» неувядаемых цветов предстает Богоматерь и на иконе «Вертоград заключенный» (1677) Никиты Ерофеева Павловца. Она парит над Эдемским садом с деревьями и цветами (тюльпаны и гвоздики).

Г.Г.И. фон Преннер. Портрет империатрицы Елизаветы ПетровныСамый помпезный венок обрамляет изображение императрицы Елизаветы Петровны (1754) на портрете Г.Г.И. фон Преннера и прославляет ее.

Венчает букет, в котором доминируют розы с разным символическим значением, цветок подсолнуха - заморская невидаль в ту эпоху. Очень хороши и разнообразны тюльпаны в венке - признак богатства и знатности.

Толстой Ф. Букет цветов, бабочка и птичкаКак изменялись изображения цветов согласно вкусам, моде, стилям, веяниям времени - об этом рассказывает выставка.

Есть натюрморты «ботанические» - Ф.П. Толстого, И.Ф. Хруцкого, камерные, лирические - И. Крамского, академические и метафизические - И. Левитана, В. Поленова. Кажется, что авторы цветочных натюмортов Толстой и Хруцкий были ботаниками, настолько точно воспроизведены тычинки, пестики, стебли в доведенных до совершенства изображениях.

Впечатляют листы с натуры Толстого с изображением цветов, букетов в стеклянных вазах и экзотических птичек, тщательно выписанных.

Самый блистательный раздел: конец XIX - начало XX века, когда художники создавали самые захватывающие цветочные композиции.

Врубель М. СиреньХарактерные для М. Врубеля таинственность, недосказанность обнаруживаются в его шедевре «Сирень» (1900), изумительной по колориту, с роскошными гроздьями сказочной светящейся сирени

Не изображение конкретного лица среди цветов рождает эффект картины, а холодный пожар фиолетовых, голубых тонов, которыми высвечен черно-изумрудный фон.

Прекрасен и возвышен мир «голуборозовцев». Человек, вдохнувший аромат голубой розы, цветка мистической любви, согласно восточным преданиям, забывает все, что с ним происходило раньше. Излюбленный голубой цвет воплощающим духовность, символистскую беспредельность чистоты, доминирует на выставке во многих произведениях художников «Голубой розы», как в картине «Куст» (1916) П.С. Уткина - нежной, одухотворенной, погружающей в мир светлой печали. Точность в написании деталей сочетается с фантастическим видением. Натюрморты П.В. Кузнецова - как смутные сны, воспоминания. В работах С.Ю. Судейкина нарочитая лубочность сочетается с острым гротеском и пряным эстетизмом («Цветы и статуэтки», 1910).

Лентулов А. АстрыДля каждого поколения цветок воплощал нечто особенное. Художники находят в цветах логику построения, законы их сочетаний, вовсе не случайных. В изображении цветов они решали живописные и формальные задачи. Вот «Агава» (1916) П.П. Кончаловского, увидевшего в кубизме способ анализа художественной формы. Пространство картины мыслится как некий предмет, из которого с усилием кристаллизуются формы, словно ломающиеся, деформирующиеся.

В «Астрах» (1913) А.В. Лентулова смещение разноокрашенных фрагментов цветов используется для выражения напряженного взаимодействия форм между собой и пространством.Гончарова Н. Магнолии

В цветочных натюрмортах Н.С. Гончаровой 1910-х гг. цепляет декоративность, символика, очень самобытная манера: нежные ромашки, фактурные ноготки, подсолнухи. «Магнолии» - самый совершенный ее натюрморт парижского периода (1920-е), в котором форма цветка уподобилась форме вазы, где так органично прослеживается симбиоз живого и мертвого, естественного и искусственного.

В советскую эпоху живописание цветов давало художникам возможность заниматься свободным творчеством вне идеологической догматики.

Неожиданно свежим для активного пропагандиста доктрины соцреализма С.В. Герасимова выглядит его натюрморт «Розы» (1940).

Моисеенко Е. Портрет Ирины АлексеевойА натюрморты А.Ю. Никича - средство достижения гармонической ясности в мире простых вещей. Он проявлял интерес не к особой выразительности предмета, а к его согласованности с другими.

В «Портрете Ирины Алексеевой» (1974) Е.Е. Моисеенко цветы являются лишь дополнительным штрихом для характеристики модели.

Слегка обозначена на выставке и тема цветов у неофициальных художников.

Целков О. Агава в желтом горшкеЖесткий, агрессивный натюрморт «Агава в желтом горшке» (1956) О.Н. Целкова пугает зияющими черными проемами. В ином ключе решен метафизический натюрморт «Пионы» (1954) Д.М. Краснопевцева, рождающий ощущение гармонии.

Сложные инсталляции из живых и искусственных цветов (мастера Высшей школы ландшафтной архитектуры и МАРХИ) очень уместны на выставке, они делают ее современной, создают ощущение пространственности, обогащают наше видение, заставляют на многие вещи смотреть под иным углом.

Смысл некоторых натюрмортов изменяется, ускользает, научно обоснованные концепции формообразования успешно работают, хотя, быть может, не всегда кажутся органичными и могут вызывать споры.

Флористические мотивы также нашли свое отражение в творчестве зарубежных художников. Мы остановимся лишь на некоторых.


Цветы в творчестве Висента Ван Гога

Ван Гог. ПодсолнухиКогда мы произносим имя великого голландского художника Винсента Ван Гога, то первое, что вспоминаем, - знаменитые «Подсолнухи». Действительно, именно эти солнечные цветы стали символом его творчества. Ван Гог рисовал их очень часто. Сначала он просто хотел ими украсить свой дом в Арле. А потом оказывался недоволен законченным полотном и начинал новое. Он писал брату Тео в письме, что всякий раз не может передать цвет неба и солнца... Вот почему в разных музеях мира есть так много его знаменитых «Подсолнухов».

Но давайте восстановим справедливость: Винсент написал много и других цветов. Образно говоря, они и были его учителями живописи, ведь никакого профессионального художественного образования Ван Гог не получил.

Он составлял яркие букеты и замечал, как сочетаются цвет и форма, как взаимодействуют свет и тень, как красивы цветки, как причудливо изломаны стебли...

Ван Гог прожил 37 лет. И только последние семь он посвятил живописи. Однако его творческое наследие поразительно! Он создал более тысячи живописных полотен и столько же рисунков! Надо было обладать поистине вулканической энергией, чтобы в часы творческого подъёма писать по одной-две картины ежедневно! Подобно великому Рембрандту Ван Гог создал огромное количество портретов и автопортретов, по которым, как по книге, можно «прочитать» судьбу мастера.

Его жизнь трагически оборвалась в июле 1890 года в маленьком городке Овер недалеко от Парижа. Он был похоронен рядом с домом. На могилу художника брат положил двенадцать подсолнухов...

Сегерс Д. Среди цветовКартина «Среди цветов» является прекрасным образцом творчества известного фламандского художника XVII века Даниэля Сегерса. Эта работа - сочетание натюрморта, жанровой картины и пейзажа. Жанр цветочного натюрморта здесь наиболее выражен.

Мадонна с маленькими Иисусом и Иоанном Крестителем, окруженные букетами цветов, - одна из ведущих тем в композициях Даниэля Сегерса. Цвет в картине необыкновенно яркий и насыщенный, работу пронизывает праздничность и радость жизни. Часто такие работы писались для украшения родовых замков и дворцов. Такого рода изображения были распространены в XVII в. в Голландии и Фландрии. Сегерс был мастером изображения цветов, а написать фигуры он доверил другому художнику - одному из учеников Питера Рубенса. Возможно, им был Корнелис Схют.

Эта работа отличается от других произведений Даниэля Сегерса. На большей части его картин изображены Мадонна с младенцем, окруженные цветочными гирляндами. Этой работе художник придал более сюжетный характер: Мадонна с маленьким Иисусом и Иоанном собирают цветы и складывают в букеты.

Арчимбольдо. ВеснаОбразованный и утонченный художник, Арчимбольдо создавал произведения, перегруженные символами, живые метаморфозы, которые могут быть расшифрованы на разных уровнях. Эти необычные изображения, вроде Весны из цикла «Времена года», отражают распространенное в ту эпоху стремление к фантастическому, к воплощению в законченной художественной форме случайных сочетаний природных проявлений.

С определенного расстояния в Весне можно различии улыбающееся лицо молодой женщины, написанной в профиль. Но, рассматривая картину ближе, замечаешь, что изображение женщины и черт ее лица иллюзорно воссоздано Арчимбольдо посредством бесчисленного количества цветов, каждый из которых показан с натуралистической точностью. Кожа передана сочетаниями белых цветов, постепенно переходящих в розовые, чтобы дать ощущение инкарната, рот создан из двух бутонов темных роз, нос - из бутон; лилии, ухо - из тюльпана, а глаза - двумя ягодами белладонны. Наконец, волосы представляют собой корону из раз личных цветов разнообразных красочных оттенков.

Чешский график, плакатист, живописец, виртуозный мастер декоративно-прикладного искусства, Альфонс-Мария Муха - один из тех художников, кому судьбою была уготована ответственность (а, может быть, посчастливилось!) положить начало и развить новый художественный стиль - модерн!

Будучи скромным художником-иллюстратором и театральным декоратором, Муха в 1894 году создал первую в своей творческой биографии афишу (для знаменитой актрисы Сары Бернар). И с тех пор имя Мухи во всем мире ассоциируется в основном с плакатным искусством, в основе композиции которых - женские образы.

Им были созданы несколько серий символических плакатов: «Времена года», «Драгоценные камни», «Зодиак», «Искусство».

Муха А. Цветы

Серию «Цветы» А. Муха создал в 1898 году. Каждый из четырех цветов он представил в образе женщины, выразив едва уловимое настроение этих цветов, их грациозность и пластику.

Литература:

  1. Арчибальдо / Федерико Дзери. - М. : Белый город, 2001. - 48 с. : ил. - (Сто великих картин).
  2. Букет для Ван Гога // Эскиз. - 2009. - № 8. - С. 8-9.
  3. Вовк, О.В. Знаки и символы в истории цивилизаций / Олег Викторович Вовк. - М. : Вече, 2005. - 384 с. : ил. - (Тайны веков).
  4. Завадская, Е.В. Ци Бай-ши / Евгения Владимировна Завадская. - М. : Искусство, 1982. - С. 99-119.
  5. Маркова, Н. О символике цветов в классическом искусстве // Искусство. - 2006. - № 3 (февр.). - С. 21-23.
  6. Мастера натюрморта / сост. Г. В. Дятлева. - М. : Вече, 2002. - 271 с. : ил. - (Magistri artium).
  7. Селезнева, Е. Остатки рая на земле // Юный художник. - 2009. - № 6. - С. 19-23.
  8. Сурина, М.О. Цвет и символ в искусстве, дизайне и архитектуре : учеб. пособие для вузов / Мариэтта Олеговна Сурина. - Ростов н/Д : Феникс, 2010. - 152 с. : ил.
  9. Тимофеева, Н. Среди цветов // Мир музея. - 2008. - № 9. - С. 38-39.
  10. Трофимова, С. Роза - царица цветов // Юный художник. - 2009. - № 3. - С. 37-39.
  11. Турчин, В. Мы смотрим на цветок // Юный художник. - 1993. - № 11-12. - С. 12-17.
  12. Хан-Магомедова, В. Память об утраченной гармонии. // Искусство. - 2009. - № 10 (май). - С. 2-3.
  13. Цветы Альфонса Мухи // Эскиз. - 2001. - № 5. - С. 6-7.



ФЛОРАЛЬНАЯ ТЕМА В ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ

Каждый из нас хранит в сознании всю жизнь образ цветущего луга в теплый солнечный день, когда море ярких и пестрых цветов благоухает под бездонным голубым небом. Мы устраиваем в городах парки и сады, сажаем аллеи, разбиваем клумбы, делаем зимние сады или просто держим на окне комнатные растения, чтобы они всегда присутствовали в нашем окружении. Растения необходимы человеку, и потребность к любованию ими вошла в его плоть и кровь. Представления о прекрасном заимствованы нами от природы, и растительный мир играет здесь решающую роль. Цветы составляют основу многих натюрмортов на картинах крупнейших мастеров живописи, растительный орнамент является одним из преобладающих в мировом прикладном искусстве


Декоративные росписи и ювелирное искусство

Дамское рукоделие и увлечения

Литература:

  1. Бадаев, В.С. Русская кистевая роспись / Вячеслав Семенович Бадаев. - М. : Владос, 2005. - 31 с. : ил. - (Учебное пособие для вузов).
  2. Бедник, Н.И. Хохлома / Наталья Ивановна Бедник. - Л. : Художник РСФСР, 1980. - 39 с. : ил.
  3. Бедник, Н.И. Цветы на подносе / Наталья Ивановна Бедник. - Л. : Художник РСФСР, 1986. - 36 с. : ил.
  4. Бесчастнов, Н.П. Изображение растительных мотивов : учебник для вузов / Николай Петрович Бесчастнов. - М. : Владос, 2008. - 176 с., 16 л. ил. - (Изобразительное искусство).
  5. Буф, Дж. Фаберже / Джон Буф ; пер. Л. Маневич. - М. : Белый город, 2001.- 191 с : ил.
  6. Величко, Н.К. Роспись : Техники. Приемы. Изделия / Наина Кареновна Величко. - М. : Аст-Пресс, 1999. - 176 с. : ил. - (Энциклопедия).
  7. Гир, А. Роспись по стеклу : 20 чудесных проектов в стиле модерн / Алан Гир, Барри Фристоу. - М. : Арт-Родник, 2008. - 105 с. : ил.
  8. Искусство Гжели / авт.-сост. Нелли Александровна Якимчук. - М. : Советская Россия, 1985. - 167 с. : ил.
  9. Лущик, Л.И. Фантазийные цветы из ткани, бумаги, кожи, бисера / Лидия Иосифовна Лущик, Татьяна Борисовна Несмиян. - М. : Эксмо, 2006. - 79 с. : ил.
  10. Ляукина, М.В. Бисер / Марина Викторовна Ляукина. - М. : Дрофа-Плюс, 2005. - 143 с. : ил. - (Для начинающих).
  11. Орнамент всех времен и стилей : большая коллекция. - М. : Белый город, 2007.- 720 с. : ил.
  12. Осипова, Н.В. Современный цветочный дизайн / Наталья Васильевна Осипова. - М. : Олма-Пресс, 2002. - 255 с. : ил. - (Магия цветов).
  13. Саутан, М. Расписываем цветы по шелку / Мэнди Саутан ; пер. с англ. В.В. Афанасьева. - М. : Ниола-Пресс, 2007. - 80 с. : ил.
  14. Скребцова, Т.О. Фантазии со стеклом : витражи, картины, роспись / Татьяна Олеговна Скребцова, Лилия Александровна Данильченко. - Ростов н/Д : Феникс, 2006. - 188 с. : ил. - (Город мастеров).
  15. Соловьев, В.Л. Ивановские ситцы / Валерий Леонидович Соловьев, Маргарита Дмитриевна Болдырева. - М. : Легкая промышленность и бытовое обслуживание, 1987. - 224 с. : ил.
  16. Чудновская, А.Г. Вышиваем аксессуары гладью и бисером / Анна Григорьевна Чудновская. - М. : Эксмо, 2006. - 80 с. : ил. - (Азбука рукоделия).



ЦВЕТОЧНЫЙ ЭТИКЕТ

Ты так давно не даришь мне цветов,
Все время их дарить необходимо,
Букет цветов расскажет мне без слов.
Что я тобой еще любима.

Одно из индийских народных сказаний утверждает, что цветы появились на свет ради того, чтобы одаривать ими любимых. Украсить землю цветами, значит украсить её любовью.

Цветы облагораживают нашу жизнь, ласкают взор, смягчают нравы, приносят успокоение и отдых.

Дарить цветы - значит выражать чувства любви, почтения, расположения, уважения.

И, разумеется, прежде чем дарить букет, надо знать, соответствует ли он определенному случаю, сколько должно быть цветов. Основную роль в составлении букетов играет окраска цветов, и чтобы правильно расположить их, надо знать, какие цвета сочетаются наиболее гармонично.

Дарите чаще цветы друг другу!

Литература:

  1. Коган, М.С. На природу с классом! : праздники, игры затеи летом и осенью: для детей от 8 до 13 лет / авт.-сост. Марина Соломоновна Коган. - Новосибирск : Сибирское университетское издательство, 2008. - С. 88-90.
  2. Лебедева, О. Язык цветов // Воспитание школьников. - 2004. - № 6. - С. 77-78.
  3. Марченко, Н. Приметы милой старины : нравы и быт пушкинской эпохи / Нонна Марченко. - М. : Изограф : Эксмо-Пресс, 2001. - С. 149-160.
  4. Образы природы в искусстве / Костромская обл. юнош. б-ка ; сост. Н.Г. Монахова. - Кострома, 2001. - С. 18-19.
  5. Цветочный этикет // Осипова, Н.В. Современный цветочный дизайн / Наталья Васильевна Осипова. - М. : Олма-Пресс, 2002. - С. 177-183 : ил. - (Магия цветов).
 
Rambler's Top100 Цитируемость ресурса Рейтинг@Mail.ru Портал Library.Ru 1-я Виртуальная справка

Ивановская областная библиотека для детей и юношества © 2007-2024
Яндекс.Метрика